Общие методические указания по курсу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Московский технический университет связи и информатики

Кафедра сетей связи и систем коммутации

Методические указания

и контрольные задания

по дисциплине

СИСТЕМЫ КОММУТАЦИИ

Часть 2

для студентов 4 курса заочной формы обучения

(направление 210700, профиль - СС)

Москва 2013

План УМД на 2012/2013 уч.г.

Методические указания и контрольные

задания

по дисциплине

СИСТЕМЫ КОММУТАЦИИ

Часть 2

Составитель: Степанова И.В., к.т.н., доцент

Издание стереотипное. Утверждено на заседании кафедры

Сети связи и системы коммутации

Рецензент Маликова Е.Е., к.т.н., доцент

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ

Дисциплина «Системы коммутации» часть вторая изучается на втором семестре четвертого курса студентами заочного факультета по направлению подготовки 200700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»(бакалавры) и является продолжением и дальнейшим углублением аналогичной дисциплины, изучаемой студентами на предыдущем семестре.

В данной части курса рассмат­риваются принципы обмена информацией управления и взаимодействия между системами коммутации, основы проектирования цифровых систем ком­мутации (ЦСК).

По курсу читаются лекции, выполняется курсовой проект и лаборатор­ные работы. Сдается экзамен и защищается курсовой проект. Самостоятель­ная работа по освоению курса заключается в проработке материала учебника и учебных пособий, рекомендованных в методических указаниях, и в выпол­нении курсового проекта.

Если у студента при изучении рекомендованной литературы возникнут затруднения, то вы можете обратиться на кафедру сетей связи и систем коммутации с целью получения необходимой консультации. Для этого в письме не­обходимо указать название книги, год издания и страницы, где изложен не­ясный материал. Курс следует изучать последовательно, тема за темой, как это рекомендовано в методических указаниях. При таком изучении к сле­дующему разделу курса следует переходить после того, как вы ответите на все контрольные вопросы, являющиеся вопросами экзаменационных биле­тов, и решите рекомендованные задачи.

Распределение времени в часах студента для изучения дисциплины «Системы коммутации», часть 2, приведено в таблице 1.

Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Лаб. работы Итого Изучение курса Выполнение курс. проекта Итого


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1.Гольдштейн Б.С. Системы коммутации. – СПб.:БХВ – Санкт-Петербург, 2003. – 318 с.: ил.

2. Лагутин В. С., Попова А. Г., Степанова И. В. Цифровые системы коммутации каналов в телекоммуникационных сетях связи. – М., 2008. - 214с.

Дополнительная

3.Лагутин В.С., Попова А.Г., Степанова И.В. Подсистема пользователя телефонии для сигнализации по общему каналу. – М. «Радио и связь», 1998. – 58 с., илл.

4. Лагутин В.С., Попова А.Г., Степанова И.В. Эволюция интеллектуальных служб в конвергентных сетях. – М.,2008. – 120с.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Сигнализация 2ВСК и R 1,5, сценарий обмена сигналами между двумя АТС.

2.Управление абонентскими данными на цифровой АТС

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА

T t t

Рис.2. Временная диаграмма обмена межстанционной информацией

Контрольные вопросы

1.Какие сигналы 2ВСК соответствуют состоянию «Занятие» конкретного канала.

2.Поясните значение двухчастотного сигнала f0f2 в прямом направлении, в обратном направлении?

3.Рассчитайте продолжительность передачи по системе R1,5 на встречную АТС четырех цифр номера?

4. Перечислите выдержки времени, которые используются при обмене линейными сигналами.

5. Что произойдет, если будет распознана и принята одна частота?

Развитие услуг электросвязи

Следует ознакомиться с номенклатурой дополнительных видов обслуживания на телефонных сетях. Изучить тенденции развития услуг на примере центров обслуживания вызовов. Рассмотреть дисциплины обслуживания вызовов. Определить подходы к расчету пропускной способности call – центров и контакт - центров. Рассмотреть понятие «аутсорсинг» применительно к call-центрам.

