Модальность (тип восприятия): типы и их определение.
Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:
- поиск;
- репрезентация;
- оценка.
То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.
Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.
Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.
Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем. Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.
Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальностьчеловека.
Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой.
Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный).
Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.
Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.
Раппорт– это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.
Раппорт (R) имеет следующие характеристики:
1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.
2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.
3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности (congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.
Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).
Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.
Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса (табл. 1).
Таблица 1. Репрезентативные системы
Индикаторы (признаки) | Репрезентативные системы | |||||
Визуалист | Кинестетик | Аудиалист | Дигитал | |||
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего) | Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собой | Вниз влево, иногда вниз перед собой | Влево, вправо, вниз вправо | В сторону, вправо, голова поднята вверх | ||
Модальные предикаты (употребляемые слова) | картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь | коснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущать | громкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тон | анализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы | ||
Признаки | ||||||
Фразы | Я вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективы | Я затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания. | Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный удар | Надо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию. | ||
Речь | Быстрая, громкая, высокий тон | Медленная, тихая, низкий грудной тон | Выразительная, размеренная, мелодичный голос | Монотонный голос | ||
Жесты рук | На уровне головы, шеи, плеч | На уровне живота | На уровне грудной клетки | На уровне грудной клетки | ||
Поза | Голова вверх, спина прямая | Спина согнута, голова опущена | Голова склонена набок | Прямая поза, руки скрещены | ||
Движения | Напряженные, резкие | Раскрепощенные | средние | Однообразные | ||
Дыхание | Неглубокое, верхом легких | Глубокое дыхание, низ живота | Ровное дыхание, всей грудью | Неглубокое | ||
Правила слушания | "Видеть, чтобы слышать" | "Чувствовать, чтобы слышать" | "Не видеть, чтобы слышать" | Никакого контакта глаз | ||
Цвет лица | Бледнее во время монолога | Розовеет во время монолога | Нормальный во время монолога | Нормальный во время монолога | ||
Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).
Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.
Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может
Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты – типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.
Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.
Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.