Организация контроля охраны труда. Ведомственный и общественный контроль за состоянием от на предприятии
Основными видами контроля за охраной труда являются:
• контроль, осуществляемый органами государственного надзора и контроля;
• общественный контроль профсоюзов;
• ведомственный контроль, осуществляемый вышестоящими органами в порядке подчиненности;
• административно-общественный контроль;
• контроль, осуществляемый службой охраны труда;
• самоконтроль работающих.
Высшим органом государственного контроля за охраной труда является Генеральная прокуратура Республики Беларусь в лице Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Надзор и контроль за охраной труда в системе государственного управления в рамках компетенции, определенной в положениях об этих органах, осуществляют:
Ø Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Ø Департамент государственной инспекции труда осуществляет контроль по всему комплексу вопросов организации работы по охране труда на всех стадиях производственного процесса всех предприятий независимо от форм собственности, видов хозяйствования и ведомственной подчиненности, осуществляет в установленном порядке специальное расследование несчастных случаев на производстве.
Ø Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Промнадзор) осуществляет надзор за потенциально опасными объектами;
Ø Республиканский центр гигиены и эпидемиологии осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
Ø Контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда — Государственная экспертиза по условиям труда.
Ø Комитет по энергосбережению и энергетическому надзору концерна "Белэнерго" Республики Беларусь осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией электрических и тепло- использующих установок;
Ø Главное управление пожарной службы МЧС Республики Беларусь;
Ø Главная государственная инспекция но надзору за техническим состоянием машин и оборудования(Главгостехнадзор) ‑ надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования;
Ø Комитет по надзору за ведением работ в строительстве(Госстрой надзор);
Ø Управление государственной автомобильной инспекцииМинистерства внутренних дел Республики Беларусь и др.
Государственным инспекторам труда предоставляется право:
• беспрепятственно посещать предприятия;
• знакомиться с любыми документами и снимать с них копии, если на это отсутствуют законодательные ограничения;
• получать от руководителей, должностных лиц и работников объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию;
• изымать и брать с собой для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя и отсутствии на это законодательных ограничений.
В случае выявления нарушений:
• выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания;
• приостанавливать работу цехов, участков, оборудования;
• налагать на должностных лиц и нанимателей штрафы;
• запрещать выдачу работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), не отвечающих условиям труда и требованиям нормативно-технической документации;
• ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.
Государственным инспекторам труда предоставлено право применять к должностным лицам и нанимателям экономические санкции.
• Общественный контроль за охраной труда осуществляют профсоюзы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».
Общественный контроль осуществляется профсоюзами в форме:
А) проведения проверок
• Б) мероприятийпо наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных, с проведением проверок.
• Общественный контроль в форме проведения проверок осуществляют технические инспекторы трудана основании составленных ими планов проверок на каждое полугодие.
• Планирование проверок технические инспекторы труда осуществляют во взаимодействии между собой и с учетом соответствующих координационных планов контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, размещенных на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.
• Технический инспектор труда имеет право:
• осуществлять проверки за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением коллективного договора (соглашения);
• при предъявлении удостоверения и предписания на проведение проверки свободно входить в служебные, производственные и иные помещения для проведения проверки;
• в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от представителей контролируемого субъекта необходимые для проверки документы;
• требовать письменные и устные объяснения от представителей контролируемого предприятия;
• запрашивать и получать от контролируемых субъектов сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях;
• принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• требовать отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих СИЗ, не прошедших инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
• требовать устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья - приостановления выполнения работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), оборудования до устранения нарушений;
• осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
• принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• выдавать представления об устранении выявленных нарушений по охране труда;
• на другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
• Б) Второй вид общественного контроля
• В соответствии с Указом общественный контроль осуществляют представители профсоюзов- общественные инспекторы по охране труда.
• Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль в формах проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг). Он осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.
• Избирается открытым голосованием на общем собрании профсоюзной группы на срок полномочий профгрупорга или назначается решением профсоюзного органа членской организации ФПБ на срок полномочий профсоюзного органа из членов профсоюза, способных по своим деловым качествам осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, и работает под их руководством.
Ведомственный контроль за охраной труда осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления в отношении подчиненных им предприятий и организаций и включает проверку выполнения требований безопасности и гигиены труда (отдел охраны труда министерства, управления).