Объяснение нового материала

ТЕМА 9. Начала программирования (8 часов)

Урок № 26 Дата____________

Тема урока: Языки программирования высокого уровня, их классификация. Язык программирования Паскаль.

Цели урока:

ü Обучающая: познакомить учащихся с общими характеристиками языков программирования, с программной средой Pascal ABC, со структурой программы на языке Паскаль; сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала

ü Развивающая: учить анализировать, обобщать и систематизировать; обогащать словарный запас учащихся.

ü Воспитательная: развивать информационную культуру учащихся, способность к самостоятельной и коллективной деятельности, рефлексию.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Метод обучения: информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, личностно-ориентированное обучение.

Задачи урока: сформировать у учащихся первичные знания программной среды Pascal ABC.

Межпредметные связи: иностранный язык, математика, компьютерная графика.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, программное обеспечение PowerPoint, компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC, настроенная локальная сеть, конспект для учащегося, раздаточные карточки-задания.

Литература, используемая при подготовке урока:Информатика: учебник для 8 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - 2-е изд., испр. -М: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2014. - 160с.: ил.

Универсальные учебные действия:

Личностные - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий;

Метапредметные – формализация и анализ общих характеристик языков программирования, с программной средой Pascal ABC; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах;

Предметные – представление структурой программы на языке Паскаль

План урока:

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

2. Объяснение материала.

2.1. Языки программирования, их назначе­ние, особенности.
2.2. Знакомство с программной средой Pascal ABC.
2.3. Знакомство со структурой программы на языке Паскаль.
2.4. Разбор простейшей программы «вывода».
3. Закрепление полученных умений и навыков.
4. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Оргмомент. Подготовка к изучению нового материала.

Коротко, фронтально повторяем ранее изученный материал по теме «Алгоритмизация». Вопросы для актуализации знаний:

· Алгоритм. Свойства алгоритмов.

· Способы записи алгоритмов.

· Базовые структуры алгоритмов.

Ожидаемые результаты: (демонстрируются при положительных результатах на экране слайды 1 и 2 Презентация 2).

Объяснение нового материала

2.1 Языки программирования, их назначе­ние, особенности

Языки программирования предназначены для создания программ, которые могут быть исполнены ЭВМ или другими автоматическими устройствами, например, станками с числовым программным управлением. (Презентация 2, слайд 5).

Исходя из этого, можно сказать, что эти языки формальны, то есть они используют специальную систему команд, имеют свой алфавит и свои правила написания (синтаксис).

Существует достаточно большое количество различных языков программирования. Все они созданы так, что их команды понимает то устройство (в данном случае — ЭВМ), на которое они рассчитаны.
Языки программирования можно разделить на две группы – языки высокого уровня и языки низкого уровня (машинные). К языкам низкого уровня относится язык Ассемблер, в котором программа пишется в основном на уровне машинных кодов.

Языки высокого уровня позволяют писать программу с помощью условных обозначений, близких к языку человека. Все языки высокого уровня условно можно разделить на две группы – алгоритмические языки (процедурные) и логические (непроцедурные, объектно-ориентированные).

Алгоритмические – предполагают реализацию алгоритма в виде последовательности операций с данными. При этом программы имеют жесткую структуру, определенную форму записи. (Презентация 2, слайд 6).

К первой группе языков относятся такие языки, как БЕЙСИК, ПАСКАЛЬ, ФОРТРАН, АЛГОЛ, СИ и другие.

Вторые – описывают отношения между объектами и величинами, но при этом явно не указывают, какие именно операции нужно провести и в какой последовательности. К этим языкам относится, в частности, язык ПРОЛОГ. (Презентация 2, слайд 7).

Кроме того, языки можно разделить еще и по их назначению.

Так, например, языки, перечисленные выше, можно назвать языками общего пользования, универсальными. Эти языки могут быть использованы как профессиональными программистами, так и начинающими (учениками, студентами и т.д.). Посредством этих языков можно решать, как задачи вычислительного характера, так и работать с графикой, звуком, работать с текстом.

Мы и будем изучать такие языки, в частности язык ПАСКАЛЬ.
Алгоритмические языки общего назначения различаются своими возможностями, то есть тем кругом задач, которые с помощью них можно решить, и по типу преобразования алгоритма в команды, понятные ЭВМ.
Все дело в том, что программа, написанная на языке программирования, это в большинстве случаев текст.

А ЭВМ, как вы уже знаете (используем то, что учащиеся уже знают принцип работы ЭВМ), работает на двоичных кодах. Следовательно, алгоритм, введенный в ЭВМ на каком-либо языке программирования, должен быть преобразован в специальные коды. Для этого в состав языка программирования входит специальная программа – транслятор, которая и выполняет эту задачу.

Трансляторы можно разделить на две группы по их работе – компиляторы и интерпретаторы. (Презентация 1, слайд 8).

Языки программирования, имеющие в своем составе интерпретатор, чаще всего являются строчно-ориентированными языками, то есть команды записываются в строке, каждая из которых имеет свой номер. Выполнение программы происходит в последовательности номеров строк. Таким языком является, в частности, БЕЙСИК (Стандартный).

Интерпретатор читает строку программы, транслирует ее в коды ЭВМ и немедленно выполняет, затем переходит к следующей. При обнаружении ошибок специальный отладчик сообщает об ошибке, исполнение программы останавливается.

Компилятор действует иначе. Он сначала просматривает всю программу, отмечает все ошибки и только после того, как все ошибки исправлены, – компилирует программу, то есть в памяти создает программу в машинных кодах и после этого ее исполняет.

Большинство языков имеют в своем составе компилятор, так как они работают быстрее. К языкам такого уровня относятся ПАСКАЛЬ, СИ, Q-BASIC и многие другие.

Наши рекомендации