Состояние рынка сбыта готовой продукции

К мясным консервированным продуктам питания относятся традиционные говядина и свинина тушеная; говядина и свинина в собственном соку, в желе, мясо птицы в собственном соку, каши, деликатесы (язык, ветчина и пр.), а также паштетная группа, в которую входит большое разнообразие паштетов - как традиционных, так и с различными добавками: грибов, чернослива, паприки, зелени и т.п. По данным Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), объем российского рынка мясных консервов увеличивается в среднем на 3-7% в год. Рост рынка по Верхне-ухабинскому региону ниже российского уровня и составляет примерно 2-5%. В прошлом году российский рынок мясных консервов, по данным марке-тологов консервного завода «Ставропольский», был представлен на 80% отечественной продукцией и на 20% продукцией импортного производства. Емкость рынка мясных консервов за этот период выросла по отношению к 2012 году на 30% и оценивается сейчас в 250-270 тыс. тонн в год. Рынок мясной консервации имеет свою специфику. Здесь еще сохранился госзаказ, и крупнейшими потребителями являются Госрезерв, МЧС, Минобороны, МВД, ГУИН и т.д., так называемый корпоративный сектор, который является основным потребителем мясной консервации. Доля населения, потреб-ляющего мясные консервы, по оценкам экспертов, составляет не более 25-30%. По данным ИТКОР, в корпоративный сектор крупнейшие российские производители поставляют от 5 до 100% собственного объема производства мясных консервов. Мясные консервы для корпоративного сектора обяза-тельно должны соответствовать ГОСТу. Оставшуюся часть мясоконсервной продукции производители распределяют между крупными и мелкими оптовыми организациями, в розничную сеть (в том числе собственные магазины, торговые дома и т.д.) отправляется меньшая часть. « Крупней-шими поставщиками мясных консервов в корпоративный сектор является ряд российских мясоперерабатывающих комбинатов, - говорит эксперт ИТКОР Мария Бжезинская . - «Продресурсы» и Серпуховский мясоперерабаты-вающий завод поставляют в корпоративный сектор весь объем произве-денной мясоконсервной продукции, Нарофоминский и Борисоглебский мясоперерабатывающие комбинаты – 70%, Ставропольский – 60%, Бурятмясопром – 50%, «Главпродукт» и «Гипар» – по 40% от объема выпуска мясных консервов. В натуральных показателях крупнейшими поставщиками в корпоративный сектор мясоконсервной продукции являются «Бурятмясопром», Борисоглебский МПК, «Главпродукт», Ставропольский МКЗ, «Продресурсы» и СерпуховскийМПК». По истечении определенного срока хранения мясных консервов корпоративный сектор реализует неиспользованную часть продукции через оптовые фирмы. Рынок мясных консервов подразделяется на сегменты согласно таким параметрам, как состав, цена, упаковка. По данным ИТКОР, мясные консервы делятся на пять основных групп по составу: из говядины, изготовленные по ГОСТу 5284-89, безбелковые и с добавлением белка; из свинины, изготовленные по ГОСТу 697-84, безбелковые и с добавлением белка; мясорастительные; из мяса птицы; паштеты с добавками и без добавок. К мясной консервации относятся консервы, для изготовления которых не используется закладка растительных составляющих (говядина тушеная, свинина тушеная, печень, сердце), или консервы, изготовленные по ТУ (ветчина стерилизованная, язык в желе, субпродукты, мясо рубленое в желе). Консервированные продукты питания по ГОСТу (первый и высший сорт) – это высококачественные продукты, в состав которых входят крупные (не менее 30 г) куски натурального волокнистого мяса, лавровый лист, перец, соль. Срок годности от 3 до 6 лет. Продукция, изготовленная по техническим условиям (ТУ), как правило, производится из менее качественных компонентов (например, из субпродуктов, замороженного прессованного мяса, соевого суррогата). По стоимости такая тушенка в 1,5-2 раза дешевле, данная продукция ориентирована для покупателей с низким и средним достатком. Срок годности не превышает двух лет. Мясорастительные консервы изготав-ливают с дополнением сырья растительного происхождения к закладке мяса: первые блюда (супы, щи, борщи), каши с мясом, вторые блюда (фаршированные голубцы, перец, фрикадельки и прочее). Консервы с соей тоже считаются мясорастительными. Фаршевая консервация и паштеты могут относиться как к мясной, так и к мясорастительной консервации в зависимости от состава и технологии производства. Зачастую эту консервацию рассматривают как отдельный сегмент в силу некоторых особенностей, к которым можно отнести потребительские предпочтения, сезонность, ликвидность. По оценке специалистов компании «Хаме», на сегодняшний день объем сегмента консервированных паштетов (без тушенки и других мясных консервов) составляет около 20 тыс. т в год. Рост сегмента паштетов специалисты компании оценивают примерно в 5% ежегодно.





