Тема: Системы счисления. Перевод чисел. Логические основы ПК.
Заведующий кафедрой
Н. Сапожников
“ ” 2008 г.
Методические указания
На Практическое занятие № 1
по Программированию
Класс ________ Дата и время
Место проведения: класс ПК
Тема: Системы счисления. Перевод чисел. Логические основы ПК.
Цели:
Закрепление и углубление теоретических знаний.
Получение навыков перевода чисел.
Получение навыков построения таблиц истинности.
Развитие и закрепление интереса у обучаемых к преподаваемому предмету.
План проведения
Практического занятия № 1
по дисциплине «Программирование»
Вводная теоретическая часть
Основная часть
a). Перевод в 10-ую систему счисления с использованием записи числа в виде полинома.
b). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
c). Формат представления чисел в ЭВМ с плавающей запятой.
Заключительная часть
В результате проведения практического занятия студенты должны
ЗНАТЬ:
- Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
- Формат представления чисел в ЭВМ с плавающей запятой
УМЕТЬ:
Осуществлять переводы чисел.
Организационно-методические указания
По проведению
Практического занятия № 1
Вводная теоретическая часть
Под системой счисленияпонимается способ представления любого числа с помощью некоторого алфавита символов, называемых цифрами. Все системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
Непозиционными системамиявляются такие системы счисления, в которых каждый символ сохраняет свое значение независимо от места его положения в числе. Примером непозиционной системы счисления является римская
система. К недостаткам таких систем относятся наличие большого количества знаков и сложность выполнения арифметических операций.
Система счисления называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различное значение, определяющееся позицией цифры в последовательности цифр, изображающей число. Это значение меняется в однозначной зависимости от позиции, занимаемой цифрой, по некоторому закону.
Количество qразличных цифр, употребляемых в позиционной системе, определяет название системы счисления и называется основаниемсистемы счисления - “ q”.
где q — основание системы счисления; qi — вес позиции; аi Î {0, 1, ..., (q - 1)} — цифры в позициях числа; 0, 1, ..., k— номера разрядов целой части числа; -1, -2, ...,-т — номера разрядов дробной части числа.
На практике применяют сокращенную запись полинома (1.6) в виде последовательности цифр со знаком в зависимости от типа числа:
• для смешанного числа
В этой последовательности запятая отделяет целую часть числа от дробной (коэффициенты при положительных степенях, включая нуль, от коэффициентов при отрицательных степенях). Запятая опускается, если нет отрицательных степеней (число целое). В ЭВМ применяют позиционные системы счисления с недесятичным основанием: двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную. В аппаратной основе ЭВМ лежат двухпозиционные элементы, которые могут находиться только в двух состояниях; одно из них обозначается 0, а другое - 1. Поэтому основной системой счисления
применяемой в ЭВМ является двоичная система.
1.1 Перевод чисел в десятичную системуосуществляется путем составления степенного ряда с основанием той системы, из которой число переводится. Затем подсчитывается значение суммы.
Пример.
а) Перевести 10101101 101 10 . 2 →" "с.с. ∗
10101101.1012 = 1⋅27+0⋅26+1⋅25 +0⋅24 +1⋅23 +1⋅22 +0⋅21 + 1⋅20+1⋅2-1+0⋅2-2 +1⋅2-3 =173.62510
б) Перевести 703.048 →" 10"с.с.
703.048 = 7⋅ 82 + 0⋅ 81 + 3 ⋅80 +0 ⋅8-1 +4 ⋅8-2 = 451. 062510
в) Перевести B 2E .416 →" 10"с.с.
B2E.416 =11 ⋅162 + 2⋅161 +14⋅ 160 +4 ⋅16-1 =2862 .2510
Числа с плавающей точкой.
Для установления однозначности при записи чисел принята нормализованная форма записи числа. Мантисса нормализованного числа может изменяться в диапазоне: : 1q≤m<1. Таким образом, в нормализованных числах цифра после точки должна быть значащей.
Пример.
0.0832 ⋅103 = 0.832 ⋅102
ненормализованное нормализованное
число число
Для представления чисел в машинном слове выделяют группы разрядов для изображения мантиссы, порядка, знака числа и знака порядка:
а) представление чисел в формате полуслова
знак знак Порядок (4 разряда) Мантисса (10 разрядов)
m q
б) представление чисел в формате слова
…………………………. |
знак знак Порядок (7 разрядов) Мантисса (23 разряда)
m q
Наиболее типично представление чисел с плавающей запятой в формате слова (32 разряда).
