Организация проверки и оценки результатов обучения информатике. Портфолио учащегося.
Суть контроля состоит в оценке изменений уровня усвоения знаний учащегося.
Основные функции контроля: 1) воспитательная; 2) образовательная; 3) развивающая; 4) диагностическая.
Виды контроля: 1) Внешний контроль; 2) Контроль; 3) Самоконтроль.
Система контроля на уровнях подчиняется следующим требованиям:
- контроль должен быть систематичным и всеохватывающим;
- контролю следует подвергать все важнейшие действия учащегося;
- контроль учителя должен замещаться взаимоконтролем и самоконтролем.
Классификация контроля (Бабанский Ю.К.):
I. По характеру получения информации: 1) устный; 2) письменный; 3) лабораторной.
II. По методу контроля: 1) текущий; 2) промежуточный; 3) итоговый.
III. По средствам проведения контроля: 1) машинный; 2) безмашинный.
IV. По способу организации контроля: 1) программный; 2) непрограмный.
Существует различные способы установления обратной связи (методы и приемы контроля):
1) устный (беседа, рассказ ученика, чтение текста, диктант…);
2) письменный (изложение, сочинение, доклады, рефераты);
3) тестирование;
4) практикум и тренинг;
5) ежеурочная проверка ДЗ;
6) сигнальные карточки;
Объектами контроля на уроках информатики являются: знания теоретического материала, знания практического материала, самостоятельное приобретение ЗУН, применение ЗУН на практике и др.
Основными эффективными формами контроля являются контрольные работы и индивидуальные практические задания на ПК.
Другой эффективной формой контроля является зачет. Итоговой формой контроля является итоговый экзамен.
Широкое распространение в обучении информатике приобрела в настоящее время технология модульного обучения и организация рейтингового контроля.
Цель: проверка конкретных умений
В сумму проверки контроля знаний учащихся должны быть включены разные системы контроля, удовлетворяющих следующим условиям:
1)не одно задание не должно быть оставлено без проверки и оценки со стороны учителя;
2)не замедлительные сообщения результатов проверки;
Оценка – индивидуальная характеристика учения отдельного конкретного ученика.
Отметка – это отношение достигнутого к усредненным требованиям по усвоению обязательного минимума содержания образования по предмету.
4 типа портфолио:
1) папка достижений;
2) рефлексивные – раскрывающие динамику личностного образования;
3) наглядно-исследовательские;
4) тематические.
Значение состоит в том, что это средство углубления и оформление своих достоинств.
Особенности урока информатики. Структура и типы урока информатики.
Урок – это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками, заранее составленным расписанием и организаций работы над одним и тем же материалом.
Типология уроков(в основу положена дидактическая цель):
1) уроки усвоения новых знаний;
2) уроки закрепления изучающего;
3) уроки систематизации и обобщения знаний;
4) уроки повторения;
5) уроки проверки, оценки и коррекции знаний, умения и навыков;
6) смешанный или комбинированный урок.
Структура урока – это совокупность его элементов, обеспеченных целостность урока и достижение поставленных целей.
Структура определяется целью, содержанием, методами и средствами обучения, уровнем подготовки учащихся.
Структура урока характеризуется следующими признаками: 1) состав урока; 2) последовательность этапов; 3) взаимосвязь между элементами.
Наиболее распространённым является комбинаторный урок и типичная структура такого урока включает в себя следующее:
1) Организационный момент;
2) Проверка ДЗ;
3) Опрос учащегося по пройденному материалу;
4) Изучение нового материала;
5) Закрепление материала;
6) Проверка результатов;
7) Подведение итогов и ДЗ.
В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три формы– индивидуальную, групповую и фронтальную.
Планирование учебного процесса по курсу информатики. Подготовка учителя к проведению урока информатики.
Общая технология включает 2 этапа:
1) общая подготовка к преподаванию всего курса;
2)подготовка к каждому конкретному уроку.
Этапы общей подготовки по всему курсу:
1) подробное изучение содержания курса учебной программы и пояснительной записки к ней;
2) изучается материал учебников, пособий и теоретических работ по предмету;
3) изучение методических материалов, статей в журналах и сборниках по методике преподавания;
4) работа по подготовке наглядных пособий, дидактических материалов и технических средств;
5) учитель изучает состояние материальной базы школы и её пополнение;
6) использование конкретных возможностей класса для того, чтобы опираться на сильные стороны и развивать слабые.
Этапы подготовки к уроку:
I. Определения темы, цели урока и составления плана.
II. Изучение характера изложения материала в учебнике. Анализ вопросов и заданий.
III. Определения структуры, типа урока, основных частей. Определение методики деятельности учителя и учащегося. Отбор форм и методов деятельности, разработка форм контроля.
IV. В качестве средств может использовать Т.С.О.: а) компьютер с системой Windows; б) экран; в) мультимедийный проектор; г) программные средства: презентации, ПО к уроку; д) наглядные средства: схемы, модели, плакаты; е) раздаточные материалы: комплекты карточек, приложения к уроку.
V. Составление окончательного плана урока.
Технология составления тематического планирования может быть представлена в следующих видах:
1) учебно-тематический план по всему курсу;
2) календарно-тематическое планирование;
3) тематическое планирование;
4) график прохождения учебного материала.
Этапы технологии составления календарно-тематического планирования:
1) определение общих задач изучения темы;
2) ознакомление с содержанием материала по теме в учебнике и выделение основных понятий, идей, категорий, умений и навыков которые должны знать учащиеся;
3) определение типа урока и вида занятия, предусмотренного по этой теме выделение вопросов для самостоятельного обучения;
4) конкретизация числа и последовательности всех уроков по теме в соответствии с программой и часами, данными на ее изучение.
16. Сущность, функции, цели и задачи внеклассной работы по информатике. Планирование, содержание и особенности внеклассной работы по информатике. Принципы организации, формы и средства внеклассной работы по информатике.
Внеклассная работа способствует развитию индивидуальных способностей учащихся и преследует следующие цели:
1) Пробуждение и развитие интереса к углубленному изучению информатики.
2) Привитие навыков научно-исследовательского характера.
3) Обеспечение допрофессиональной трудовой подготовки школьников в области применения информатики и ЭВМ.
4) Организация свободного времени и досуга учащихся.
Наиболее распространенная форма внеклассной работы по информатике является кружок. Работе в кружках легко придать занимательный и игровой характер.
Актуальной методической задачей является:
1) Разработка программ кружковых занятий, согласованных с общей системой обучения предмету в школе.
2) Разработка соответствующей уровню подготовленности учащихся системы задач.
3) Подбор эффективного программного обеспечения кружковых занятий.
Олимпиады по ОИВТ традиционно относят к формамвнеклассной работы по предмету.
В большинстве учебников по педагогике форма обучения рассматривается как внешняя сторона учебного процесса, органически связанная с методами и содержанием образования. Наиболее оптимальной на сегодня является индивидуально-групповая форма обучения, с использованием всех возможных педагогических программных средств. Однако при фиксированном потолке затрат на образование единственно возможна классно-урочная система.