В каждом из сегментов можно выделить 3-4 позиции, которые наиболее востребованы потребителями. В последнее время можно смело говорить о говядине тушеной ГОСТ как о ярком образце мясной консервации, которая имеет свой «отдельный рынок», ценообразование и спрос. Это высоко-ликвидная позиция, которая постоянно востребована. Говядина, изготов-ленная в соответствии с ГОСТом, занимает примерно треть рынка мясных консервов. Свинина, выпущенная в соответствии с ГОСТом, - чуть более 10% рынка. Остальные виды мясных консервов имеют доли рынка от 6 до 8%. Рост сегмента мясных консервов из говядины происходит медленнее, чем сегментов паштеты и мясо птицы. Ежегодный рост объемов продаж в Верхнеухабинском регионе мясных консервов из говядины составляет 2%, из свинины – 1,5-2%, по мясорастительным консервам – 2-3%, по группе паштеты – 13%, по рынку консервов из мяса птицы рост доходит до 20%. Правда, в масштабах России доля отдельных сегментов и их динамика могут быть иными, так как их формирует другой потребительский спрос.

Структура потребления определяется в первую очередь уже сложив-шимися потребительскими предпочтениями. Несмотря на постепенное изменение привычек и вкусов, для определенной части населения нашей страны макароны по-флотски и картошка с мясом остаются любимыми блюдами. Говядина тушеная наиболее приемлема и привычна для потребителя по многим качественным показателям. В рамках всероссийского исследования стиля жизни и уровня потребления «TGI-Россия» компания «КОМКОН» приводит данные о доле потребителей различных видов мясных консервов в сравнительной динамике за первое полугодие 2007 года и за аналогичный период 2008 года. Так, в целом по России в первом полугодии 2008 года 41,8% семей употребляли тушенку и консервированное мясо, 35,4% покупали мясные и печеночные паштеты, 8,7% домохозяйств использовали в пищу консервированную ветчину (в первом полугодии 2007 года соответственно – 37,7, 29,1 и 8%). Употребление в пищу консервов росло. В Москве количество семей, покупающих паштеты, выросло и составило 44,8% (35,3% за соответствующий период 2007 года), тушенка и консервированное мясо появились на столах у 40,3% семей (в 2007 году их было 34,7%). А вот количество семей, употребляющих консервированную ветчину, в Москве в 2008 году пусть незначительно, но все-таки уменьшилось и составило 9,3% (9,6% в 2007 году). Внутри групп по некоторым отдельным сегментам отмечается тенденция снижения объемов рынка. Это обусловлено в первую очередь перераспределением потребления: одни консервы потребитель заменяет другими в своем рационе питания. Например, вместо мясных консервов из говядины или свинины, выпущенных в соответствии с ТУ с добавлением или без добавления растительного белка, наибольшим спросом начинают пользоваться мясные консервы, выпущенные в соответствии с ГОСТом.

Сбыт консервов подвержен сезонности. Самая сложная пора для сбыта консервов - декабрь-февраль. Основная доля потребления приходится на весну-лето. В данный период мясные консервы используют как продукт быстрого приготовления. По данным ИТКОР, уровень объемов реализации в летние месяцы превышает уровень объемов продаж в другие сезоны: на 23% по сравнению с уровнем продаж в зимние месяцы, на 22% - в осенние, на 15% - в весенние месяцы. На рынке все большим спросом пользуются мясные консервы из мяса птицы и паштетов. Данная продукция, по мнению потребителей, более соответствует здоровому питанию, так как эти продукты легче усваиваются организмом. В последний год отмечался заметный рост объемов потребления мясных консервов из мяса птицы, примерно на 20% в год (по данным ИТКОР). Рост объемов потребления на рынке мясных паштетов связан в первую очередь с ростом объемов потребления паштетов с различными добавками, имеющими оригинальный и своеобразный вкус. По рынку паштетов темпы роста доходят до 15% в год, по рынку паштетов с добавками объемы увеличиваются на 20-25% в год. Развиваться будет также сегмент деликатесов и тушенки премиального сегмента. Упаковка и внешний вид консервов играют значимую роль в позиционировании продукции. Состав консервов в жестяной банке – самой распространенной упаковке, не виден потребителю, а значит, предпочтение той или иной банке не может быть отдано по содержимому, и покупатель вынужден принимать решение на основании информации, имеющейся на этикетке. Замена традиционной этикетки полноцветным литографированием способствует увеличению потребительской привлекательности консервов. Удобная упаковка, красивое оформление, дизайн, достоверная информация о составе, выкладка в торговой точке – все это определяет выбор потребителя. В настоящее время большинство производителей используют жесть для производства консервной банки. При полном освоении запроектированных мощностей, при выпуске 16 000 тыс. банок (5,4 тыс.т) в год, доля предприятия в выбранном сегменте рынка составит около 1,8 %.

