ИКТ-компетентность. Клавиатурный ввод
Выполнение на клавиатурном тренажере серии заданий по освоению слепого десятипацевого метода печати.
Учащиеся должны уметь:
· владеть квалифицированным клавиатурным письмом на русском языке.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п № урока в разделе | Дата | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Вид или форма учебной деятельно-сти, прио-ритетные на уроке | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Примечание |
I триместр (12 часов) | |||||||
Раздел «Игры» (7 часов) | |||||||
1/1 | 04.09.14 | Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Круговой турнир. Игра в Крестики-нолики. Проект «Птицы вокруг нас» (введение в проект). | Познакомить детей с техникой безопасности и гигиеной при работе с компьютером. Выяснение правил и особенностей игры в Крестики-нолики, которые впоследствии пригодятся при решении более сложных задач. Создание как можно более широкой базы данных птиц. Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | Комбин-рованный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы. | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Знать правила техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Знать правила кругового и кубкового турнира. Развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, поскольку, стремясь к собственной победе, игрок после каждого хода обязан тщательно анализировать сложившуюся на поле ситуацию и мешать выиграть сопернику. | |
2/2 | 11.09.14 | Игры двух игроков, цепочка позиций игры. Компьютерный урок «Цепочка позиций игры. Крестики-нолики». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 1. | Определение начальной позиции, хода игры, мешка возможных позиций, заключительной позиции и победителя игры. | Ознаком-ление с новым материа-лом. Урок-практикум | Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе. | Умение определять позицию игры. Знать понятие цепочка позиций игры. Делать вывод об общих закономерностях в играх с полной информацией. | |
3/3 | 18.09.14 | Игра Ползунок. Компьютерный урок «Игра Ползунок». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 2. | Знакомство и работа с игрой Ползунок, где место числовой интуиции занимает геометрическая. | Комбини-рованный урок. | Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе. | Знать цепочечную лексику, в частности понятия «перед каждой/после каждой» и «раньше/позже». | |
4/1 | 25.09.14 | Проект «Мой Интернет». | Приобретение ребятами начальных навыков работы в Сети. Обучение пользоваться Поисковиком. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. | Знать какие возможности предоставляет нам работа в Сети. Уметь использовать Сеть Интернет, пользоваться справочно-поисковой системой. | |
5/4 | 02.10.14 | Игра Камешки. Компьютерный урок «Игра Камешки». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 3. | Знакомство и работа с игрой Камешки. Обучение записи цепочки, удовлетворяющей определенному условию. | Комбини-рованный урок. | Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь провести полный анализ игры и понять, кто, когда выигрывает. Уметь записывать цепочку, удовлетворяющую определенному условию (выигрышу конкретного игрока). | |
6/5 | 09.10.14 | Игры в Слова и в Города. Компьютерный урок «Игра в Слова и в Города». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 4. | Знакомство и работа (или вспоминание) с играми в Слова и в Города. Дать понятие «бесконечная игра». Работа с географической картой и толковым словарем. Установление соотношений между одномерными и двумерной таблицами для одного мешка. | Примене-ние знаний и умений. Урок-практикум | Коллектив-ная работа. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь работать с географической картой и толковым словарем. Уметь строить цепочки игры в Слова. Уметь устанавливать соотношения между одномерными и двумерной таблицами для одного мешка. | |
7/2 | 16.10.14 | Проект «Угадай задуманную букву». Часть 1. | Знакомство и работа с новой игрой «Угадай букву». Познакомить учащихся с методом деления пополам, научить их использовать данный метод в играх на угадывание объекта (буквы, числа, ученика) и при решении других жизненных и математических задач. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Выяснить, за какое наименьшее число вопросов можно угадать наверняка (при любом ходе игры) задуманную букву и научиться, действительно угадывать задуманную букву за это число вопросов. | |
8/6 | 23.10.14 | Контрольная № 1. | Проверить, насколько дети освоились с правилами игр Крестики-нолики, Ползунок, Камешки, Слова. Также проверяется умение детей работать с новой лексикой, например, с такими терминами, как партия, заключительная позиция, цепочка партии и пр. | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверочная работа. | Уметь применять полученные знания. | |
