Моделирование с помощью методов Милля

Методы Милля составляют базовые механизмы распознавания паттернов в моделировании. Кроме того, они являются понятийным каркасом таких стратегий и техник НЛП, как использование субмодальностей, перекрестное создание карт, управление состоянием. Для того чтобы получить представление о том, как методы Милля применяются в моделировании, попробуйте справиться с приведенными ниже простыми

примерами распознавания паттернов с помощью различных методов Милля. (Ответы даны после упражнений. )

1. Согласование:человека попросили принять решение относительно четырех различных вариантов капиталовложения. На рис. 24 показаны позы, которые принял человек в процессе раздумий над каждым решением. Что общего в этих картинках?

Моделирование с помощью методов Милля - student2.ru

Рис. 24. Метод согласования подразумевает определение общих характеристик ряда примеров

2. Отличия:человека попросили восстановить в памяти какую-то деталь сложного зрительного образа. Испытуемый несколько раз пробовал вспомнить, но безуспешно. В конце концов с четвертой попытки ему удалось вспомнить требуемую деталь. На рис. 25 обозначено положение тела человека во время каждой попытки. Чем отличается четвертая попытка?

Моделирование с помощью методов Милля - student2.ru

Рис. 25. Метод отличий подразумевает определение отличающейся характеристики успешного примера

3. Объединенный метод согласования и отличий: человека попросили вспомнить и «пережить» различные ситуации, в которых он чувствовал себя «в тупиковом состоянии» либо «в творческом состоянии». На рис. 26 представлены положения тела данного человека в процессе переживания каждого состояния. Что общего между всеми творческими состояниями? В чем физиологические отличия всех тупиковых состояний?

4. Сопутствующие изменения: человека попросили выполнить задание на вербальную память. Для запоминания ему предложили несколько различных наборов слов. В одни наборы входят легкие слова, рифмующиеся друг с другом, другие составлены из более сложных слов; в третьи включены слова на незнакомом для испытуемого языке. Человек утверждает, что ему требуется больше внимания для того, чтобы воспроизвести и повторить слова незнакомого языка, и меньше — для того чтобы повторить простой набор слов. Замечено, что поза человека слегка меняется в тот момент, когда он слушает различные наборы слов, как показано на рис. 27. Какое свойство положения тела испытуемого изменяется в зависимости от степени его сосредоточенности?

Моделирование с помощью методов Милля - student2.ru

Рис. 26. Объединенный метод согласования и отличий подразумевает определение общих и различающихся характеристик ряда примеров, связанных с различными результатами

Моделирование с помощью методов Милля - student2.ru

Рис. 27. Метод сопутствующих изменений подразумевает определение свойств, которые изменяются в зависимости от результата

5. Остаток:человек входит в состояние «мечтателя» и демонстрирует такое физическое положение, как показано на рис. 28. Он описывает свое состояние как расслабленность, равновесие и активизацию зрительного воображения. С помощью вопросов и наблюдения удается установить, что положение головы и глаз (взгляд вверх) связаны со способностью данного человека к визуализации. Какие еще аспекты данного состояния могут ассоциироваться с остальными физическими характеристиками, такими как поза тела (наклон назад) и положение рук и ног (симметричное)? Вот приблизительные ответы на вопросы упражнений:

1. Согласование: положение ног и таза одинаково в каждом примере (т. е. симметрично и устойчиво), тогда как верхняя часть тела (торс) наклонена вправо.

2. Отличие: голова человека наклонена влево и вверх, все положение тела кажется несколько более прямым.

Моделирование с помощью методов Милля - student2.ru

Рис. 28. Согласно методу остатка, различные аспекты сложного результата порождаются различными паттернами системы, создавшей этот результат

3. Объединенный метод согласования и отличия: во всех «творческих» состояниях голова человека наклонена вправо и вверх, а вес тела перенесен в большей степени на левую ногу. Физиология «тупиковых состояний» отличается от «креативной» физиологии тем, что голова всегда оказывается в другой позиции, а вес тела перенесен в большей степени на правую ногу.

4. Сопутствующие изменения: положение верхней части тела (торса) изменяется в зависимости от степени концентрации; т. е. человек наклоняется вперед, когда пытается сосредоточиться сильнее, и отклоняется назад, когда от него требуется меньшая концентрация внимания.

5. Остаток: вероятно, поза человека (наклон назад) связана с ощущением «расслабленности», а симметричность рук и ног можно ассоциировать с ощущением «равновесия». Чтобы проверить эту гипотезу, можно попросить испытуемого положить ногу на ногу или скрестить руки (создавая физическую асимметрию), сохраняя голову в приподнятом положении и удерживая наклон назад (как на рис. 29). Затем следует спросить испытуемого, что изменилось в его состоянии. Если он утверждает, что, скрестив руки, потерял ощущение «равновесия», можно допустить, что существует взаимосвязь между положением рук человека и ощущением «равновесия».

Моделирование с помощью методов Милля - student2.ru

Рис. 29. Изменение одной характеристики при сохранении других неизменными помогает определить, какое влияние оказывала эта характеристика на результат

Наши рекомендации