Количество часов 18, в т.ч. аудиторных часов 6.

Цели работы:

· закрепить навыки структурного проектирования алгоритмов;

· научиться понимать (анализировать) простые программы на языке программирования высокого уровня (ЯПВУ);

· научиться разрабатывать простые программы на ЯПВУ.

Примечание: расстановку приоритетов между указанными целями и соответствующее распределение заданий по разделам определяет преподаватель, в зависимости от направления подготовки студентов. В описаниях этапов работы звездочками помечена работа, обязательность выполнения которой определяется преподавателем для конкретной категории студентов. При этом исключение некоторых этапов компенсируется повышением сложности заданий по другим этапам работы.

Раздел 1 «Основные алгоритмические структуры. Принципы структурного проектирования алгоритмов и программ»

Содержание работы:отработка базовых алгоритмических конструкций, составление словесного описания алгоритмов, знакомство со средой создания блок-схем, разработка и проверка при помощи среды линейных, ветвящихся циклических алгоритмов, составление блок-схем с помощью программы MS Word.

Программная среда:программа для разработки блок-схем алгоритмов Schemes, текстовый редактор MS Word или альтернативный ему из пакета Open Office.

Теоретическая часть:лекция по теме «Основные алгоритмические структуры. Принципы структурного проектирования алгоритмов и программ»

Этапы работы:

  1. Повторите теоретический материал. В программе MS Word оставьте словесное описание линейного алгоритма, описывающего ваши действия при работе с компьютером. Сохраните файл под именем Алгоритм1_ФИ студента.

2.Создайте новый файл программе MS Word. Составьте словесное описание ветвящегося алгоритма сдачи экзамена или зачета по произвольному предмету. Обратите внимание, что в алгоритме обязательно должно быть условие (ветвление). Сохраните файл под именем Алгоритм2_ФИ студента.

  1. Создайте новый файл в программе MS Word. Составьте словесное описание циклического алгоритма, описывающего поиск подходящего монитора в компьютерном магазине. В алгоритме обязательно должно содержаться условие, задающее циклические действия, и тело цикла. Сохраните файл под именем Алгоритм3_ФИ студента.
  2. Под руководством преподавателя запустите среду для разработки блок-схем алгоритмов, выберите тему «Схемы линейных алгоритмов» и изучите возможности среды: постановку задачи, добавление фигур, отладку, запуск алгоритма на исполнение. При помощи среды для разработки блок-схем составьте не менее 5 блок-схем линейных алгоритмов.
  3. Выйдите из среды разработки блок-схем и зайдите в нее снова, на этот раз выберите тему «Схемы алгоритмов с ветвлением». Составьте не менее 5 блок-схем алгоритмов с ветвлениями.
  4. Выйдите из среды разработки блок-схем и зайдите в нее снова, на этот раз выберите тему «Схемы алгоритмов с циклами». Составьте по 3 блок-схемы алгоритмов на каждый тип цикла. Закройте среду для разработки блок-схем.
  5. Откройте файл Алгоритм1_ФИ студента. При помощи автофигур составьте на втором листе документа блок-схему линейного алгоритма по его словесному описанию. Сохраните и закройте файл.
  6. Откройте файл Алгоритм2_ФИ студента. При помощи автофигур составьте на втором листе документа блок-схему алгоритма с ветвлениями по его словесному описанию. Сохраните и закройте файл.
  7. Откройте файл Алгоритм3_ФИ студента. При помощи автофигур составьте на втором листе документа блок-схему алгоритма с циклами по его словесному описанию. Сохраните и закройте файл.

Оценка выполнения заданий:



Блоки Баллы
Алгоритм 1 (с блок-схемой)
Алгоритм 2 (с блок-схемой)
Алгоритм 3 (с блок-схемой)
Общее количество баллов

Раздел 2 «Разработка программ с линейным следованием команд и ветвлениями»

Содержание работы:отработка простейших операторов ЯПВУ, составление линейных и ветвящихся программ, ввод текстов программы в среду программирования, запуск и отладка программы в среде программирования, сохранение программы.

Программная среда: система программирования PascalABC, текстовый редактор MS Word или альтернативный ему из пакета Open Office.

Наши рекомендации