Вычисление системы функций «Логическая развилка»

На практике решение большинства задач не удается описать с помощью программ линейной структуры. При этом после проверки некоторого условия выполняется та или иная последовательность операторов, однако происходит нарушение естественного порядка выполнения операторов. Для этих целей используют управляющие операторы. Условный оператор используется для реализации разветвлений в программе, которые происходят при выполнении некоторого условия и имеет следующую структуру:

IF <логическое выражение> THEN серия1 ELSE серия2;

Если логическое выражение, выступающее в качестве условия, принимает значение False, то выполняются операторы, расположенные после else (серия2), если True, — операторы, следующие за then. При записи логического выражения следует избегать знака = (равно) для действительных переменных, так как они представляются неточно, а поэтому может не произойти совпадений значений выражений, стоящих слева и справа от знака равно. Для устранения указанного недостатка следует требовать выполнения условия с заданной точностью, т.е. вместо отношения X = Y рекомендуется, например: Abs(X - Y) < 1E-8.

Поскольку развилка может быть неполной, то возможна и неполная форма записи условного оператора:

IF <логическое выражение> THEN серия;

Условный оператор реализует разветвление вычислительного процесса по двум направлениям, одно из которых осуществляется при выполнении условия, другое — в противном случае. Для реализации разветвлений более чем по двум направлениям необходимо использовать несколько условных операторов.

В данном задании нужно вычислить значение функции y(x), где:

Вычисление системы функций «Логическая развилка» - student2.ru

Ser ( ) = a2

Power (3,5) = 35 (степень)

Sqrt ( ) = Вычисление системы функций «Логическая развилка» - student2.ru (квадратный корень)

Abs ( ) = | | (модуль)

:= sin(a) = sin (синус)

:= cos(x) = cos (косинус)

Вычисление системы функций «Логическая развилка» - student2.ru

Рис. 8 – Программа «Логическая развилка» до запуска

Аналогично предыдущим заданиям составляем программу. Код программы «Логическая развилка» на языке Pascal будет выглядеть следующим образом:

unit Unit1;

{$mode objfpc}{$H+}

interface

uses

Classes, SysUtils, FileUtil, LResources, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls;

type

{ TForm1 }

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

Edit1: TEdit;

Image1: TImage;

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

private

{ private declarations }

public

{ public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{ TForm1 }

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var x, y: real;

begin

x:=StrToFloat(Edit1.Text);

if x<-5 then

y:=ln(1+abs(cos(x)))/sqr(x) else

if x>=2 then

y:=cos(x) else

y:=(sin(x)-2*x)/5;

Label3.Caption:=FloatToStr(y);

end;

initialization

{$I unit1.lrs}

end.

Компилятор – (англ. – compiler – составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.

Интерпретатор – (англ. – interpreter – истолковыватель, устный переводчик) переводит и выполняет команду строку за строкой.

После того, как программа откомпилирована, ни сама исходная программа, ни компилятор более не нужны. В то же время, программа, обрабатываемая интерпретатором, должна заново переводится на машинный язык при каждом очередном запуске программы. Откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и изменять.

Вычисление системы функций «Логическая развилка» - student2.ru

Вычисление системы функций «Логическая развилка» - student2.ru

Рис. 9 – Программа ««Логическая развилка» после запуска.

Заключение

Цель разработки программы и разрешение поставленной проблемы всегда предопределяет результат деятельности, выступая в качестве непосредственного мотива, цель направляет и регулирует деятельность заказчиков и разработчиков программы. Определение цели предполагает использование определенных методов и средств организационного и управленческого характера.
В процессе анализа выявляются взаимосвязи проблем, группируются в содержательные блоки, и определяется ключевая проблема. Одновременно с этим управленческие структуры определяют свое место и роль в отношениях с носителями тех или иных социокультурных проблем и инноваций - субъектами культурной деятельности своей территории.
В тех случаях, когда ключевых проблем окажется несколько, а обеспеченность людскими и материальными ресурсами не позволяет их реализовать, проблемы можно "отфильтровать" по остроте, значимости "реализуемости". Точно выверенная и сформулированная проблема сама по себе определяет контуры и границы разработки и реализации программы, но, для того чтобы проблема перешла в динамичное состояние (в движение к разрешению), необходимо найти правильный вектор этого движения к относительно завершенному, качественно новому положению новой программируемой ситуации в социокультурной сфере.

