Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Дисциплина ОП 08 «Вычислительная техника»

Специальность: 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

Разработал: преподаватель ГБПОУ РК СКР _________ Мелихова С. Г.

г. Симферополь

Комплекс практических работ разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 207 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часов.

в том числе: практические работы 24 часа;

самостоятельной работы обучающегося 69 часов.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Практическая работа №1 Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Практическая работа №2Выполнение арифметических операций
Практическая работа №3Разработка СКНФ и СДНФ по таблицам истинности
Практическая работа №4 Проектирование сложных логических функций на простейших ИМС и на интегральных микросхемах, соответствующих этим функциям
Практическая работа №5 Работа триггеров. Временные диаграммы работы
Практическая работа №6 Работа счетчика
Практическая работа №7 Разработка схемы ПЗУ, ППЗУ
Практическая работа №8 Структура микропроцессора
Практическая работа № 9 Разработка программ на ассемблере с использованием арифметических команд
Информационное обеспечение дисциплины

Пояснительная записка

Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине ОП 08 Вычислительная техника предназначены для студентов по специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении лабораторных работ по дисциплине ОП 08 Вычислительная техника

Настоящие методические указания содержат лабораторные работы, которые позволят студентам закрепить теорию по наиболее сложным разделам дисциплины и направлены на формирование следующих компетенций:

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся по базовой подготовке и овладению профессиональными компетенциями:

ПК 1.2. Эксплуатировать приборы различных видов радиоэлектронной техники для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ.

ПК 1.3. Применять контрольно-измерительные приборы для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ различных видов радиоэлектронной техники.

ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники.

ПК 3.1. Проводить обслуживание аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники.

В результате освоения дисциплины ОП 08 Вычислительная техника обучающийся должен

Уметь

· использовать различные средства вычислительной техники и программного обеспечения в профессиональной деятельности;

· использовать различные виды обработки информации и способы представления ее в ЭВМ;

знать:

· Классификацию и типовые узлы вычислительной техники

· Архитектуру микропроцессорных систем

· Основные методы цифровой обработки сигналов

Практическая работа №1

Вариант 1

1. Представить числа 112,4(6) и -0,011101(2) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0356(7) и -1,223(4).

Вариант 2

1. Представить числа 501,3(6) и -0,0101(2) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -6,071(8) и -61,229(10).

Вариант 3

1. Представить числа 13,24(5) и -0,0659(10) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -10,001(10) и -1,223(4).

Вариант 4

1. Представить числа 202,3(4) и -0,00101(2) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,03561(7) и -30,223(4).

Вариант 5

1. Представить числа 52,701(9) и -0,00021(3) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,060 B (16) и -40,05(6).

Вариант 6

1. ёПредставить числа 112,4(5) и -0,011101(2) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0356(7) и -1,223(4).

Вариант 7

1. Представить числа 752,4(8) и -0,0112(4) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0130(4) и -1,205(6).

Вариант 8

1. Представить числа 123,04(6) и -0,0124(10) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,01АВ(16) и -1,204(5).

Вариант 9

1. Представить числа 2021,1(3) и -0,00607(8) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел - A ,105(16) и -0,0406(7).

Вариант 10

1. Представить числа 35,12(6) и -0,01021(10) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,01В(16) и -1,28(9).

Вариант 11

1. Представить числа 105,05(6) и -0,01011(2) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0106(7) и -3,2020(4).

Вариант 12

1. Представить числа 202,03(6) и -0,010С(16) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,В0А(16) и -1,203(4).

Вариант 13

1. Представить числа -201,03(4) и -0,10С9(16) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,03560(7) и -1,2А0 F (16) .

Вариант 14

1. Представить числа 24,503(6) и -0,01088(9) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0 B 0 C (16) и -1,1101(2).

Вариант 15

1. Представить числа 28,15(9) и -0,0031(10) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0355(6) и 1,101(2).

Вариант 16

1. Представить числа 4,5103(8) и -0,0001071(16) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0, B 0 CF (16) и -1,150(6).

