Организация повторения и проверки результатов обучения истории

Требования Гос. Стандарта к знанию учащихся.

- Стандарт определяет, что объектами учебных достижений в школе являются:

- Знание фактов, событий, дат, имен, терминов.

- Усвоение общих исторических представлений, идей.

- Владение элементами исторического анализа и объяснения (определение причин, сущности явлений).

- Умение оперировать историческими знаниями, извлекать их из источника.

- Умение оценивать исторические явления и действия людей в истории.

- Обосновать личное отношение к историческим событиям, творениям культуры и т. д.

Существует 2 вида знания истории, требующие различной оценки знания:

1. Объективное знание о событиях. Эти знания проверяются при помощи конкретного измерения, содержащего правильный ответ.

2. Субъективное восприятие событий. Проверяется при помощи рамочных знаний. Есть учебник – надо знать его содержание, а после все остальное.

Стандарт определяет:

1. Историческое время – даты, хронологию, период – цию.

2. Историческое пространство – геополитическое положение стран

3. Историческое движение – деятельность людей.

Функции проверки знания:

- Контрольно – учетная (проконтролировать и зафиксировать).

- Обучающая.

- Диагностическая (где существуют проблемы и почему).

- Актуализация знаний.

Виды повторений. Они определяются по дидактическим целям:

- Вводное повторение

- Текущий опрос

- Обобщающее или тематическое повторение (после темы или раздела).

- Итоговое (в конце года или полугодия).

- Экзаменационное.

Примеры:

  1. Текущий опрос.

Он проводится на каждом уроке и занимает 10 – 12 мин.

Методика опроса:

1. Постановка цели (повтор темы прошлого урока учителем и опрос).

2. Сначала задается вопрос, а после вызывается ученик.

3. Планировать вопросы и вызов учеников надо заранее. Т. о., опрос будет дифференцирован.

4. при планировании вопроса учитель должен просмотреть, где м/б затруднения и поэтому, подготовить несколько вариантов вопроса.

5. Ответ учащихся надо выслушивать до конца (в разумных пределах).

6. После окончания ответа вопрос классу о дополнениях и исправлениях.

7. все не точности исправляются учителем.

8. Учитель должен делать переходы от одного вопроса к другому. Они д/б логически связанны.

9. опрос должен окончится обобщением и выставлением оценок.

10. Место опроса – м/б в начале урока, в процессе изучения материала, может завершать урок.

Виды опроса:

- Устный

- Письменный

Формы опроса:

- Фронтальный

- Групповой

- Индивидуальный.

Приемы опроса:

- Монологический ответ (для вопросов широкого характера).

- Фронтальная беседа с классом.

- Работа в парах

- Составление рецензии на ответ.

- Опрос по карте.

Письменный опрос.

  1. Тестирование. Как конструировать тесты:

- На выбор правильного ответа (вопрос и варианты ответа)

- По какому принципу составлены ряды слов

- Лишнее слово

- Продолжите ряд

- Согласны ли вы с утверждениями?

- Расположите в хронологической последовательности.

- Соотнесите: даты и события, имена и изобретения…

- Заполните пропуски в тексте.

- Диктанты – прямые и обратные.

  1. Проверка хронологии (тесты, диктанты, историческое лото, хронологические кроссворды).
  2. Проверка правильности восприятия исторического времени, пространства, представлений (расскажите о …, составьте рассказ из 10 слов…, нарисуйте какое – л. явление, историческая путаница, сочинение).
  3. Проверка пространственных представлений (все приемы работы с картой).
  4. Приемы проверки усвоения терминов и понятий (словарь истории, объяснение пословиц: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!”, подбор синонимов к словам).
  5. Поиск ошибок в употреблении исторических терминов.
  6. Использование шарады.

Если использовать все эти формы одновременно – это будет “уплотненный опрос”.

Что поможет школьникам при опросе?