Изучить использование систем с интерактивным голосовым меню IVR. Рассмотреть возможности супервизоров по наблюдению за качеством обслуживания вызовов.

Ознакомиться с эволюцией интеллектуальных служб. Рассмотреть особенности реализации услуги «800». Интеллектуальные платформы [3.С.4-27].

Контрольные вопросы

1.Назовите хотя бы три потенциально привлекательные услуги из перечня ДВО.

2. Перечислите основные составные элементы call-центра.

3. Чем контакт-центр отличается от call-центра?

4. Руководству call-центра предлагаются два контракта:

по - первому из них все операторы будут объединены в одну группу для решения поставленной задачи;

по - второму контракту – разбиты на 8 групп.

В каком случае call-центр может обслужить больший объем трафика?

5. Для каких целей вводится псевдослучайный режим занятия рабочих мест операторов вызовами?

6. Приведите пример использования услуги «8-800» в РФ.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1 (2 часа) Применение цифровых систем коммутации в РФ. Цифровая АТС типа EWSD. Функциональная схема[1.С.125-128].

Лекция 2 (2 ч.) Основные понятия системы сигнализации ОКС №7 (SS7) [1. С.199-217, 3. С.3-54].

Лекция 3 (2 ч.) Проектирование цифровых систем коммутации каналов в современных условиях. Расчет необходимого объема оборудования. Особенности использования РД 45.120 «Нормы технологического проектирования. Городские и сельские сети» НТП-112-2000 [2. С.171-180].

Лекция 4 (2 ч.) Развитие услуг электросвязи. Структура абонентских данных. Call-центры и контакт-центры. Услуга «8-800» [3.С.4-27].

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Общие указания и выбор варианта

Выполнение курсового проекта направлено на закрепление знаний, по­лученных при изучении дисциплин «Системы коммутации» и «Теория распределения информации», а также на получение навыков по решению конкретных задач, указанных в параграфе «Содержание курсового проекта».

Последовательность выполнения проекта и пояснения к заданию даны в методических указаниях по выполнению курсового проекта. Требования к оформлению курсового проекта в основном совпадают с требованиями, которые предъявляются к оформлению контрольной работы. Поясни­тельная записка пишется на одной стороне белого листа формата А1.

В курсовом проекте приводятся необходимые обоснования принимае­мых решений, выполненные расчеты, функциональные схемы, таблицы и графики, необходимые для пояснения. Не следует помещать описа­тельный материал, имеющийся в учебниках и учебных пособиях.

Каждый студент выполняет курсовой проект в одном варианте. Номер варианта определяется двумя последними цифрами номера студенческого билета. Исходные данные помещены в таблицах 3, 4 и 5.

Допущенный к защите курсовой проект защищается в комиссии, со­стоящей из двух преподавателей кафедры.

Содержание курсового проекта

В соответствии с исходными данными, приведенными в табл. 3, 4 и 5 не­обходимо выполнить следующую работу.

1.Составить конфигурацию телефонной сети с пятизначной нумерацией абонентских линий по заданному числу дейст­вующих автоматических телефонных станций (АТС), указав на ней проектируемую АТСЭ типа EWSD и блоки удаленного абонентского доступа RDLU, зоновый узел связи (ЗУС) и узел специальных служб (УСС). Установить нумерацию абонентских линий. Сделать выводы о возможности и путях дальнейшего развития существующей сети связи.

2. Вычертить структурную схему проектируемой АТСЭ типа EWSD, указав на ней оборудование, используемое для связи с другими объектами.

3. Рассчитать число цифровых абонентских блоков АТСЭ в системе EWSD и в блоках удаленного абонентского доступа RDLU.

4. Произвести расчет интенсивности телефонной нагрузки (создаваемой абонентами, которые будут включены в RDLU и непосредственно в систему EWSD).

5. Провести проверочный расчет общей средней удельной нагрузки на од­ну абонентскую линию и сравнить ее с допустимыми значениями.

