Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана
После подписания договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, в основных задачах которого изначально было прописано сближение в рамках таможенного взаимодействия, в течении нескольких лет продолжались консультации по вопросу формирования Таможенного союза, и, наконец, 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о его создании, а 27 ноября этого же года в Минске был подписан договор о кодексе ТС. Правда, лишь три государства – Россия, Белоруссия и Казахстан – оказались на тот момент готовы к этому шагу; их законодательство в области внешнеторгового регулирования обнаружило наибольшую степень гармонизации.
Основные концептуальные принципы функционирования Таможенного союза предполагают следующую, более высокую степень интеграции, чем зона свободной торговли, которая существует на сегодняшний день между государствами – участниками ЕврАзЭС и Содружества Независимых Государств. При этом ТС подразумевает в дополнение к беспошлинной торговле между государствами-участниками применение единой внешнеторговой политики и в отношении третьих стран, не входящих в объединение, то есть единую таможенно-тарифную политику, включающую в себя единый таможенный тариф, единые меры нетарифного регулирования, унифицированное таможенное законодательство.
Формирование Таможенного союза шло достаточно быстрыми темпами. 6 октября 2007 года был утвержден план действий по принятию всех необходимых мер на 2008–2010 годы, 9 июня 2009 года одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории.
Двумя самыми важными датами финальной стадии формирования союза стали – 1 января и 1 июля 2010 года. Сначала вступила в силу первая фаза работы ТС – действие единого таможенного тарифа. Вместе с ним с начала года обрел силу целый ряд важных документов: единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками; перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода одной из сторон применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок единого таможенного тарифа; положение о применении ограничений и другие.
Что касается 1 июля, то это дата начала действия кодекса Таможенного и создания единой таможенной территории. Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации договора о кодексе ТС 3 июня 2010 года; ранее, 21 мая он был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации 26 мая. Казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев подписал аналогичный закон 25 июня после того, как двумя неделями ранее его принял парламент страны. Кроме того, с 1 июля все решения комиссии Таможенного союза, например по изменению Таможенного кодекса, таможенных процедур, введению защитных мер в отношении третьих стран и т.д., будут приниматься странами-участниками только консенсусом. До этого консенсусное принятие решений применялось только на уровне высшего органа ТС – межгосударственного совета ЕврАзЭС.
Наконец, создание единой таможенной территории потребовало определения нормативов распределения ввозных таможенных пошлин. В результате по разработанному нормативу доля Белоруссия – 4,70%; Казахстан – 7,33%; Россия – 87,97% от общей суммы ввозных таможенных пошлин, собираемых по всему Таможенному союзу.
Важным элементом функционирования Таможенного союза является его организационная структура и система управления. 6 октября 2007 года в Душанбе главами государств Казахстана, России и Беларуси был подписан договор о создании комиссии Таможенного союза. Договором предусматривается создание единого постоянно действующего регулирующего органа, ответственного за исполнение решений высшего органа ТС, – межгосударственного совета ЕврАзЭС, который заседает на уровне глав государств, а также глав правительств объединения.
При этом в принятом документе закреплено, что решения, принимаемые комиссией, будут иметь обязательную силу исполнения на территориях государств Таможенного союза, что направлено на повышение эффективности функционирования данного исполнительного органа. 5 ноября 2009 года принято нормативное постановление конституционного совета Казахстана о том, что решения международных организаций и их органов, образуемых в соответствии с международными договорами, в том числе комиссии Таможенного союза, по общему правилу имеют приоритет перед законами республики и могут применяться непосредственно. Договором также предполагается добровольная поэтапная передача комиссии Таможенного союза части национальных полномочий государствами, формирующими ТС, в конкретных сферах внешнеторгового регулирования. В соответствии с решением глав государств от 27 ноября 2009 года, с 1 января 2010 года комиссии Таможенного союза передаются полномочия в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
В комиссию Таможенного союза входят по одному представителю от каждой стороны: от Республики Беларусь – заместитель председателя правительства Кобяков Андрей Владимирович; от Республики Казахстан – первый заместитель премьер-министра ШукеевУмирзакЕстаевич; от Российской Федерации – первый заместитель председателя правительства Шувалов Игорь Иванович. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. При этом голоса в комиссии Таможенного союза распределены следующим образом: Казахстан – 21,5%; Белоруссия – 21,5%; Россия – 57%. В случаях, если одна из сторон не согласна с принимаемым решением комиссии или не набрано необходимое количество голосов, вопрос вносится на рассмотрение высшего органа ТС, который принимает решение консенсусом. Комиссия также вправе принимать решения консенсусом, если это предусматривается международными договорами, формирующими правовую базу Таможенного союза. Всего с 2009 года состоялось 14 плановых заседаний комиссии Таможенного союза, внеочередное заседание 19 декабря 2009 года и рабочая встреча 25 марта 2010 года в Москве. К настоящему моменту комиссией принято более 200 решений, направленных на обеспечение условий функционирования ТС.