  1. “Опора” – можете пользоваться, чем хотите, но на вопрос ответьте.
  2. Различные приемы взаимопроверки. Ученик проверяет другого.
  3. Вопросы дифференцированного уровня (на 3 б., на 4б., на 5б.).
  4. “Тихий опрос” (класс пишет, один отвечает).
  5. “Тройной опрос”. Вызвать трех учеников сильног7о, среднего, слабого и всем задать один вопрос. Начать ответ с сильного.
  6. “Гайд парк” – это место, где можно говорить все (в Лондоне). Надо вызвать группу из 5 – 6 человек, они должны отвечать на вопрос учителя, в течение 2-х минут непрерывно. Здесь д/б интересна тема.
  7. Урок – бенефис. Для тех, кто боится ответить. (с использованием стихов, картин и т. д.).

2. Повторительно – обобщающий урок.

Цели:

- Актуализация знаний учащихся по изученной теме;

- Создание целостной картины событий, явлений, процессов, которые изучались по частям.

- Пополнение теории новыми фактами;

- Выделение главного, расстановка акцентов;

- Систематизация материала, т. е. его увязывание с ранее изученным, включение в систему знаний.

Т. О. Повторительно – обобщающий урок по истории содержит 3 основных элемента:

1. Обобщение и повторение.

2. Элемент новизны.

3. Разнообразие приемов и форм повторения, в которых участвует весь класс.

Приемы повторительно – обобщающего урока:

- Развернутая, аналитическая беседа с классом.

- Составление обобщающих таблиц по теме.

- Сообщения учащихся по теме.

- Элементы игры (лото, кроссворд, тексты с ошибками).

- Дискуссия.

- Урок – путешествие.

- Проблемный урок.

- Лекция, семинар (в старших классах).

Вопрос 2.

Все вопросы подразделяются на три группы:

1. Репродуктивные. Это вопросы, направленные на воспроизведение материала школьной программы. Их целью является проверка механизма воспроизведения содержания отдельного вопроса темы.

2. Конструктивные. Это проблемные вопросы, из серии “почему?”, они направлены на сравнение, доказательство какого-либо исторического явления. Цель – проверить понимание внутренних характеристик изучаемой темы и наличие у школьников навыков сравнительного анализа.

3. Творческие. Это интеллектуальные вопросы. К ним относятся задания, требующие от школьников нестандартного подхода к проблеме. Цель – создать условия для творческого применения и осмысления содержания.

Все вопросы выполняются письменно.


19) Учебник истории. Функции учебника. Требования к учебникам.

Основным учебным пособием по истории для школьников является - учебник.

Требования к учебнику.

1. Содержание учебника истории должно быть безупречным в научном отношении, т.е. давать научное изложение и освещение исторического прошлого, научную периодизацию.

2. Изложение в учебнике, характеристики и оценки исторических явлений, формулировки и выводы должны быть доступными для учащихся данного возраста.

3. Учебник должен обеспечить правильную организацию процесса познанияучащимися исторических явлений.

1) Требования к методическому аппаратуучебника истории(должен содержать): 1)исторические карты 2) иллюстрации 3)наглядные изображения (диаграммы, схематические планы) 4) справочный материал, хронологические таблицы и т.д.

4. учебник истории должен содержать материал, изложенный разнообразными методами

Содержание учебника можно условно представить в двух компонентах: текстовом (основной текст, дополнительный текст, пояснительный текст) и внетекстовом (иллюстрации, методический аппарат, аппарат ориентировки).

Основной текст по расположению в учебнике и функциональным задачам можно охарактеризовать как вводный, информационный(учебный) и заключительный. Открыв книгу мы как правило, видим обращение авторов к своим читателям с размышлениями о благородных целях изучения истории особенностях данного учебника. Информационный (учебный) текст, содержащий основные сведения о прошлом родной страны или зарубежья, оформлен в разделы, главы и параграфы. В большинстве учебников он завершается особым, заключительным текстом, в котором авторы подводят итоги рассмотренного периода, делают оценочные выводы, намечают исторические перспективы или делают прогнозы о будущем человечества.

