Организация проверки результатов обучения истории

Организуя проверку знаний, учителя считают чрезвычайно важным обеспечить при этом коллективную и активную работу учащихся. Для этого нужны определенные условия:

Проверка должна быть интересной и полезной для учащихся, т.е. она должна носить обучающий характер, т.е. быть средством обучения, воспитания и развития учащихся. Никоим образом она не может сводиться только к аттестации знаний.

В проверке должно быть реализовано многообразие приемов.

Проверка должна быть частой с тем, чтобы исключить "календарь" при подготовке уроков некоторыми учащимися и обеспечить систематическое регулярное учение.

Необходимо обязывать учащихся внимательно слушать ответы, исправлять и дополнять их, а за удачные замечания (рецензирование) ставить отметки. Постановка задачи рецензировать ответы выступающих не только усиливает внимание класса, но и помогает развивать навыки анализа чужой речи, а также память учащихся, которые в процессе рецензирования должны:

Запомнить ответ выступающего

Вспомнить выученное дома

Сравнить

Исправить свою ошибку или ошибку выступающего

Опрос по текущему материалу должен быть тесно связан с повторением ранее изученного материала и связь должна быть тематическая. Тематической будет и такая связь, которая готовит учащихся к восприятию предстоящего объяснения. При этом не рекомендуется при опросе "перескакивать" с пройденного ранее материала на текущий и обратно, т.к. это затруднит восприятие и того, и другого.

При поурочной проверке знаний огромное внимание уделяется проверке текущего материала, а пройденный ранее материал необязательно спрашивать у каждого вызванного учащегося. Учитель должен помнить, что спрашивать материал он может, если задал его повторить. В редких случаях допускаются внезапные (незаданные) спрашивания пройденного материала, они побуждают учащихся самим вспоминать и повторять пройденный материал; их использование ограничено потому, что нередко ведет к "опрокинутому" уроку.

В опросе особенно остро проявляются противоречия, присущие классно-урочной системе обучения: между индивидуальным усвоением учащегося и коллективными формами работы класса. Учителю нужно выяснить знания конкретного ученика, он опрашивает его с учетом индивидуальных особенностей. Но если заняться одним учеником, то класс будет бездельничать, нарушится дисциплина. Учителю нужно выяснить и общий уровень знаний, т.е. опросить не одного ученика.

Практика выработала ряд правил, соблюдая которые, учитель может добиться успеха. Главное - полное владение учителем материала, по которому ведется опрос. Без этого непременного условия учитель может запутаться сам и запутать учеников. Первое правило - свободное владение материалом, научными понятиями в объеме намного большем, чем в школьном учебнике. Поэтому подготовка к опросу еще более важна, чем подготовка к изложению нового материала. В подготовку опроса входит и формулирование вопросов. Характер вопросов зависит от:

Особенностей изучаемого материала

Целевой установки урока

Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учащихся к восприятию нового материала. Желательно, чтобы проверка носила теоретический характер. Учитель отбирает для проверки материала значимый по содержанию и сложный по усвоению материал. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, понятной детям.

Каковы количественные возможности проверки знаний? Продолжительность обстоятельного спрашивания каждого ученика сильно колеблется. Она зависит от объема и характера материала, знаний ученика и темпа его речи. Обычно за урок удается обстоятельно спросить у стола или доски:

В 5-7 классах - 2-4 учеников

В 8-9 классах - 2-3 ученика

В 10-11 классах - 1-2 учеников

Некоторое количество отметок выставляется за ответы с места. Фронтальное (беглое) спрашивание занимает 10-12 минут и дает возможность обоснованно аттестовать 3-4 учеников. Если ученик недостаточно трудолюбив, отстал, невнимателен, есть способ приучить его к активной работе на уроке и дома - ежедневное спрашивание, обычно небольшое по объему, наилучше - рецензирование чужого ответа.

Если учитель должен проверить знания учащегося, на которые тот максимально способен, он вызывает того по собственному желанию или после предупреждения. При организации проверки знаний в слабоуспевающих классах полезен многократный ответ учащегося по одному и тому же материалу. Выслушав ответ, учитель указывает на его недостатки и заставляет учащегося подготовить урок вторично, в третий раз и т.д. Это позволяет самому ученику сравнить ответы и научиться готовить домашнее задание. Иногда целесообразно вызвать одного учащегося к доске и поручить остальным задавать ему вопросы (учитель регулирует их и спрашивает сам).

Если ученик отсутствовал на уроке, опыт некоторых учителей показывает, что добиться устранения пробелов в знаниях можно путем хорошо организованной и продуманной индивидуальной работы на всех этапах урока и во внеурочное время. Учащиеся должны знать, что не останутся без внимания, если пропустят один день или даже один урок. Учитель использует специальные карточки-задания, а в кабинете вывешивается памятка для их решения. Из любого задания, любого вопроса нужно сделать хотя бы один вывод, т.е. показать, что с данной темой ты знаком.

Рекомендуется обращаться к учащимся преимущественно с вопросами, требующими размышления, сообразительности, умения применять теоретические знания. Для возбуждения активности мысли учащихся можно задавать вопросы в форме, неожиданной для них. Недопустимы вопросы, провоцирующие ложный ответ, толкающие мысль учеников по ложному пути.

Наши рекомендации