Информационное общество: понятие, характеристики.
Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
общество считается информационным, если:
- любой человек, группа людей, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую (доступную) плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных, образовательных, профессиональных и социально значимых задач;
- в обществе производятся, функционируют и доступны любому человеку, группе людей или организациям современные информационные технологии;
4.эффективность применения ИР связана с эффектом повторного производства знаний. По К. Марксу, продукт умственного труда - наука - всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так например, теорему о биноме школьник может выучить в течем одного часа. Информационное взаимодействие позволяет полученное знание ценой значительно меньших затрат по сравнению затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.
5. ИР является формой непосредственно включения науки в состав производительных сил. В индустриально обществе наука выступает опосредованной производительной сил. Посредниками при этом выступают машины, новые материалы препараты. В информационном обществе наука является не родственной производительной силой. Это осуществляется в форме ИР. Радикально изменяется характер действия ИР: производительность труда повышается не на проценты, а на порядки - в 10-11 раз. Осуществляется переход к телематическим производственным системам, основой функционирования которых служат ИР.
6.ИР возникает в результате не умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной работы сама по себе не информативна: она не увеличила потенциала нужных знаний, не меняет представления о достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту ИР. Вместе с этим трудовые и материально-энергетические за необходимы при выработке, передаче и использовании ИР.
7.превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи. Коммуникационная система общества - важнейший фактор формирования, накопления и использования ИР на базе имеющихся знаний. Может сложится такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит ИР.
Существуют две формы ИР как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.
К пассивной форме ИР относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (например, выборки, извлечения данных и т.п.), если они не комплексные, т.е. не достаточны для их целенаправленного применения.
Активные формы ИР: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания ИР, степени доведения его до готовности и превратиться в «силу». Естественно, что каждая из этих форм ИР имеет разный научно-технический уровень и завершенность.
11.Понятие информационного продукта и информационной услуги.Схема видов информационных услуг.
Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.
Информационная услуга - услуга, ориентированные на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
Информационные услуги - по законодательству РФ - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.