Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из них 48 аудиторных часов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из них 48 аудиторных часов.

Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:

Аудиторная – 3 часа в неделю в 7-м семестре; самостоятельная работа студентов – 3,1 часа в неделю в 7-м семестре.

Таблица 1

Вид учебной работы ОФО ПСО 4 года ЗФО ПСО 4 года 8 мес. ЗФО ССО 3 года 4 мес.
Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108) 3 (108)
Аудиторные занятия
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа
изучение теоретического курса
выполнение домашних работ    
выполнение контрольных работ  
подготовка к зачету
Переаттестация    
Вид промежуточного контроля зачет зачет зачет
Семестр 7-й 5-й 5-й

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Содержание и тематическое планирование дисциплины по всем профилям со сроком обучения 4 года

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Введение в основы теории коммуникации 1-3 Еж  
1.1 Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации»     Еж В-1
1.2 Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации   Еж С, КСР – 1,2
2. Виды деловой коммуникации 3-9 Еж  
2.1 Коммуникативные каналы   Еж С, КСР – 3,4,5
2.2 Искусство межличностного общения.   Еж С, ДЗ, КСР – 5,6,7
2.3 Электронная коммуникация   Еж С, ДЗ, КСР – 7,8,9
3. Этические основы деловых коммуникаций 9-17 Еж  
3.1 Этика делового общения     Еж С, А, КСР -9
3.2 Деловые переговоры: подготовка и проведение   Еж С, РСЗ-10,11
3.3 Служебное общение. Правила служебных взаимоотношений.   Еж С, РСЗ-11,12,13
3.4 Психологический климат в трудовом коллективе.   Еж С, РСЗ, КСР -13,14,15
3.5 Проблемы межкультурной коммуникации   Еж С, А, КСР – 16,17
  Подготовка к зачету          
  Всего     Еж  
           

Еж – еженедельная консультация; ДЗ – домашнее задание (выполнение)

В – входной контроль; А- внутрисеместровая аттестация;

С – подготовка к семинару (участие); КСР – аудиторный контроль самостоятельной работы.

Содержание разделов (тем) дисциплин

Таблица 3

№ раз-дела наименование раздела дисциплины содержание раздела
1. Введение в основы теории коммуникации  
1.1 Предмет, цели и задачи курса «Деловые коммуникации» Истоки формирования коммуникативного знания. Основные понятия теории коммуникации. Понятие делового общения.
1.2. Коммуникация и общение как ключевые категории теории коммуникации Сущность коммуникативной компетентности. О соотношении теории и практики. Психологические основы взаимодействия. Общение и коммуникация.
2. Виды деловой коммуникации  
2.1 Коммуникативные каналы Каналы коммуникации: формальные и неформальные. Особенности взаимодействия со СМИ. Характеристика материалов для прессы. Коммуникативная компетентность специалиста по связям с общественностью. Невербальные средства делового общения. Психологические основы делового общения. Психологические типы личности собеседника. Приоритетные каналы восприятия и тип модальности партера. Основные механизмы восприятия и типичные искажения представлений о партнере.
2.2 Искусство межличностного общения. Межличностное общение. Основы убеждающего воздействия на делового партнера. Логические основы убеждающей речи: законы логики, доказательство и опровержение, логические ошибки. Эффективные приемы убеждения: рациональные и психологические аргументы, уловки. Основные способы аргументации: нисходящая-восходящая, односторонняя-двусторонняя. Механизмы воздействия в процессе делового общения: подчинение, взаимный обмен, социальное доказательство, благорасположение.
2.3 Электронная коммуникация Ведение письменных и электронных коммуникаций внутри и вне предприятия, проведение презентаций. Деловая переписка. Этические нормы деловой переписки. Виды деловых писем. Структура делового письма. Оформление делового письма. Языковые клише.
3. Этические основы деловых коммуникаций  
3.1 Этика делового общения Коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Особенности работы с «трудными» клиентами. Условия повышения эффективности коммуникационных процессов. Современные этические принципы делового поведения, сформулированные Л. Хосмером.

Продолжение таблицы 3

3.2 Деловые переговоры: подготовка и проведение Деловые беседы, переговоры, встречи. Методы противостояния манипуляциям. Коммуникационные стили. Навыки публичных выступлений
3.3 Служебное общение. Правила служебных взаимоотношений. Способы «гашения» негативных эмоций. Современный западный и отечественный опыт создания партнерских отношений в организациях Моральная и социальная ответственность делового человека. Общие этические принципы делового общения. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного. Этика взаимоотношений с коллегами. Основы современной корпоративной этики.
3.4 Психологический климат в трудовом коллективе. Причины и условия возникновения конфликтных ситуаций. Конфликт как способ разрешения противоречий. Стратегия преодоления конфликта. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Роль менеджера в управлении конфликтов. Конфликтные ситуации в деловом общении.
3.5 Проблемы межкультурной коммуникации Этнокультурные особенности участников делового общения. Национальная специфика делового общения представителей разных стран и россиян. Барьеры в общении представителей разных стран и способы их преодоления.

Наши рекомендации