Информационный текст, составляющий большую часть основного, по приемам изложения делится на описательный, повествовательный, объяснительный и проблемный. Естественно, что ни один из них не встречается в чистом виде. В последнее время выпускаются учебники, в которых автор не дает готовых ответов, а пытается заставить учеников размышлять над прочитанным.

Дополнительный текст включает в себя исторические документы, отрывки из художественной литературы, научно-популярной литературы.

Пояснительный текст необходим для объяснения непонятных школьникам слов, употребляемых в основном тексте, и для комментариев к иллюстрациям.

Среди внетекстовых компонентов первыми внимание притягивают иллюстративные материалы. Страницы современного учебника по истории оживают в рисунках, созданных на основе сюжета параграфа. Условно-графическая наглядность в виде карт, схем, таблиц и т.д. помогает школьникам проникнуть в суть изучаемых фактов, сознать теоретические выводы.

Школьные учебники нельзя представить без вопросов и заданий к материалам параграфов. 1) вопросы могут предварять темы и параграфы, вторгаться в основной текст, располагаться после параграфов, тем, разделов, курса в целом, повторяя, систематизируя, обобщая материалы. 2) вопросы и задания по характеру предлагаемой деятельности делятся на воспроизводящие, преобразующие, творческие, образные и проблемные. 3) в методический аппарат учебника, помимо вопросов и заданий, могут входить разнообразные текстовые таблицы: хронологические, синхронистические, сравнительно-обобщающие, кокретизирующие, иллюстрированные. Их названия указывают на возможные операции с учебным историческим материалом как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях изучения истории.

Аппарат ориентировки. Расположенное в начале или в конце книги оглавление, знакомит с содержанием учебника, помогает быстро найти нужные параграфы и материалы. Ускоряют ориентировку рубрикация и тематические символы, с помощью которых ученик может расчленить курс на несколько исторических периодов. Колонтитулы облегчают поиск интересующих тем, а шмуцтитулы лишний раз подсказывают ученику, что он переходит к изучению нового периода исторического прошлого. Сигналы –символы, разные шрифты усиливают эмоциональность и выразительность текста, дифференцируют учебную информацию. Присутствуют различные справочные службы: указатели дат, понятий, имен, словари, индексы, глоссарии, генеалогические и метрические таблицы, списки рекомендуемой литературы и другие полезные сведения.

Учебник - основной источник знаний и основное средство обу­чения, на которое опирается учитель. В учебнике в объеме школь­ной программы излагаются основы науки сообразно с возрастом учащихся и уровнем их подготовки. Основное назначение учебных пособий — это обеспечение целостности научных знаний по предмету, системати­зация основных положений науки, органическая связь теории с фактами.

Учебник истории выполняет

информационную функцию, т. е., воплощая государственную программу, конкретизируя и развивая ее, он раскрывает содержание образования, его дозировку, вклю­чая переработанные, преобразованные основы научных знаний по истории;

систематизирующую функцию, т. е. обеспечивает стро­гую последовательность изложения и систематизацию всех мате­риалов, составляющих его содержание;

контролирующую функ­цию, т. е. он призван облегчить усвоение и закрепление изучен­ного материала, формировать желание самостоятельно приобретать знания;

воспитательную функцию, т. е. реализует образова­тельно-воспитательные цели обучения истории.

Учебник истории состоит из ряда компонентов: текст (основ­ной, дополнительный, пояснительный), внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппа­рат ориентировки.

Основной текст учебника включает теоретический и фактиче­ский материал и может носить описательный, объяснительный ха­рактер. Дополнительный текст содержит справочный материал. Пояснительный текст включает в себя примечания, комментарии к тексту.

Внетекстовые компоненты содержат систему вопросов и зада­ний (аппарат организации усвоения), научно-познавательные ил­люстрации, всевозможные указатели (аппарат ориентировки). Структура учебника определяется системой отбора фактов. При разделении учебника на главы и параграфы учитывается, что па­раграфы должны иметь целостный, законченный сюжет, а содер­жание и число параграфов соответствовать урокам и быть равно­великими по объему.