9/7 | 06.11.14 | Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи. Компьютерный урок «Решение задач», «Выравнивание». | Повторение пройденного материала. Решение бумажных и компьютерных задач. Знакомство с условием, при котором построение каждой цепочки требуется соблюдение двух условий. | Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений. | Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос. | Уметь выполнять задания на основе пройденного материала. | |
10/3 | 13.11.14 | Проект «Птицы вокруг нас», часть 1 (работа с компьютерным ресурсом). | Создание как можно более широкой базы данных птиц. Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. | Иметь представление о сборе данных, о различных способах представления информации. | |
11/1 | 20.11.14 | Робот. Цепочка выполнения программы. Компьютерный урок «Цепочка выполнения программы». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 5. | Познакомить с цепочкой выполнения программы. | Ознаком-ление с новым материа-лом. Урок-практикум | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик. Знать элементы цепочки выполнения программы – позиции Робота. Знать особенности употребления конструкции «после каждой» для путей дерева. Уметь осуществить полный перебор всех путей дерева и для каждого проверить истинность утверждения в окне. | |
12/2 | 27.11.14 | Дерево выполнения программ. Компьютерный урок «Дерево выполнения программ». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 6. | Познакомить с понятием «дерево выполнения программ», которое отражает сразу все варианты возможного развития событий от первого до последнего шага. | Комбини-рованный урок. | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика. Знать понятия: цепочка позиций, дерево позиций. | |
13/3 | 04.12.14 | Игра Сим. Компьютерный урок «Игра в Сим». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 7. | Знакомство и работа с игрой Сим. Понятие комбинаторной игры. | Комбини-рованный урок. | Работа в парах. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь определять победителя по длине цепочки, если цепочка четной длины, то выигрывает Первый, если нечетной – Второй. | |
14/4 | 11.12.14 | Дерево вычисления. Компьютерный урок «Дерево вычислений». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 8. | Дать понятие «дерево вычислений». Отработка вычислительных навыков. | Комбини-рованный урок. | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь с помощью деревьев изображать процесс вычисления значения арифметического выражения. | |
15/4 | 18.12.14 | Проект «Инструкции к бытовой технике». | Научить ребят осваивать новую технику, опираясь на инструкцию. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Иметь представление об инструкциях и способах их применения. | |
16/5 | 25.12.14 | Контрольная № 2. | Проверить усвоение по теме «Дерево»: цепочка и дерево выполнения программ, дерево вычислений. | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверочная работа. | Уметь применять полученные знания. | |
17/6 | 15.01.15 | Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи. Компьютерный урок «Решение задач», «Выравнивание». | Повторение пройденного материала. Решение бумажных и компьютерных задач. Установление связи между древесной структурой и структурой арифметического выражения. | Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений. | Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос. | Уметь выполнять задания на основе пройденного материала. | |
18/5 | 22.01.15 | Проект «Наш мультфильм». | Создание многостраничного произведения, включающего графику и мультипликацию. Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования Черепашки. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Уметь создавать компьютерную анимацию; создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация). | |
19/7 | 29.01.15 | Дерево игры. Ветка из дерева игры. Компьютерный урок «Дерево игры. Ветка из дерева игры». Работа с клавиатурным тренажером, занятие 9-10. | Знакомство детей с деревом игры. Дать понятие: «ветка из дерева игры». Что это не любая часть дерева игры, а только такая, которая включает все возможные варианты завершения игры, начиная с некоторой позиции. | Комбин-ирован-ный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Представить себе дерево игры (спроектировать в уме) и разместить, нарисовать это дерево игры в окне. | |
20/8 | 05.02.15 | Проект «Угадай задуманную букву». Часть 2. | Знакомство и работа с новой игрой «Угадай букву». Познакомить учащихся с методом деления пополам, научить их использовать данный метод в играх на угадывание объекта (буквы, числа, ученика) и при решении других жизненных и математических задач. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Выяснить, за какое наименьшее число вопросов можно угадать наверняка (при любом ходе игры) задуманную букву и научиться, действительно угадывать задуманную букву за это число вопросов. | |