Прогнозируемый объем производства и продаж консервов рассчитывается исходя из:

· максимальной производственной мощности консервной линии - 5000 банок в час;

· коэффициента непрерывной работы в сутки - 12;

· коэффициента использования – 0.85;

· средний вес банки – 338г.

Тогда, максимальный объем производства в натуральном выражении составит: 5000х12х0.85 = 51.000 банок в сутки, или 17238 кг консервов, что больше прогнозируемых 5400000 кг/год и, следовательно, характеризует прогноз выпуска с высокой вероятностью желаемого исхода. Сбыт мясной консервации планируется в полном объеме осуществлять на экспорт (в РФ) по полученным офертам от Верхнеухабинских предприятий и согласно договорам намерений (копии прилагаются). Основное требование, предъявляемое к тушенке со стороны покупателей - ее качество. Данным требованиям предприятие отвечает, так как современное автоматизиро-ванное оборудование, качественное сырье и изначальное соблю-дение требований ISO-2000 и HASP для предприятий мясоперерабатыва-ющей промышленности дают высокие технологические и потребительские характеристики продукции. Предыдущий опыт предприятия по сбыту мясной продукции позволил приобрести необходимую квалификацию персоналу и укомплектовать технологическое оборудование по требованиям стандарта продукции, отправляемой на экспорт. Максимальный объем производства в натуральном выражении (16000 тыс.б/год) меньше подтвержденного спроса (17500 тыс.б/год) и является признаком гарантированного сбыта продукции в инвестиционный период.

Анализ рынка сырья

Сырьевой базой производства предприятия являются:

· поставки импортного блочного мяса свинины и говядины;

· охлажденная свинина и говядина в п/т производства Россия;

· тушки цыплят бройлеров (охлажденные и замороженные) местного производства.

По установившимся договорным отношениям с поставщиками сырья из Польши и ФРГ предприятие осуществляет закупку основной массы сырья, для промышленного производства используя преимущества Свободной Экономической Зоны (СЭЗ). То есть, без квот и пошлин, за счет чего достигается значительная экономия на закупках, обеспечивающая изначальные преимущества данного предприятия по сравнению с аналогичными производствами в данной отрасли. Установившаяся цена 1 кг говядины в РФ на момент анализа составляла 3.8 - 4.1 $/кг. В СЭЗ стоимость аналогичного сырья составляет порядка 2.65 – 3.0 доллара за кг.

При среднегодовой норме выпуска в 5400 т продукции предприятию потребуется около 4050 т сырья на сумму 11540000 $ в год. С учетом оборачиваемости средств в среднем за 1,5 месяца, объем необходимых оборотных средств составляет 1450000 $ , плюс 275000 $ на специи и материалы.

Рынок мясосырья и цены на нем можно считать устоявшимися, а каналы поступления проверенными и надежными на весь инвестиционный период.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН

Данный бизнес план ориентирован на обоснование условий развития предприятия и подготовки производства к выпуску консервированных продуктов.

Таблица 4.1. Объекты и направления инвестиций

Направления инвестиций Шт. Сумма инвестиций, тыс.$.
       
1. Капитальное строительство и реконструкция:    
- оборудование холодильных камер   45,0
- реконструкция производственных помещений:   50,0
2. Приобретение оборудования и машин:    
   
- сырьевой цех.    
Холод. оборудование для камеры - 18 на 20т
Дефростер на 10т
Холод. оборудование для камеры + 4
столы, ножи, стерилизатор
блокорезка
инъектор
волчок
мешалка
пила лент., пила руч.
тележки
   
- консервный цех.    
Машина для мойки банок
Дозатор мяса
Автомат закаточный
Крнвейер пластинчатый
Автоклав 800л
Машина для мойки и сушки банок
Автомат этикетировачный
Подъемник для корзин
Корзины и рамы
   
- цех упаковки и экспедиция.    
     
Холод. оборудование для камеры +4 готовой продукции
вакуумная машина
мойка тары
погрузчики, роклы и т.п.
весы, принтеры и пр.
   