Современный учебник представляет собой более сложный учебно-методический комплекс, нежели учебники предыдущих по­колений. Методический аппарат выдвигается в нем на первый план, поскольку история в школе стремится сегодня не только давать знания, но и учить, как работать с уже полу­ченными знаниями и как самостоятельно до­бывать новые. В силу этого меняется и техно­логия создания учебника. Авторский текст, который в прежних учебниках играл исклю­чительную по важности роль, становится хо­тя и важным, но все же одним из структурных элементов учебника, причем элементом, столь тесно связанным с методическим аппа­ратом, что занимает уже зависимое и даже подчиненное место. Поэтому ситуация, ког­да учебник писался ученым, а учителю отво­дилась роль методиста при авторе, становит­ся анахронизмом. Учебник должен создаваться в тесном сотрудничестве ученого и учителя, причем ведущая роль в этом тандеме может принадлежать как раз учителю. Именно он формулирует «техническое задание» на написание учебника, исходя из тех целей и задач, которые ставятся перед курсом исто­рии в школе, он разрабатывает систему, во­просов и заданий, с помощью которых мож­но научить школьника истории, он опреде­ляет методическую ценность источника и иллюстрации, иными словами, только учи­тель может определить те условия, которые сделают учебник технологичным. Содержа­ние учебника, т.е. то, что обычно представле­но в учебнике авторским текстом не может уже иметь самодовлеющего значения. Как бы увлекательно, доходчиво, изящно ни был на­писан учебник, его конкурентоспособность будет в конечном счете определяться техно­логичностью его применения.

Приемы работы с учебником на уроке.

Работа с терминологией и отдельными элементами текста учеб­ника.

Важное место в формировании у учащихся способности к созна­тельному усвоению текста по истории занимает работа с термино­логией.

Полезно поручать учащимся найти в учебнике и прочесть вслух термин и его объяснение. Такое чтение приучает школьников обращать внимание на терминологию и при выполнении домашних заданий. От него можно отказаться после того, как работа с тер­минологией станет у учащихся осознанной привычкой.

В учебниках для VI—VII классов помещены словарики терми­нов с указанием параграфов, в которых дано их объяснение. Поль­зоваться указателями учитель учит школьников при повторной встрече с термином, рекомендуя найти и восстановить в памяти его объяснение. Это особенно важно в тех случаях, когда выясняется, что школьники недостаточно четко представляют себе значение термина.

В старших классах полезно вести в тетрадях или лучше на карточках указатель терминов, не получивших достаточно ясных определений в учебнике истории, пополняемый по мере изучения материала.

текст включает ряд понятий: хроно­логическая, дата, событие, историческое явление, исторический деятель, факт, процесс, причинно-следственные связи, в старших классах — генезис, закономерность, закон общественного развития.

Сознательному чтению текста с вычленением составляющих его элементов учитель начинает учить школьников уже при перво­начальном инструктаже по работе с учебником и продолжает в процессе обучения предмету. Выделять в тексте смысловые единицы помогают членение в учебнике материала на параграфы, пункты, абзацы, а также заголовки и шрифты. Используя их, учитель приучает школьников различать элементы текста не только по внешним признакам, но и по содержанию. Помощь в этом оказывают помещенные в учебнике вопросы и задания.

Действенным приемом является привлечение учителем в ходе изложения материала отдельных элементов из текста учебника.

Вместо устного пересказа вывода учитель может предложить учащимся открыть нужную страницу учебника, найти вывод и прочесть его, причем один учащийся читает вслух, а остальные следят по тексту. Такое переключение внимания учащихся обеспечивает лучшее осмысление и запоминание мате­риала непосредственно на уроке; кроме того, оно указывает школь­никам, на что при выполнении домашнего задания необходимо обратить особое внимание. Так же учитель поступает и применитель­но к другому трудно усваиваемому, но важному материалу — определению, раскрытию причинно-следственных связей и законо­мерностей, оценке явления. Перед чтением учитель называет вопрос, ответ на который школьники должны получить в учеб­нике.

