Моделирование показателей рентабельности: анализ факторов изменения рентабельности активов с использованием методов детерминированного факторного анализа.
Моделирование показателей рентабельности
Существуют следующие показатели рентабельности (измеряются в процентах):
* рентабельность продаж, ROS; (ROS = Прибыль от продаж / Выручка)
* рентабельность активов (капитала), ROA; (ROA = Прибыль балансовая х (Чистая прибыль + Проценты к уплате) / Активы;)
* рентабельность собственного капитала, ROE; (ROE = Прибыль чистая / Собственный капитал;)
* рентабельность собственного обыкновенного капитала, ROCE;
* рентабельность операционных инвестиций (производственных фондов), ROI. (ROI = Прибыль от основной деятельности / Операционные инвестиции.)
Моделирование показателей рентабельности актива
Показатели рентабельности используют для сравнения эффективности различных сторон деятельности предприятия:
* если ROI > ROA, то прочая деятельность нецелесообразна;
* если ROI < ROA, то прочая деятельность способствует повышению отдачи на капитал;
* если ROE > ROA, то финансовая политика рациональна, финансовая деятельность эффективна;
* если ROA > WACC (средневзвешенной стоимости капитала), то предприятие сможет выплатить проценты по кредитам, обещанные дивиденды, реинвестировать часть прибыль в развитие.
В дальнейшем модель DuPont была развернута в модифицированную факторную модель. Назначение модели DuPont – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Модель DuPont используется как для сравнительной оценки рисков инвестирования, так и вложения инвестиций в компанию.
Рентабельность активов, ROA, характеризует общую эффективность менеджмента, т.е. отражает соответствие выбранной тактики стратегическим целям бизнеса, показывает отдачу на вложенный капитал.
Удлинение модели ROA посредством умножения и деления на выручку позволяет проанализировать факторы, оказывающие влияние на формирование этого показателя:
ROA = Прибыль / Активы x Выручка / Выручка = Прибыль / Выручка x Выручка / Активы.
Таким образом, мы получаем двухфакторную модель, которая показывает, что рентабельность активов зависит от рентабельности продаж и оборачиваемости активов: ROA = ROS x TAT
Для повышения рентабельности активов используют количественные факторы, связанные с наращиванием объема продаж, и качественные изменения, позволяющие повысить цены или снизить себестоимость, повысить эффективность использования основных фондов, высвободить оборотный капитал.
Анализ факторов изменения рентабельности активов с использованием методов детерминированного факторного анализа :
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. может
быть выражен математической зависимостью. Детерминированные модели могут быть разного типа: аддитивные, мультипликативные, кратные, смешанные
В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.
1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели, например: P = N – Sps – KP – YP
где, P - прибыль от реализации продукции, N - выручка от реализации, Sps - производственная себестоимость реализованной продукции, KP - коммерческие расходы, YP - управленческие расходы.
2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов: Ra = P/A = P/N * N/A = Rn * FO где, Ra - рентабельность активов, Rn = P/N - рентабельность продаж, FO = N/A - фондоотдача активов, A - средняя стоимость активов организации за отчетный год.
3. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели: Ra = P/N
4. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели: Y = (a+b)/c; Y = a/(b+c); Y = a*b/c и т.д.
В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.
Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации: Ra = P/A = P/N * N/CK * CK/A; Y = a*b*c
где, N/CK - оборачиваемость собственного капитала организации, CK/A - коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации, CK - средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.
Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.
А теперь рассмотрим следующую факторную модель рентабельности активов:
Ra = P/A = (N-S)/A = (N/S-1) / (A/OA*OA/Q *Q/S) = (N/S – 1 ) * OA/A * Q/OA * S/Q; (X – 1) * Y *Z * L
где, X = N/S - доля выручки, приходящейся на 1 рубль полной себестоимости продукции, Y = OA/A - доля оборотных активов в формировании активов, Z = Q/OA - доля запасов в формировании оборотных активов, L = S/Q - оборачиваемость запасов.
Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.
Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.
Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит о эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.
Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим образом:
где, Ri - влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).