Вариант 17

1. Представить числа 324,03(6) и -0,000102(3) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0123(4) и -1,450(7).

Вариант 18

1. Представить числа 44000,1(5) и -0,0 B 69(16) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,4034(5) и -21,021(11).

Вариант 19

1. Представить числа 4,603(7) и -0,01052(10) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,1237(8) и -1,0 B 50(16).

Вариант 20

1. Представить числа 14,009(10) и -0,01017 (8) в нормализованном виде.

2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,1507(8) и -2,40 A 0(16).

Контрольные вопросы

    1. Из каких знаков состоит алфавит десятичной и двоичной систем?
    2. Почему в вычислительной технике взята за основу двоичная система счисления?
    3. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами:
      • в двоичной системе;
      • в восьмеричной системе;
      • в шестнадцатеричной системе?

Практическая работа №3

Тема : Разработка СКНФ и СДНФ по таблицам истинности

Цель работы:

· получить навыки записи совершенных дизъюнктивных и конъюнктивных нормальных форм функций (СДНФ и СКНФ) по заданным таблицам истинности;

Ход работы

1. По таблице истинности соответствующей вашему варианту, записать СДНФ и СКНФ;

2. Пользуясь правилом де Моргана, преобразовать полученные функции таким образом, чтобы можно было реализовывать схемы в базисе И- НЕ (ИЛИ-НЕ)

Контрольные вопросы

1.Чем СДНФотличается от несовершенной дизъюнктивной нормальной формы функции, приведите пример;

2.Обозначение (УГО)простейших ИМС. Какие функции они реализуют? Таблицы истинности;

3.Реализации элементов булевой алгебры на базе транзисторов;

4.Почему алгебра называется булевой?

Литература

http://life-prog.ru/view_shpargalkiCompStroi.php?id=16;

http://www.studfiles.ru/preview/718164/;

http://alnam.ru/book_pe.php?id=41;

http://ivatv.narod.ru/zifrovaja_texnika/1_01.htm;

http://dssp.petrsu.ru/~ivash/ims/t8/TEMA2.HTM

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y
Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6
Х1 Х2 Х3 Y Х1 Х2 Х3 Y Х1 Х2 Х3 Y
Вариант 7 Вариант 8 Вариант 9
Х1 Х2 Х3 Y Х1 Х2 Х3 Y Х1 Х2 Х3 Y
  Вариант 10 Вариант 11 Вариант 12
Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y
  Вариант 13 Вариант 14 Вариант 15
Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y
                           
Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y
  Вариант 19   Вариант 20   Вариант 21
Х1 Х2 Х3 Y Х1 Х2 Х3 Y Х1 Х2 Х3 Y
  Вариант 22   Вариант 23   Вариант 24
Х1 Х2 Х3 Y Х1 Х2 Х3 Y Х1 Х2 Х3 Y
  Вариант 25 Вариант 26 Вариант 27
Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y
  Вариант 28 Вариант 29 Вариант 30
Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y   Х1 Х2 Х3 Y

Практическая работа №4

Тема: Работа счетчика

Цель работы:получить практические навыки работы с микросхемами счетчиков

Ход работы

1. Выберите из таблицы 1 микросхему счетчика согласно своего варианта:

· Приведите УГО заданной микросхемы;

· Укажите назначение его выводов;

· Объясните назначение данного счетчика

2. Определите разрядность счетчика (n) и коэффициент пересчета (N)

3. Укажите на рисунке (п. 1) значения логических сигналов, которые следует подать на входы счетчика для предварительной записи двоичного кода, заданного в таблице 1

4. Выполните расчет и укажите на выходах ( рис. п. 1) двоичный код, зафиксированный в счетчике в режиме сложения после поступления заданного числа входных импульсов, если предварительно в нем был записан заданный двоичный код. Данные приведены в таблице 1