Формы привлечения учебника в ходе устного изложения раз­личны. Первоначально учитель прямо указывает абзац или строч­ки, которые следует прочесть, и объясняет, что в них содержатся определение, оценка, важнейшие признаки явления. В дальнейшем учитель, опираясь на знания и умения учащихся, повышает их участие в поиске и анализе нужных положений. Так, указывая
лишь страницу, учитель поручает школьникам самим найти в
тексте нужный элемент. Более высокой формой этого приема яв­ляется поручение ученикам самим сформулировать вывод, опре­деление, а затем сопоставить его с формулировкой в учебнике. Такая работа подготовляет учащихся к выполнению проблемных заданий на основе изложения материала учителем. К проверке самостоятельно сделанного вывода и его обоснований учитель должен отнестись с особым вниманием и тщательностью.

Объяснительное чтение учебника.

При объяснительном чтении текст расчленяется на смысловые единицы, определяется и обосновывается главная мысль каждой из них, выявляются связи между ними, между текстом и иллюстра­циями. Это обеспечивает и усвоение материала, и подготовку к составлению по нему плана, а в старших классах — конспекта, тезисов. Таким путем объяснительное чтение текста учебника под­готавливает школьников и к самостоятельному изучению научных трудов.

Особенно целесообразно объяснительное чтение текста, систе­матизирующего знания, черпаемые из разных источников. Обилие источников информации может привести к распыленности знаний школьников. Текст учебника помогает организации и системати­зации знаний. Это, например, относится к некоторым темам по истории культуры, изучение которых строится в основном на работе с воспроизведениями памятников искусства, с фрагментами из художественных и научных сочинений, с характеристиками деятелей культуры. Систематизация этих сведений при чтении учебника помогает созданию относительно целостных знаний об отдельных сторонах культуры и направлениях ее развития. Воз­можно чтение учебника, предваряющее ознакомление с дополни­тельными источниками; в этом случае у учащихся формируется костяк знаний, заполняемый и конкретизируемый затем содержанием.

Наряду с объяснительным чтением целых параграфов оно при­меняется и выборочно при изучении отдельных подтем, требующих для усвоения серьезного продумывания их содержания. Одним из средств формирования у школьников внимательного и вдумчивого отношения к чтению текста является воспитание у них привычки не пропускать непонятные слова и выражения, а искать им объяснения. Учитель приучает школьников спрашивать у него объяснения всего непонятного в тексте и в иллюстрациях или выяснять это другими средствами — обращением к справоч­нику, словарю. В зависимости от характера и трудности вопроса учитель или отвечает сам, или привлекает для ответа кого-либо из учащихся. Если на заданный вопрос есть ответ в учебнике, не замеченный спрашивающим, учитель указывает соответствующее место в книге. Учащихся старших классов учитель может ото­слать к справочным изданиям: энциклопедиям, словарям, указа­телям. В целях приучения школьников к пользованию справочной литературой можно поручать отдельным учащимся подготовить на ее основе нужную справку.

Работа с документами, помещенными в учебниках и привлекае­мыми дополнительно. В отдельные рассказы учебной книги по истории для IV класса включены небольшие выдержки из истори­ческих документов. В учебниках истории для последующих клас­сов документы помещены и в авторском тексте в виде коротких извлечений, и в качестве приложений. Включение в учебники до­кументов создает благоприятные возможности для организации самостоятельной работы с ними учащихся.

Работа с документами оправдывает себя тогда, когда их содер­жание органически включается в систему формируемых историче­ских знаний. Количество и содержание привлекаемых документов и методика их использования определяются с учетом подготовленности учащихся к работе с ними. Работа проводится в классе и дома.

