Моделирование мышления человека с помощью

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ *

Путь научного исследования в любой области знания определяется двумя противоположными фак­торами. С одной стороны, сильное "побуждение" вы­зывается "хорошими проблемами" — вопросами, от­веты на которые будут представлять существенный прогресс в теории или обеспечат основу для важных практических приложений. С другой стороны, силь­ные "побуждения" исходят от "хороших методов" — средств наблюдения и анализа, которые оправдали себя как тонкие и надежные. Счастливыми периода­ми в науке являются периоды, когда оба эти "по­буждения" не парализуют друг друга, но объединя­ются для того, чтобы направить исследование по пло­дотворным путям.

Однако напряжение, возникающее в результате рассогласования целей и средств, редко полностью отсутствует во всякой науке; примеры можно подо­брать в современной биологии, метеорологии или математике. В психологической науке это рассогла­сование прямо-таки бросается в глаза. "Гештальтизм" - одно из обозначений, применимых к психологии, ориентированной на проблемы; "бихевиоризм" - яр­лык, наиболее часто привешиваемый психологии, ориентированной на методы. Не случайно, что изу­чение мышления человека и процессов решения за­дач, проблемы личности, речевой деятельности и социальных явлений привлекают больше психоло­гов, близко стоящих к "гештальтистскому" концу ряда, тогда как изучение поведения животных, фи­зиологическая психология, механическая память и простые двигательные навыки являлись преимуще­ственно областью бихевиористов.

Общепризнанно, что пограничные линии меж­ду двумя точками зрения стали менее ясными после второй мировой войны. Эту тенденцию можно свя­зать с новыми идеями, привнесенными из области кибернетики, и быстрым развитием наук о комму­никации. Сложные электронные устройства, исполь­зующие механизмы обратной связи для обеспечения адаптационного поведения, прояснили такие поня­тия, как "поиск цели" и "обучение", и показали, как

моделирование мышления человека с помощью - student2.ru * Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 305-318.

эти понятия могут быть сделаны операционными. Это прояснение подтолкнуло проблемно-ориентирован­ных психологов давать более точные операционные значения понятиям, которые были смутными, и вдохновило методически-ориентированных психоло­гов решать задачи, которые ранее казались слишком сложными для их средств. Благодаря использованию вычислительных машин в качестве средства как при создании теории, так и при испытании их многие "хорошие проблемы" психологии сейчас доступны "хорошим методам".

Мы хотели бы обсудить здесь одно из значитель­ных приложений вычислительных машин в области психологического исследования — их использование как устройств для имитации процесса человеческо­го мышления.

Начнем с выборки явлений, которые мы хотим объяснить. Мы помещаем испытуемого в лаборато­рию (студента колледжа, вечного испытуемого, при­влекаемого в психологическом исследовании). Мы знакомим его с задачей, о которой говорим ему как о "регистрации" символических выражений. Мы предъявляем следующее выражение: *СР, О) (1)

и просим его получить из этого выражения вто­рое выражение:

(OVP) R (2)

путем приложения к первому выражению пос­ледовательности правил преобразования, получен­ных из списка, который мы также кладем перед ним.

Мы просили испытуемого называть вслух каждое правило, которое он хочет применить, и выражение, которое явится результатом такого применения. Экс­периментатор тогда записывал новое выражение на доске. Мы также просили испытуемого вслух рассуж­дать о том, что он делал: "о чем он думал".

Проблема исследования — создать теорию про­цессов, лежащих в основе поведения испытуемого, когда он работает над задачей, и испытать объясне­ние теории путем сравнения поведения, которое она предсказывает, и действительного поведения испы­туемого. Как вычислительная машина может помочь нам решить эту проблему?

Наши рекомендации