Таблица 1

№ варианта Тип микросхемы Двоичный код Число входных импульсов
К155ИЕ6
К155ИЕ7
К555ИЕ10
К531ИЕ15
К555ИЕ18
К555ИЕ14
К155ИЕ7
К555ИЕ14
К555ИЕ10
К155ИЕ6
К531ИЕ15
К555ИЕ14
К531ИЕ15
К555ИЕ10
К155ИЕ6
К155ИЕ7
К555ИЕ18
К555ИЕ10
К555ИЕ14
К531ИЕ15
К155ИЕ6
К155ИЕ7
К555ИЕ14
К155ИЕ6
К555ИЕ10

Контрольные вопросы

1 Отличительные особенности асинхронных и синхронных счетных схем.

2 Принципы построения суммирующих, вычитающих и реверсивных счетчиков.

3 Понятие, назначение, параметры и принципы синтеза делителя частоты

Практическая работа №7

Практическая работа №8

Тема: Структура микропроцессора

Цель работы:

1) Выяснить области применения существующих процессоров на основе их архитектур.

2) Выделить основные характеристики существующих процессоров.

Задание:

1) Составить таблицу поколений ЭВМ по шаблону таблицы 1.

2) Составить таблицу характеристик процессоров Intel и AMD по шаблону таблицы 2.

3) Начертить график динамики роста тактовой частоты процессоров.

4) Начертить график динамики роста количества транзисторов. Сделать вывод (правило Мура)

5) Изобразить структурную схему микропроцессора.

Таблица 1

Показатель Поколения ЭВМ
Первое 1951-1954 Второе 1958-I960 Третье 1965-1966 Четвертое
1976-1979
Элементная база процессора        
Элементная база ОЗУ        
Максимальная емкость ОЗУ, байт        
Максимальное быстродействие процессора (оп/с)        
Языки программирования        
Средства связи пользователя с ЭВМ        

Контрольные вопросы

1 Архитектура микропроцессора

2 Назначение регистровой памяти, ее особенность

3 Основные характеристики микропроцессора

4 Назначение РОН

Таблица 2

Тип процессора Поколение Год выпуска Разрядность шины данных Разрядность шины адреса Первичная кэш-память, Кбайт Тактовая частота шины, Мгц Тактовая частота процессора, Мгц Количество транзисторов, млн Размер минимальной структуры, мкм
Команды Данные
Нет 0,75 0,75 0,0023 -
                 
                 
                 
80386DX                  
80386SX                  
80486DX                  
80486SX                  
80486DX2                  
80486DX4                  
Pentium                  
P-MMX                  
Pentium Pro                  
Pentium II                  
Pentium II Celeron                  
Pentium Xeon                  
Pentium III                  
AMD Athlon                  
Pentium 4                  
AMD Athlon 64                  
                     

http://rud.exdat.com/docs/index-660951.html

Практическая работа №9

Тема: Разработка программ на ассемблере с использованием арифметических команд

Цель работы:получить практические навыкииспользования регистров процессора, команд пересылки и арифметических команд в языке Ассемблер.

Студент должен

уметь:

применять регистры процессора при выполнении задач;

составлять программы на языке Ассемблера для решения задачи на выполнение арифметических действий;

знать:

виды и назначение регистров процессора;

работу команд пересылки данных и арифметических команд в языке Ассемблера.

Варианты заданий

1 Составить таблицу «Регистры процессора» с указанием названия регистра и его назначения.

2 Составить таблицу «Команды Ассемблера» с указанием названия команды, ее мнемокода и выполняемого действия.

3 Разработать программу на языке Ассемблер для вычисления арифметического выражения (таблица 6.6) и сохранения результата в указанном регистре.

Таблица 6 – Таблица вариантов

Вариант Выражение Регистр-приемник
(53+8)*2+(150-60)/3 DX
(1260-450)/2+310*3 SI
(176/2+23*3)-(125-50)/3 BX
(786+35)*3+(125-50)/5 DI
(5684/4+357/3+245/5)*3 CX
(25*7-31*2+11*3)/2 BL. В регистр BH записать 0
150/3+78/2+365/5 CL. В регистр CH записать 0
(35/7)*(78/2)-190 BH. В регистр BL записать 0
(81/9)*(65/5)-110 CH. В регистр CL записать 0
150/5-35/7+210/3 DL. В регистр DH записать 0

Контрольные вопросы

1 Что называется операндом и мнемокодом?

