Организация снабжения и сбыта готовой продукции.
Материально-техническое снабжение по своей экономической сущности представляет собой систему планового распределения средств производства и организации своевременной доставки их от производителя к потребителю. Основная функция системы материально-технического снабжения заключается в бесперебойном обеспечении процесса воспроизводства материальных благ всеми необходимыми предметами труда (сырьем, материалами, комплектующими изделиями и деталями, т. е. всем тем, что условно можно назвать понятием «материалы» и средствами труда (машинами, станками, агрегатами, двигателями, т. е. всем тем, что входит в понятие «средства технического вооружения производства, или просто «техника»).
Бесперебойное и комплектное материально-техническое снабжение — важнейшая предпосылка ритмичной работы предприятий, улучшения использования основных и оборотных фондов, ускорения оборачиваемости оборотных средств и выполнения плана производства с наилучшими технико-экономическими показателями.
В масштабе всего народного хозяйства снабжение и сбыт представляют собой две стороны одного и того же процесса материально-технического снабжения и осуществляются едиными органами. В разрезе предприятий службы снабжения и сбыта обособлены. Первые занимаются выявлением потребностей предприятий в материальных ресурсах, планированием их завоза, получением, хранением и непосредственным обеспечением ими потребителей, вторые — изысканием всех имеющихся источников ресурсов, их распределением в соответствии с народнохозяйственным планом, загрузкой производства согласно полученным от потребителей заказам, а также организацией транспортировки грузов от поставщиков к потребителям.
Перед системой материально-технического снабжения стоят следующие задачи:
1. Правильно и своевременно определять потребность предприятий в средствах производства применением новых методов изучения потребностей, основанных на оценке перспектив развития потребителей, достижений научно-технического прогресса в расходовании материальных ресурсов;
2. Выявлять все имеющиеся каналы покрытия установленной потребности в материальных ресурсах не только за счет централизованных источников в соответствии с плановыми заявками, но и за счет мобилизации ресурсов средств производства на самих предприятиях;
3. Организовывать своевременную и с минимальными издержками доставку материальных ресурсов от производителей к потребителям;
4. Обеспечивать правильное хранение материальных ценностей на складах и экономное расходование их установлением прогрессивных норм.
В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия: сбыт, финансы, производство, закупки, разработки и т.д. Для того, чтобы деятельность предприятия приносила доход, необходимо постоянно прогнозировать спрос и анализ имеющихся ресурсов данного предприятия. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем, для постоянной корректировки показателей производства и сбыта при их изменении на рынке. [1]
Целью работы является формирование целостных знаний о рациональной организации планирования снабжения и сбыта на предприятии.
Задачами данной статьи является подробное раскрытие темы, обретение глубоких знаний по вопросам правильной стратегии и тактики в области снабжения сбыта продукции и услуг.
А также изучение разработки и реализации задач управления снабжения и сбыта.
Коммерческая деятельность представляет собой обширную сферу организационной деятельности предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров, для того чтобы удовлетворить спросы населения и продать свой товар. Из этого следует, что коммерческая работа на предприятии – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара.
Организация коммерческой деятельности предприятия состоит из двух укрупненных составляющих: одна направлена на ориентацию производственных служб на выпуск продукции, которую хочет получить потребитель, а другая представляет собой непосредственно само содержание коммерческой деятельности: закупки по приемлемым ценам сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства продукции (снабжение), а также организацию продаж произведенной продукции с наименьшими издержками обращения (т.е. сбыт продукции).
Организация коммерческой деятельности предприятия основывается на некоторых принципах и методах управления. Рассмотрим основные принципы построения управления коммерческой деятельностью торгового предприятия:
Необходимость согласованности между подразделениями (службами). То есть каждая служба должна отвечать за свои функции, но в целом действия всех служб должны быть скоординированы и согласованы;
Необходимость иерархичности структуры управления, то есть организация управления коммерческой деятельностью предприятия должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные связи;
Необходимость комплексного подхода в управлении. В данный аспект входит все тонкости, воздействующие на управленческие решения коммерческой деятельности, например, как происходит взаимосвязь коммерческих процессов предприятия с субъектами внутренней и внешней среды. Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям и предприятие должно подстраиваться под эти изменения для своей успешной деятельности
Организация коммерческой деятельности нельзя отделить от системы управления предприятием, следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и всех составляющих элементов, создающих целостную систему управления предприятием.