3. обеспечение текущей жизнедеятельности  
4. Приобретение сырья, специй и материалов  
5. Реклама и продвижения продукции  
     
ВСЕГО инвестиций:   2283 тыс.$
Капитальные вложения  
Оборотные средства  

Объектами инвестиций по первой очереди развития (50% мощности) являются (см. таб. 4.1):

· реконструкция производственных помещений;

· приобретение оборудования и машин;

· закупка комплектующих, сырья и материалов для производства.

Сумма инвестиций проекта - 2283.0 тыс. $., из которых на реконструкцию, переоборудованиеи запуск производства выделяется 368.0 тыс.$, и 1915.0 тыс.$ необходимо для закупки сырья и материалов, разрешительную и технологическую документацию, и обеспечение жизнедеятельности.

Проектируемая 100% мощность производства – 1 200 000 банок в месяц.

Принятая технологическая схема с двухсменной работой и 5-тидневной рабочей неделей предусматривает возможность технического обслуживания и реконструкции основных фондов, что учитывается в операционном графике работ (см. табл. 4.2).

Календарный план инвестиций приведен в таблице 4.3.

В соответствии с инвестиционным замыслом предприятия на предпроек-тной стадии производства осуществляется заключение договоров-намерений на экспорт мясных консервов и поставку сырья.

Предварительная разработка проектно-сметной документации на реконструкцию производственных помещений и производство строительно-ремонтных и капитальных работ предусматривается в момент получения заемных средств, о чем имеется договоренность с соответствующими подрядными организациями.

Поставка и монтаж технологического оборудования и машин осуществляется параллельно реконструкции помещений и холодильных установок. Второй этап кредитования связан с закупкой сырья и комплектующих материалов. В конце инвестиционного периода (3-й год) завершается модернизация и переоснащение технологического оборудования и ремонт производственных помещений (см. табл. 4.2).

Кроме того, часть заемных средств резервируется для обеспечения устойчивости развития и последующего их вложения в сырье и оборудование после выхода производства на 100% мощность (см. табл. 7.1).

Таблица 4.2
Oперационный график инвестиционного периода

Кварталы Периоды инвестирования
1-й год 2-й год 3-й год
1. Заключение контрактов на реализацию консервов +                      
2. Заключение договоров на поставку сырья +                      
3. Кредитование   +   + +              
8. Реконструкция и строительство   + + +     +     +    
9. Поставки оборудования и машин. Расчеты с поставщиками     + +                
10. Закупка сырья и материалов       + + +            
11. Выход на производственную мощность 50%         + +            
12. Выход на производственную мощность 100%             + + + + + +
13. Расчеты с кредиторами             + + + + + +

Таблица 4.3. Календарный план организации производства

Январь

1. Согласование. Заключение договоров

2. Запуск проектных работ. 5-10 тыс$

- технологический проект

- строительный проект

- экологический проект

- санитарный проект

3. Общестроительные работы 25-30 тыс.$

5. Заказ основного оборудования 70-100 тыс.$

(20-50%)

8. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$

(персонал, коммунальные услуги и т.п.)

Февраль

1.Общестроительные работы 25-30 тыс.$

2. Подготовка ТУ, ТИ, рецептур 5-10 тыс.$

3. Согласование проектов и

технологической документации

4. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$

Март

1. Оплата готового оборудования 100-150 тыс.$

2. Монтаж готового оборудования 20 тыс.$

1. Согласование проектов и

технологической документации

4. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$

Апрель

1. Оплата готового оборудования 10 - 20 тыс.$

2. Монтаж готового оборудования 10 тыс.$

3. Согласование проектов и

технологической документации 10-15 тыс.$

(расчет за проекты)

4. Закупка вспомогательного 5 -10 тыс.$

оборудования

5. Набор и обучение персонала 5-10 тыс.$

6. Разработка упаковки и рекламных

материалов 5 тыс.$

7. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$

Май

1. Окончательная закупка и монтаж 10 тыс.$

оборудования

2. Сдача проектов 10 – 15 тыс.$

3. Получение технологической 5 – 10 тыс.$

документации

4. Общестроительные и отделочные 10 – 15 тыс.$

работы

5. Разработка упаковки и рекламных

материалов 5 тыс.$

6. Закупка вспомогательных материалов

и комплектующих 75-100 тыс.$

7. Набор и обучение персонала 10-20 тыс.$

8. Обеспечение жизнедеятельности 15 тыс.$

Июнь

1. Закупка сырья и материалов 250-300 тыс.$

2. Ввод объекта в эксплуатацию 20 – 30 тыс.$

3. Выработка постановочной партии

4. Постановка продукции на производство

5. Разное 10-15 тыс.$

6. Реклама и продвижение товара 5 тыс.$

7. Обеспечение жизнедеятельности 20- 25 тыс.$

Июль

1. Начало производства на РБ

2. Получение разрешения на РФ

3. Оборотные средства на закупку сырья 300-350 тыс.$

и материалов

4. Реклама и продвижение товара 5-10 тыс.$

5. Обеспечение жизнедеятельности 20- 25 тыс.$

Август

1. Начало производства на РФ (50% мощности)