Составить схему распределения интенсивности нагрузки по направлениям связи, используя содержимое табл.6 для определения доли внутристанционного трафика. Межстанционную нагрузку следует распределять пропорционально абонентской емкости объектов связи.

Рассчитать требуемое число исходящих и входящих соединительных
линий ИКМ30 (потоков Е1), связывающих проектируемую АТСЭ со всеми АТС сети, с УСС и ЗУС, с блоками удаленного абонентского доступа.

6.Произвести расчет объема основного станционного оборудования, необходимого для обслуживания поступающей на нее нагруз­ки, выбрать емкость коммутационного поля.

7.Произвести расчет числа вызовов, поступающих в ЧНН на коммутационное поле SN, и обосновать выбор процессоров системы коммутации EWSD.

8. Изучив сценарий обмена сигналами между системами коммутации, по сигнализации 2ВСК и R 1,5, разработать диаграмму обмена межстанционной информацией между проектируемой АТС и одной из АТС сети, выбрав в качестве варианта номер вызываемого абонента образованный так:

первая цифра – индекс АТС;

следующие четыре цифры – последние цифры собственного мобильного номера.

9. Изучив сценарий обмена сигналами между системами коммутации, по сигнализации ОКС №7, разработать диаграмму обмена межстанционной информацией между проектируемой АТС и центром коммутации подвижной связи, выбрав в качестве варианта номер вызываемого абонента

8985 77777ХХ (где ХХ - последние две цифры номера студенческого билета).

Таблица 3

Сведения по абонентской емкости проектируемой станции

Емкость EWSD (тыс. ном.)
Число RDLU
Е М К О С Т Ь R D L U
общие методические указания по курсу - student2.ru Цифра единиц номера студенческого билета
общие методические указания по курсу - student2.ru Цифра десятков в номере студенческого билета

Таблица 4

Сведения о телефонной сети

Е М К О С Т Ь   А Т С, т ы с. н о м е р о в 10/8 10/8 -/10 20/7 9/10 -/5 30/- -/10 24/5 6/9
20/- 9/5 10/-   5/10   -/5 10/- 15/5 8/10 15/10 17/5
12/-   -/2х10 7/8 -/9 -/8/ 5/5 7/10   -/6 35/- 5/-
17/10   -/10 15/-   -/5 -/10 8/7 5/8   16/8 15/6 15/5
25/10   -/2х7 10/5 -/10 -/8/ 9/- 20/-   -/8/ 17/7 13/5
3х10/- 10/8 -/9 15/- 7/- -/5 9/7 -/6 10/8 6/-
2х10/-   9/10 10/8 15/5 6/8 15/8   -/5 9/7 20/- 12/9
15/8   -/2х5 8/5 12/5 10/10 9/5 10/- 9/5 9/7 14/9
9/10/ -/8 10/8 17/7 -/8 15/6 10/8 25/- 10/8 -/10
10/2х5 10/10 9/5 10/8 -/2х7 20/- 9/5 30/- 5/4 14/5
общие методические указания по курсу - student2.ru Цифра единиц
общие методические указания по курсу - student2.ru Цифра десятков в номере студенческого билета

Примеры расшифровки:

10/8 – помимо проектируемой цифровой АТС на сети имеются одна цифровая АТС емкостью 10 тысяч абонентских линий и одна координатная АТСК емкостью 8 тысяч абонентских линий;

-/2х5 - помимо проектируемой цифровой АТС на сети имеются две координатные АТСК емкостью по 5 тысяч абонентских линий каждая

Пример использования данных таблиц 3 и 4 для уточнения структуры сети представлен в методических указаниях по выполнению курсового проекта.