21/1 | 12.02.15 | Выигрышные и проигрышные позиции. Работа с клавиатурным тренажером, занятия 11–12. | Изучение отдельных позиций: какие из них являются выигрышными, а какие проигрышными. Чем выигрышная позиция отличается от проигрышной. | Ознаком-ление с новым материа-лом. Урок-практикум | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь исследовать позиции игры. Уметь раскрашивать позиции на числовой линейке и понимать, что в разумной партии игрок, у которого есть возможность, всегда должен делать такой ход, который оставит противнику проигрышную позицию. | |
22/2 | 19.02.15 | Выигрышные стратегии в игре Камешки. Работа с клавиатурным тренажером, занятия 13–14. | Обучение анализировать ход игры в целом. Если начальная позиция выигрышная, то выигрышную стратегию имеет Первый, если проигрышная – Второй. | Урок закрепле-ния изу-ченного. Урок-практикум | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь строить выигрышные стратегии путем полного перебора и исследования всех возможных позиций игры. | |
23/3 | 26.02.15 | Выигрышные стратегии и большие числа. Работа с клавиатурным тренажером, занятия 15–16. | Сформулировать выигрышную стратегию не пошагово, описывая каждый ход игры, а в виде общего правила. | Комбини-рованный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Умение следовать общему правилу, делать только разумные ходы и оставлять противнику только проигрышные позиции. | |
24/4 | 05.03.15 | Стратегии в играх на шахматной доске. Работа с клавиатурным тренажером, занятия 17–18. | Знакомство с серией игр, для которых так же, как и для игры в Камешки, можно строить выигрышные стратегии путем полного перебора исследования всех возможных позиций игры. | Комбини-рованный урок. Урок-практикум | Парная работа. Работа в тетрадях на печатной основе. | Уметь строить выигрышные стратегии путем полного перебора и исследования всех возможных позиций игры на двумерном поле. | |
25/6 | 12.03.15 | Проект «Птицы вокруг нас», часть 2 (групповая работа). | Создание как можно более широкой базы данных птиц. Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Уметь создавать базы данных птиц, работать с базами данных, выделять существенные признаки объекта, уметь описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | |
26/5 | 19.03.15 | Контрольная работа № 3. | Проверить усвоение по теме «Выигрышные и проигрышные стратегии». | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверочная работа. | Уметь применять полученные знания. | |
27/6 | 02.04.15 | Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач. Компьютерный урок «Выравнивание». | Повторение пройденного материала. Решение бумажных и компьютерных задач. | Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений. | Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос. | Уметь выполнять задания на основе пройденного материала. | |
28/7 | 09.04.15 | Проект «Мой реферат». | Знакомство с понятием «Реферат». Создать и напечатать текст на заданную тему. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. | Уметь оформлять информацию в виде сводной таблицы, «реферата». Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора. | |
29/7 | 16.04.15 | Дерево всех слов данной длины. Компьютерный урок «Дерево всех слов данной длины». | Повторение построения мешка всех путей дерева и, наоборот, построение дерева по мешку его путей Комбинаторика. | Комбини-рованный урок. | Фронтальный опрос. Работа в тетрадях на печатной основе. | Знать построение мешка всех путей дерева и, наоборот, построение дерева по мешку его путей. Уметь расположить буквы в алфавитном порядке сверху вниз. | |
30/8 | 23.04.15 | Проект «Стратегия победы». | Обучение поиску выигрышной стратегии с помощью дерева игры на примере игры Ползунок на поле 3×3. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. Групповая работа. | Уметь построить полное дерево игры, исследовав все позиции, построить выигрышную стратегию. Иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения. | |
31/9 | 30.04.15 | Контрольная работа № 4. | Проверить усвоения материала полученного за год. | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверочная работа. | Уметь применять полученные знания. | |
32/8 | 07.05.15 | Проект «Птицы вокруг нас», часть 3 (итоговый отчет). | Создание как можно более широкой базы данных птиц. Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. | Уметь создавать базы данных птиц, работать с базами данных, выделять существенные признаки объекта, уметь описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения. | |
33/10 | 14.05.15 | Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач. Компьютерный урок «Выравнивание». | Повторение пройденного материала. Решение бумажных и компьютерных задач. | Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений. | Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос. | Уметь выполнять задания на основе пройденного материала. | |
34/9 | 21.05.15 | Проект «Моя игра». | Обучение самостоятельному созданию компьютерной игры, изображающей движение по лабиринту. Получение в свое распоряжение компьютерную игру, в которую можно играть самому или дать поиграть товарищу | Урок примене-ния знаний и умений. Урок-практикум | Практикум. | Уметь создавать простую компьютерную игру. |