Другой вид работы с документом — самостоятельное решение учащимися на его основе задачи дедуктивного характера. Доку­мент содержит сведения о частном историческом факте, хотя и но­вом для учащихся, но имеющем известные им признаки. Опираясь на свои знания, школьники относят факт к определенной эпохе, устанавливают принадлежность автора документа и названных в документе лиц, применяют к объяснению факта изу­ченные ранее причинно-следственные связи. Установленный факт включается в систему знаний, обогащая представление об эпохе. Такая работа способствует осмыслению и конкретизации обобщаю­щих знаний, развитию у школьников исторического мышления. В третьем случае документ является исходным материалом для познания крупного исторического события, важного типиче­ского явления общественной жизни; он служит раскрытию содер­жания понятий и их существенных признаков.

Если для работы привлекается документ, отсутствующий в учеб­нике, то он должен быть или размножен, или написан на большом листе крупными буквами.

Работа с иллюстрациями учебника.

При изучении очередной темы учитель, особенно в средних классах, не только во время работы учащихся с текстом, но и в процессе изложения им материала привлекает относящиеся к те­ме иллюстрации учебника. В учебнике учитель находит портреты, которые он может использовать при характеристике исторических деятелей, а также карикатуры, схемы. Он предлагает школьникам открыть соответствующую страницу учебника и найти нужную иллюстрацию. В IV—VII классах полезно предложить одному, учащемуся вслух, а другим про себя прочесть подпись к иллюстра­ции, в частности указание на характер изображения (рисунок, - фотография и т. п.). Это делается для того, чтобы выработать у школьников привычку внимательно прочитывать подписи к иллю­страциям и определять время создания и характер изображений: являются ли они историческими документами или позднейшими реконструкциями исторической действительности.

Как правило, иллюстрации новых для учащихся видов долж­ны быть первоначально проанализированы на уроке под руковод­ством учителя.

При разборе иллюстраций он своими вопросами и указания­ми направляет внимание и мышление школьников на нужные объекты, помогает связать иллюстрации с авторским текстом и документами в учебнике. Учитель организует сопоставление иллюстраций друг с другом с целью выявить развитие явлений и пока­зать общее в них и различия, сравнить документальное изображе­ние и аналогичную ему реконструкцию. Работу с иллюстрациями учитель включает в домашние задания и требует от учащихся использования в ответах их содержания. Проанализированные ил­люстрации не только сами остаются в памяти учащихся, но и способствуют лучшему запоминанию связанных с ними знаний.

Использование вопросов и заданий в учебниках. В учебниках истории имеются разнообразные вопросы и задания к отдельным параграфам, документам, а в некоторых учебниках к иллюстра­циям, главам, разделам и ко всему курсу.

Как правило, школьник обращается к вопросам и заданиям при условии, если учитель стимулирует и организует работу с ними. Учитель определяет порядок их использования. Одни из вопросов к параграфам учебника разбираются непосредственно в ходе изучения соответствующего параграфа и служат осмыслению и закреплению в памяти учащихся изучаемого материала. Ответы, на другие вопросы учитель предлагает подготовить к следующему уроку. Выполнение задания может быть начато на уроке и завер­шено дома. Вопросы к документам и иллюстрациям помогают орга­низовать их вдумчивый разбор и связать их содержание с текстом учебника. Вопросы и задания к главам, разделам, курсу исполь­зуются для повторения. Они могут послужить для учащихся программой подготовки к повторительно-обобщающему уроку. От­веты на вопросы, требующие самостоятельного мышления и твор­ческого поиска, не только заслушиваются на уроке, но и обсуж­даются в эвристической беседе.

Наличие в учебнике вопросов и заданий разной трудности , облегчает внесение в обучение истории некоторой индивидуализации; наиболее сложные вопросы задаются сильным учащимся.


20) Картина и портрет на уроке истории.

Картины бывают:

Типологические. Типологическая картина отражает исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи. Такие картины изображают явления экономической, социальной жизни.

Событийные. Событийная картина отражает конкретные события.

Описательные. Описательная картина отражает изображение города, архитектурные сооружения.

Наши рекомендации