2 Что такое регистры процессора? Для чего используются регистры общего назначения?

3 Чем отличаются команды ADD и INC?

4 Какое сочетание операндов недопустимо для большинства двухоперандных команд Ассемблера?

Критерии оценивания выполнения практических работ по дисциплине «Вычислительная техника»

Оценка  
5 (отлично) Студент принимал активное участие в выполнении практической работы. В отчете представлены все необходимые таблицы с данными измерений, выполнены правильно расчеты, аккуратно построены графики зависимости проведенных исследований. В выводах даны пояснения и анализ результатов исследований. При ответах на контрольные вопросы студент умеет объяснить физическую сущность процессов
4 (хорошо) Студент самостоятельно и правильно выполнил необходимые расчеты, однако в результатах не проставил единицы измерений, при оформлении графиков допустил небрежность. В выводах отсутствует глубокий анализ проведенных исследований. Ответы на контрольные вопросы не отличаются глубиной понимания физических процессов в электронных приборах.
3 (удовлетв.) В ходе проведения практической работы студент пользовался консультацией преподавателя, испытывал затруднения в подключении приборов. Построение графиков выполнено с низкой наглядностью. При защите отчета по практической работе показал низкий уровень теоретических знаний. В выводах о проделанной работе присутствует только констатация результатов измерений без анализа и пояснений.
2 (неудовл.) Студент проявил слабую заинтересованность в проведении практической работы. Расчеты проводились под непосредственным руководством преподавателя. При защите практической работы студент не может проанализировать полученные результаты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Дисциплина ОП 08 «Вычислительная техника»

Специальность: 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

Разработал: преподаватель ГБПОУ РК СКР _________ Мелихова С. Г.

г. Симферополь

Комплекс практических работ разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 207 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часов.

в том числе: практические работы 24 часа;

самостоятельной работы обучающегося 69 часов.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Практическая работа №1 Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Практическая работа №2Выполнение арифметических операций
Практическая работа №3Разработка СКНФ и СДНФ по таблицам истинности
Практическая работа №4 Проектирование сложных логических функций на простейших ИМС и на интегральных микросхемах, соответствующих этим функциям
Практическая работа №5 Работа триггеров. Временные диаграммы работы
Практическая работа №6 Работа счетчика
Практическая работа №7 Разработка схемы ПЗУ, ППЗУ
Практическая работа №8 Структура микропроцессора
Практическая работа № 9 Разработка программ на ассемблере с использованием арифметических команд
Информационное обеспечение дисциплины

Пояснительная записка

Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru Тема: Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине ОП 08 Вычислительная техника предназначены для студентов по специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении лабораторных работ по дисциплине ОП 08 Вычислительная техника

Настоящие методические указания содержат лабораторные работы, которые позволят студентам закрепить теорию по наиболее сложным разделам дисциплины и направлены на формирование следующих компетенций:

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся по базовой подготовке и овладению профессиональными компетенциями:

ПК 1.2. Эксплуатировать приборы различных видов радиоэлектронной техники для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ.

ПК 1.3. Применять контрольно-измерительные приборы для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ различных видов радиоэлектронной техники.

ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники.

ПК 3.1. Проводить обслуживание аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники.

В результате освоения дисциплины ОП 08 Вычислительная техника обучающийся должен

Уметь

· использовать различные средства вычислительной техники и программного обеспечения в профессиональной деятельности;

· использовать различные виды обработки информации и способы представления ее в ЭВМ;

знать:

· Классификацию и типовые узлы вычислительной техники

· Архитектуру микропроцессорных систем

· Основные методы цифровой обработки сигн

Наши рекомендации