Таблица 5

Сведения о поступающей нагрузке

% НХ Средняя продолжи-тельность разговора, с
% КВ
Число таксофонов
Ц ы ф р ы   е д и н и ц 2,8/1,2/7 2,7/1,1/8 2,6/1,1/7 3/1,2/10 2,9/0,9/8 85/100/110
2,6/1,1/5 3/1,1/10 3,2/0,9/7 3/1,1/8 2,4/1,2/7 90/100/110
2,9/1,0/4 2,5/1,2/8 3,0/1,1/5 2,6/1,1/9 3,2/0,9/8 85/110/110
2,5/1,2/8 3/1,1/10 3,1/0,9/8 3/1,1/7 3,1/1,1/7 90/115/110
2,7/1,1/9 2,8/0,8/6 2,8/1,1/8 3/1,0/9 3,1/1,2/8 88/125/110
3/1,1/10 2,4/1,2/6 2,5/1,1/9 3/1,1/8 2,6/1,0/8 86/110/110
3,2/0,9/7 2,6/1,1/8 2,7/1,0/8 2,8/0,8/6 2,8/0,9/8 92/115/110
2,8/1,0/8 2,5/1,2/8 3/1,0/7 3,1/0,9/8 3,1/0,8/7 91/125/110
2,6/1,1/6 2,9/1,0/9 3,1/1,1/7 2,5/1,3/7 2,5/1,3/8 89/120/110
2,5/0,9/8 2,8/1,1/8 3/1,1/10 2,6/1,1/8 2,6/1,1/7 87/125/110
общие методические указания по курсу - student2.ru общие методические указания по курсу - student2.ru 1,0 2,9 3,8 4,7 5,6 Тнх/Ткв/Тт
Цифры десятков

Примечания. 1.В таблице представлены данные о среднем числе вызовов, которое поступает от абонента конкретной категории в ЧНН, а также данные о средней продолжительности разговора.

2.Таксофоны не включены в номерную емкость АТС.

3.В таблице 5 не учтена исходящая междугородная нагрузка по заказно-соединительным линиям (ЗСЛ), ее величину в расчете на одного абонента можно принять Узсл= 0,0020 Эрл. Входящую по междугородным соединительным линиям (СЛМ) на­грузку следует принимать равной Услм=0,0015 Эрл.

4.В соответствии с РД 45.120-2000 при проектировании цифровой АТС следует учитывать включение ТА с многочастотным набором номера, количество которых определяется оператором сети путем прогнозирования и наблюдения за динамикой спроса. Предлагается исходить из того, что 50% абонентов используют аппараты с беспроводным доступом и многочастотным набором номера (набор номера предшествует вызову и не входит в продолжительность занятия).

Система сигнализации R1,5

общие методические указания по курсу - student2.ru Исходящий пучок, Yисх j vисхj

 
  общие методические указания по курсу - student2.ru

общие методические указания по курсу - student2.ru

Входящий пучок, Yвх j vвхj

Рис.4. Варианты формирования направлений связи

Аналогичным образом следует провести расчет числа каналов связи vj и числа цифровых соединительных линий ИКМ30 Vj в направлениях связи к УСС, ЗУС, а также к RDLU (в последнем случае следует проводить расчет для нормы потерь по вызовам Р = 0,005).

Для связи проектируемой АТС с существующими цифровыми АТС и координатными АТС используется система сигнализации R1.5, формируются исходящий и входящий пучки временных каналов емкостью vисхj и vвхj.

Необходимое число каналов связи vисхj и vвхj найдем по первой формуле Эрланга для полученных величин интенсивности нагрузки Yисх j и

Y вх j при заданной норме потерь Р = 0,005.

Определим необходимое число цифровых соединительных линий (потоков Е1) в сторону АТСJ как

V АТСJ = (vисхj + vвхj) / 30. (25)

В частном случае при организации связи с АТСК для расчета числа входящих каналов vвх АТСК предлагается использовать формулу метода эффективной доступности.

Предположим, что АТСК укомплектована на ступени группового искания блоками 80х10х400. Минимальная доступность таких блоков

Dmin =15,34. Допустим, интенсивность нагрузки на один вход такого блока равна а=0,65 Эрл. Тогда математическое ожидание доступности составит

Dср = 22,67. Эффективная доступность определяется по формуле

Dэ = Dmin + Q(Dср –Dmin). (26)

Для эмпирического коэффициента Q принятого равным 0,75

получаем

Dэ = 15,34 + 0,75 (22,67 – 15,34) = 20,84.