В теории и практике программирования выработана и апробирована определенная последовательность реализации различных моделей управления в виде продвижения замысла из стадии целеполагания в этапы диагностики объекта, разработки собственно программы и ее внедрения.
Замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой по структуре и содержанию или видоизменения существующей социокультурной модели, программируемых процессов, объектов и субъектов. Формирование замысла всегда обусловлено актуальностью и проблемностью ситуации; выявлением внутренних противоречий социокультурной системы, ее историко-культурной обусловленности; нормируемыми и реальными прогнозами; проработкой исходных идей и последствий; переводом идеи в плоскость расчетов ресурсов и средств реализации.
В процессуальной природе замысла социокультурного программирования заложены идейно - побудительные мотивы необходимости, целесообразности и полезности программирования (кому и зачем и какая нужна программа); ситуационные прогнозы реализации (кто и как будет разрабатывать и реализовывать программу).
И, наконец, на стадии замысла определяются содержательные и организующие компоненты программного обеспечения: проблема, заставляющая разрабатывать программу, идеи и пути расширения проблемы, цель и предполагаемый результат, последовательность задач, ресурсное обеспечение.

Другими словами, программирование и сама наука информатика необходима человеку и обществу для технического прогресса и совершенствования во всех абсолютно во всех научных областях.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

Противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что компьютер – вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

1. По мнению 20% опрошенных россиян, компьютер заменит человека во многих областях деятельности в очень скором времени;

2. Компьютеризация населения может привести к изменению социальных отношений в обществе (по мнению 70% россиян);

3. Увеличение времени работы с компьютером может негативно повлиять на здоровье и психику человека (по мнению 40% россиян).

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что на данном этапе развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Всеобщая компьютеризация и информатизация достигли столь высокого уровня, влияние компьютера на человека настолько сильно, что может привести к тяжёлым социальным последствиям. Уже сейчас наблюдаются первые симптомы этой болезни. Однако, необходимо признать также и то огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объёмам информации. Наше общество становится всё более и более образованным.

Какое влияние на общество оказывает всеобщее засилье компьютеров? Похоже, что в ближайшее время этот вопрос останется без ответа.

Список использованной литературы

1) Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008г;

2) Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика, М.:АСТ-ПРЕСС, Инфорком-Пресс, 2006 г;

3) Информатика и информационно-коммуникационные технологии Учебник / Под ред. проф. Н.В.Макаровой.-М.: 2007 г;

4) Л.З. Щауцукова, Информатика, под ред. Т.А. Бурмистрова. М: Просвещение, 2003 г;

5) Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. / Урал., 2008 г;

6) Информатика. Вычислительная техника. Крылов С.С., Лешинер И.Р., Якушкин П.А., 2009 г;

7) Алексеев А.П. Информатика и ИКТ 2001.-М.: СОЛОН-Р, 2001.-364 с. … В.А. Лебедев — Уфа, 2007г;

8) Информатика и компьютерная техника, Базовый курс/С.В. Симонович и др. - СПБ.: Питер, 2009 640с;

9) Информатика: Учеб. пособие для студ. вузов/ А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хённер; Под ред. Е.К.Хённера. – М., 2003 г. – 816 с;

10) Острейковский В.А., Информатика, М., "Высшая школа", 2000 г. В.Г.Олифер;

11) Компьютерные сети, СПб., "Питер", 2001 г. Н.А. Олифер, Н.В. Макарова.

Наши рекомендации