2. Оборотные средства на закупку сырья 350-400 тыс.$

и материалов

3. Реклама и продвижение товара 5-10 тыс.$

4. Обеспечение жизнедеятельности 20- 25 тыс.$

Итого на первом этапе запуска производства( выход на 50% мощности)

основные затраты - 350 – 500 тыс.$

оборотные средства 1165 – 1600 тыс.$

Всего 1515 – 2100 тыс.$ .

Часть средств в размере от 250 до 750 тыс.$ резервируется для вывода производства на 100% мощность.

Разброс в суммах конкретных инвестиций зависит, в первую очередь, от ситуации на рынке оборудования. Есть возможность приобре-тения практически нового оборудования по сниженной цене с закрывающихся предприятий восточной Европы. Объем оборотных средств выделяемых в этот период сильно зависит от цен на сырье на мясном рынке и скорости продвижения и реализации готовой продукции предприятия.

После выхода на полную мощность предприятие по своим финансовым возможностям в состоянии продолжить капитальное строительство, закупать сырье и технологическое оборудование.

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Расчет объема оборота

Исходные данные:

· Мощность предприятия -1.200.000 условных банок ежемесячно.

· Продукция: основная – говяжья и свиная тушенка, консервы мясорастительные.

· Производственный цикл для мясных консервов – 5 суток.

· Цикл реализации – 45 дней, от момента закупки сырья до получения денег за поставленный товар.

· Средняя цена на рынке для консервов (класса ГОСТ В/С)

Говядина ГОСТ В/С - 38-41 руб ( 338 г )

Свинина ГОСТ В/С - 37-40 руб (338г )

· Средняя цена сырья (франко-склад продавца Польша, Германия)

Говядина 1сорт - 3.27 $

Свинина п/ж - 3.25 $

Сырьевая себестоимость тушенки ГОСТ В/С:

При практически одинаковых ценах на сырье (говядина и свинина) достаточно рассчитать себестоимость говяжьей тушенки для оценки рентабельности всего ассортиментного ряда продукции предприятия. Тем более,что говяжьи консервы и создают основной объем реализации.

Состав тушенки высшего сорта по ГОСТ 5284-84:

1.5. Консервы «Говядина тушеная» должны быть выработаны по рецептуре, указанной в табл. 1.

Таблица 1

  Наименование сырья Массовая доля компонентов, по сортам
высшему первому
Говядина I категории жилованная с содержанием жировой ткани не более 6 % 87,0 -
Говядина II категории жилованная с содержанием жировой ткани не более 6 % - 87,0
Жир-сырец говяжий 10,5 10,5
Лук репчатый очищенный измельченный 1,33 1,33
Соль поваренная 1,14 1,14
Перец черный молотый 0.01 0.01
Лист лавровый 0,02 0,02

Примечания:
1. Допускается применение топленого говяжьего или костного жира в том же количестве.
2. Допускается применение сушеного репчатого лука в период с марта по август из расчета: 1 кг свежего — 0,25 кг сушеного.
3. Допускается при производстве консервов вместо 87,0 % жилованной говядины и 10,5 % жира-сырца в рецептуру закладывать 97,5 % жилованной говядины с содержанием жировой ткани от 6 до 14 %.

Соответственно сырьевая себестоимость 1кг консервов, по госту без замен и современных технологий, составляет порядка 104,05 руб. за 1 кг. в существующих ценах, что составляет 35,17 руб. за банку 338 г.

При использовании технологий с массированием мяса и современных комплексных специй, выход мясосырья повышается до 1,35 – 1,4, что приводит к уменьшению себестоимости до 78,11 руб за 1кг или 26,4 руб. за 338 г., без ухудшения качества.

Закладывая в технологическую себестоимость затраты на жестяную банку, тару, этикетки и т.п. получаем реальную себестоимость порядка 32,35 руб. за 338 г. Маржинальный доход приведенный к условной банке получается не менее 6 руб на 1 банку тушенки высшего сорта ( 18,5%).

Годовой план производства:

Общий объем оборота фирмы в месяц:
1200000 Х 38 = 45600000 руб. ( 1500000 $)

Что составит, порядка 550 млн.руб. в год (17 – 19 млн.$), с учетом сезонного спада в зимний период.

Наши рекомендации