Зная величину Dэ и норму потерь по вызовам P=0,005, число каналов в направлении от АТСК в нашей АТС определяется по формуле ОДелла:

vвх АТСК =aYАТСК-АТС +b, (27)

где для Dэ =20,84 и P=0,005 величины a и b составляют a = 1,29 и

b =5,7.

По результатам расчетов числа цифровых линий ИКМ30 для организации связи с RDLU и другими объектами сетей связи следует рассчитать суммарное число цифровых линий ИКМ30 Vå и определить конфигурацию цифрового коммутационного поля. По результатам расчета интенсивности нагрузки следует определить производительность конфигурации системы управления по аналогии с [2, С.190-194].

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Московский технический университет связи и информатики

Кафедра сетей связи и систем коммутации

Методические указания

и контрольные задания

по дисциплине

СИСТЕМЫ КОММУТАЦИИ

Часть 2

для студентов 4 курса заочной формы обучения

(направление 210700, профиль - СС)

Москва 2013

План УМД на 2012/2013 уч.г.

Методические указания и контрольные

задания

по дисциплине

СИСТЕМЫ КОММУТАЦИИ

Часть 2

Составитель: Степанова И.В., к.т.н., доцент

Издание стереотипное. Утверждено на заседании кафедры

Сети связи и системы коммутации

Рецензент Маликова Е.Е., к.т.н., доцент

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ

Дисциплина «Системы коммутации» часть вторая изучается на втором семестре четвертого курса студентами заочного факультета по направлению подготовки 200700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»(бакалавры) и является продолжением и дальнейшим углублением аналогичной дисциплины, изучаемой студентами на предыдущем семестре.

В данной части курса рассмат­риваются принципы обмена информацией управления и взаимодействия между системами коммутации, основы проектирования цифровых систем ком­мутации (ЦСК).

По курсу читаются лекции, выполняется курсовой проект и лаборатор­ные работы. Сдается экзамен и защищается курсовой проект. Самостоятель­ная работа по освоению курса заключается в проработке материала учебника и учебных пособий, рекомендованных в методических указаниях, и в выпол­нении курсового проекта.

Если у студента при изучении рекомендованной литературы возникнут затруднения, то вы можете обратиться на кафедру сетей связи и систем коммутации с целью получения необходимой консультации. Для этого в письме не­обходимо указать название книги, год издания и страницы, где изложен не­ясный материал. Курс следует изучать последовательно, тема за темой, как это рекомендовано в методических указаниях. При таком изучении к сле­дующему разделу курса следует переходить после того, как вы ответите на все контрольные вопросы, являющиеся вопросами экзаменационных биле­тов, и решите рекомендованные задачи.

Распределение времени в часах студента для изучения дисциплины «Системы коммутации», часть 2, приведено в таблице 1.

Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Лаб. работы Итого Изучение курса Выполнение курс. проекта Итого

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1.Гольдштейн Б.С. Системы коммутации. – СПб.:БХВ – Санкт-Петербург, 2003. – 318 с.: ил.

2. Лагутин В. С., Попова А. Г., Степанова И. В. Цифровые системы коммутации каналов в телекоммуникационных сетях связи. – М., 2008. - 214с.

Дополнительная

3.Лагутин В.С., Попова А.Г., Степанова И.В. Подсистема пользователя телефонии для сигнализации по общему каналу. – М. «Радио и связь», 1998. – 58 с., илл.

4. Лагутин В.С., Попова А.Г., Степанова И.В. Эволюция интеллектуальных служб в конвергентных сетях. – М.,2008. – 120с.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Сигнализация 2ВСК и R 1,5, сценарий обмена сигналами между двумя АТС.

2.Управление абонентскими данными на цифровой АТС

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСА

Наши рекомендации