Говоря о планировании, в первую очередь думаем, о планировании снабжения, ведь чтобы что-то продать, необходимо сначала что-то приобрести.
Планирование снабжения заключается в составлении планов обеспечения предприятия сырьем и материалами с учетом количества на определенные даты с учетом минимума общих затрат на доставку и хранение. На предприятиях разрабатываются текущие и долгосрочные планы закупок.
Процесс планирования снабжения предприятия включает три стадии: На первой стадии формулируются цели предприятия, собирается информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах; На второй стадии, исходя из целей предприятия на перспективу, определяются темпы роста основных показателей деятельности, доля предприятия на рынке; Уже на третьей стадии разрабатывается стратегия предприятия с учетом полученной информации и определяется перспективная потребность производства в материальных ресурсах, то есть, сколько материалов можно приобрести, чтобы изготовить свою продукцию.[2].
Как видно из данной схемы, предприятие сначала оценивает уже имеющиеся ресурсы на складе, только потом оформляет и формирует план снабжения для дальнейшего производства товаров и услуг. Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются: конкурсные торги (тендеры); письменные переговоры между поставщиком и потребителем. [3] Пример, конкурсные торги это распространенная форма поиска поставщиков. Которые проводятся в случае если, предполагается закупить сырье на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. В России на настоящий момент, самым крупным считается тендер на строительство московского метрополитена, который составил около 574 млрд. руб.
Отсюда можно сделать вывод о том, что рациональная организация снабжения в значительной мере предопределяет уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, а также увеличение прибыли и рентабельности предприятия.
Рассматривая планирование снабжения, не стоит забывать о планировании сбыта.
Сбыт продукции это одна из сторон коммерческой деятельности промышленного предприятия. Объем сбыта определяет величину доходов предприятия, прибыль, а также уровень рентабельности. [1] Организация сбыта включает в себя: составление плана сбыта предприятия; формирование портфеля заказов; выбор наиболее эффективных каналов сбыта продукции; распределение объема сбыта товаров по регионам.
Изобразим планирование сбыта продукции на N-ом предприятии (Таблица 2)
Таблица 2- Планирование сбыта продукции на год.
Товар | Годовой объем продаж, тыс.р | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
А | |||||
Б | |||||
В | 112.5 | 112.5 | 112.5 | 112.5 | |
Г | 87.5 | 87.5 | 87.5 | 87.5 | |
Д |
Несмотря на внешнюю простоту, этот план имеет высокое значение в текущей деятельности компании, так как именно в нем излагаются конечные задачи для экономистов предприятия на предстоящий год.
Итак, план сбыта является основным стратегическим и оперативным документом, как для зарубежных фирм, так и для всех отечественных
Среди многообразия систем сбыта выделяют три основных, используемые в зависимости от осуществления реализации продукции. (Таблица 3)
Таблица 3 — Основные системы сбыта
Внутренняя система сбыта | Сбыт продукции производится самим предприятием — изготовителем |
Внешняя система сбыта | Наличие посредника, осущ, торговлю самостоятельно, на зависящий экономически от предприятия — изготовителя |
Комбинированная система сбыта | Не связана с предприятием — изготовителя, сбыт осуществляется через экономически независимые сбытовые компании |
В зависимости от специфики предприятия выделяют следующие системы сбыта: розничная, то есть краткосрочные соглашения между производителем и другими звеньями, где каждая структура стремится обеспечить себе максимально возможную прибыль. Оптовые системы сбыта — для нее характерны вертикальная и горизонтальная координация систем сбыта, горизонтальная координация состоит из двух или нескольких производителей, взявших на себя обязательства по сотрудничеству с предприятием 1ой отрасли, где основной задачей планирования является согласование объема производства и сбыта. [4]
Таким образом, сбыт готовой продукции включает в себя комплекс маркетинговых и логистических операций. Маркетинг в этом случае формирует спрос, а логистика его реализует с помощью формирования технологических цепей продвижения продукции.
В ходе статьи были подробно изучены понятия снабжения и сбыта продукции на предприятии, стадии планирования снабжения, а также показаны виды систем сбыта и их описание.
Подводя итоги данной работы, был сделан вывод о том, что необходимость в планировании снабжения и сбыта постоянно должна присутствовать на предприятии, так как это формирует спрос на продукцию, а следовательно и улучшает экономическое положение предприятия в условии рыночной конкуренции.