Стратегия и тактика управления
В менеджменте часто присутствуют две противоположности (имеет место дуализм управления): стратегия и тактика; централизация и децентрализация; формальное и неформальное; традиционное и нетрадиционное и т.д., существующие как две стороны медали, как единое целое, создающее спектр приёмов и методов, разнообразие походов к управлению социально-экономическими объектами.
Стратегия управления– это направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Тактика – это пути и этапы движения в рамках этого направления.
С позиции стратегии и тактики можно проанализировать любую проблему, ситуацию, любое управленческое решение.
Стратегия, так же как и тактика должна быть предметом специальных разработок, опирающихся на исследование, прогнозирование, цели, оценки возможностей (ресурсы, опыт, потенциал и пр.).
В современном практическом менеджменте исключительное значение имеет сочетание стратегии и тактики управления, их соответствие.
Понятие стратегии.
Стратегия в управлении – это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленной цели.
Стратегия управления – не только программы развития фирмы, но и особое качество функций управления и управленческих решений, персонала управления и организации управления.
Стратегия управления находит своё реальное воплощение в программе развития, целях, принципах практического управления, требованиях к персоналу, в методиках разработки управленческих решений.
На вопрос “что такое стратегия” можно ещё ответить следующим образом (рис. 16.1.1.):
- система всеобъемлющего контроля (отслеживание | |||
параметров предприятия: фондов, реализации, | |||
мощностей, расходов и т.д.) | |||
- рамка для инноваций (создание новых продуктов, | |||
процессов и захвата рынков) | |||
С | - формирование квалификации и способностей | ||
Т | необходимых людей | ||
Р | - политическое планирование (разрешение | ||
А | конфликтов между группами работающих внутри | ||
Т | и вне бизнеса). Объектами планирования | ||
Е | становятся: дивиденды, зарплата, рабочие места, | ||
Г | работа с прессой | ||
И | - исследование будущего, анализ сценариев | ||
Я | - идея, дающая преимущество в конкурентной | ||
борьбе | |||
- совокупность ориентиров для деятельности | |||
предприятия | |||
- комплексный план, предназначенный для | |||
осуществления миссии организации и достижения её целей | |||
Рис. 16.1.1.
Под стратегией можно понимать совокупность ориентиров и ограничений, которые определяют направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Стратегия – это своеобразный “коридор” использования различных тактик.
Рассмотрим пять случаев, раскрывающих понятие стратегии:
1Понятие стратегии всегда надо соотносить с понятием развития. Нет стратегии без развития. В этом отношении стратегия есть совокупность изменений, определяющих жизнестойкость фирмы и увеличивающих вероятность её выживания в условиях изменяющейся среды.
2Понятие стратегии неотделимо от понятия цели, которая в развитии выступает в качестве маяка, главного ориентира развития, отражает тенденции изменения интересов, которые определяют деятельностную активность человека. Цель фокусирует проблемы, позволяя выделить из них главные и строить на этом тактику управления.
3Понятие стратегии невозможно отделить от понятия прогнозирования. Стратегия выступает как результат осмысленного и аналитического, точнее сказать, научного предвидения будущего, реальностей его достижения, понимания необходимого.
4Понятие стратегии нельзя оторвать и от понятия “миссия”, которая характеризует назначение фирмы и её роль в общих тенденциях развития человека, общества, цивилизации и человечества.
5Понятие стратегии неразрывно связано с понятием “методология управления”. Методология требует стратегического подхода к управлению, а стратегия управления немыслима и невозможна без методологии управления, без соответствующего внимания к ней.
Выделим основные составляющие понятия стратегии и зафиксируем на них внимание (рис. 16.1.2.).
Рис. 16.1.2.
Стратегия является одной из важнейших характеристик управления. Если управление строится на обоснованной стратегии и с учётом её основных положений, то такое управление называют стратегическим.
Стратегия существует в той или иной мере в любом управлении. Поэтому и можно рассматривать стратегию как общую или как специфическую характеристику управления. Для стратегического менеджмента это специфическая характеристика.
Стратегия – это, так же как и тактика, категория выбора и предмет разработки. Стратегии могут быть различными. Они бывают размытыми и ясными, рассчитанными (спланированными) и в виде общего представления, стратегия может отражать экономическое, социальное, организационное, технологическое или научно-техническое развитие.
Могут быть следующие виды стратегии (рис. 16.1.3.):
конкуренции | производства | ||
качества | маркетинга | ||
инновационной | внутреннего развития | ||
деятельности | |||
внешнего развития | |||
в работе с персоналом |
Рис. 16.1.3.
Предвидеть последствия своих действий стремится каждый менеджер, но не каждому это удаётся. Надо не просто предвидеть, надо иметь стратегию.