Пример.
а) Число А=410 =1002 =0.1⋅1011 записывается в ячейку следующим образом:
……………... |
знак m знак q Порядок q (7 разрядов) Мантисса m (23 разряда)
б) Число А = −3.510 = −11.12 = −0.111⋅1010
Коды чисел.
В ЭВМ в целях упрощения выполнения арифметических операций применяют специальные коды для представления чисел. Использование кодов позволяет свести операцию вычитания чисел к арифметическому сложению кодов этих чисел. Применяются прямой, обратныйи дополнительныйкоды чисел. Прямой код используется для представления отрицательных чисел в запоминающем устройстве ЭВМ, а также при умножении и делении. Обратный и дополнительный коды используются для замены операции вычитания операцией сложения, что упрощает устройство
арифметического блока ЭВМ. К кодам выдвигаются следующие требования: 1) Разряды числа в коде жестко связаны с определенной разрядной сеткой. 2) Для записи кода знака в разрядной сетке отводится фиксированный, строго определенный разряд. Например, если за основу представления кода взят один байт, то для представления числа будет отведено 7 разрядов, а для записи кода знака один разряд.
Прямой код.Прямой код двоичного числа совпадает по изображению с записью самого числа. Значение знакового разряда для положительных чисел равно 0, а для отрицательных чисел 1. (Знаковым разрядом обычно является крайний разряд в разрядной сетке. В дальнейшем при записи кода знаковый разряд от цифровых условимся отделять запятой. Если количество разрядов кода не указано будем предполагать, что под запись кода выделен один байт.)
Пример.
В случае, когда для записи кода выделен один байт, для числа +1101 прямой код 0,0001101, для числа –1101 прямой код 1,0001101.
Обратный код.
Обратный код для положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа все цифры числа заменяются на противоположные (1 на 0, 0 на 1), а в знаковый разряд заносится единица.
Пример.
Для числа +1101 прямой код 0 , 0001101; обратный код 0,0001101.
Для числа –1101 прямой код 1 , 0001101; обратный код 1,1110010.
Дополнительный код.
Дополнительный код положительного числа совпадает с прямым кодом. Для отрицательного числа дополнительный код образуется путем получения обратного кода и добавлением к младшему
разряду единицы.
Пример.
Для числа +1101:
прямой код обратный код дополнительный код
0,0001101 0,0001101 0,0001101
Для числа –1101:
прямой код обратный код дополнительный код
1,0001101 1,1110010 1,1110011
Основная часть
Выполнить упражнения
Упражнение 2
3) Даны числа X и Y. Вычислить: X+Y и X-Y. X=10011001; Y=11001;
Упражнение 3
1. При A=true, B= true, C=false вычислить значение логического выражения:
(((not(A)) or (not (B))) or (not (C));
2. При A= true, B= true, C= true вычислить значение логического выражения:
(((not(A)) or (not (B))) or (not (C));
3. При A=true, B=false, C=false вычислить значение логического выражения:
(((A) and (B)) or ((A) and (C))) or (not (C));
Инструктивно-методические указания по проведению
практического занятия № 1 обсуждены и одобрены на заседании кафедры КС .
Протокол № ____ от “___” ____________ 200 г.
Заведующий кафедрой
Н. Сапожников
“ ” 2008 г.
Методические указания
На Практическое занятие № 1
по Программированию
Класс ________ Дата и время
Место проведения: класс ПК
Тема: Системы счисления. Перевод чисел. Логические основы ПК.
Цели:
Закрепление и углубление теоретических знаний.
Получение навыков перевода чисел.
Получение навыков построения таблиц истинности.
Развитие и закрепление интереса у обучаемых к преподаваемому предмету.
План проведения
Практического занятия № 1
по дисциплине «Программирование»
Вводная теоретическая часть
Основная часть
a). Перевод в 10-ую систему счисления с использованием записи числа в виде полинома.
b). Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
c). Формат представления чисел в ЭВМ с плавающей запятой.
Заключительная часть
В результате проведения практического занятия студенты должны
ЗНАТЬ:
- Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
- Формат представления чисел в ЭВМ с плавающей запятой
УМЕТЬ:
Осуществлять переводы чисел.