Основой деятельности Таможенного союза выступает таможенно-тарифное регулирование, главным элементом которого является единый таможенный тариф, вступивший в силу с 1 января 2010 года. Он определяет торговую политику государств – членов ТС по отношению к третьим странам. На момент начала формирования единого тарифа у Белоруссии, Казахстана и России совпадало порядка 40% импортных пошлин (у России и Белоруссии они совпадают на 95%), которые были зафиксированы как базовый перечень ЕТТ. Таким образом, перед правительствами трех государств стояла задача по унификации около 60% таможенных пошлин.
В ходе работы по унификации таможенных пошлин члены ТС руководствовались двумя основными критериями. Первый из них – наличие собственного производства. Имеется в виду, что предлагаемые таможенные пошлины должны обеспечивать защиту отечественных производителей. В случае отсутствия производства предложения должны учитывать интерес потребителей. Следующий критерий – структура импорта. Если основная доля импорта приходится на страны СНГ либо товар не импортировался в страну на протяжении нескольких лет, то данный товар не является чувствительным к изменениям ставок таможенных пошлин. В данном случае принимались максимальные ставки таможенных пошлин либо усреднение. При формировании ЕТТ на регулярной основе проводились консультации с представителями национального бизнеса по вопросам изменения ставок импортных таможенных пошлин.
К примеру, при формировании ЕТТ Казахстан оставил за собой право применять более низкие ставки таможенных пошлин на импорт порядка 400 товаров в течение переходного периода. Следует отметить, что переходный период предусмотрен преимущественно в отношении тех товаров, производство которых планируется осуществлять в рамках программы по диверсификации экономики. Так, в Казахстане существует несколько проектов по развитию предприятий нефтехимической отрасли, производству алюминия, бумаги и других товаров, в том числе с участием иностранного капитала. Кроме того, переходный период также принят в отношении наиболее чувствительных товаров, куда относятся лекарственные средства и медицинское оборудование, сырье для нефтехимической отрасли, некоторые виды изделий из алюминия, целлюлоза, бумажная продукция, инструменты. Что касается Таможенного кодекса, то в его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), на которых базируются основные нововведения. Из трех стран – членов Таможенного союза на сегодняшний день к Киотской конвенции присоединился только Казахстан. Структура кодекса состоит из восьми разделов, содержащих 50 глав, 373 статьи общей и специальной части.
Несмотря на то что подавляющая часть пути к полноценному функционированию Таможенного союза уже проделана, остается еще много планов, которые предстоит осуществить в будущем. В частности, один из пунктов, который обязательно будет воплощен в жизнь, – создание интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС. Она призвана обеспечить таможенный, налоговый, транспортный и другие виды государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Создаваемая система должна состоять из центрального узла комиссии Таможенного союза и узлов, разворачиваемых в каждом государстве – участнике ТС. Взаимодействие между всеми узлами системы обеспечивается за счет формирования и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов. В конечном счете, создание интегрированной информационной системы позволит полноценно осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на территории Таможенного союза. Для этого разработан проект концепции, раскрывающий основные элементы процесса создания необходимого механизма, проекты соглашения о создании информационной системы и соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами в рамках ЕврАзЭС.
Другое направление будущих переговоров в рамках ТС – механизм разрешения хозяйственных споров. Пока подобными вопросами в ЕврАзЭС занимается экономический суд СНГ, однако в перспективе эти функции должны перейти к суду ЕврАзЭС. На сегодняшний день разработан проект статута этого института, согласно которому к его ведению относится разрешение споров: 1) возникающих при толковании и применении сторонами договора об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года и других международных договоров в рамках ЕврАзЭС и выполнении принятых органами организации решений; 2) возникающих в связи с толкованием и применением международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений комиссии Таможенного союза; 3) о действии (бездействии) комиссии, которое влечет за собой нарушение действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС. Между тем суд ЕврАзЭС не обладает компетенцией по рассмотрению заявлений хозяйствующих субъектов государств-участников об оспаривании решений комиссии ТС. В связи с этим в рамках союза создан экспертный совет по рассмотрению заявлений хозяйствующих субъектов государств-участников. Положение об экспертном совете утверждено межгосударственным советом ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года.