МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Экономика» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент».

Самостоятельная работа, являясь одним из основных видов обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) в целях дополнения лекционного материала и подготовки к семинарским занятиям.

Дополнение лекционного материала целесообразно осуществлять сразу после лекции, в течение 2-3–х дней. С этой целью необходимо просмотреть записи и подчеркнуть заголовки и самые важные положения разными цветами (применение разноцветных пометок делает ключевые положения темы более наглядными, облегчают визуальное запоминание), внимательно изучить ключевые понятия и категории. Важно, чтобы конспект лекции максимально раскрывал содержание темы, отражённое в программе курса.

К семинарскому занятию необходимо готовиться заранее – сразу после прослушивания лекционного материала по данной теме. Следует изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. По каждому вопросу семинара необходимо подготовить небольшой конспект, обозначив все ключевые аспекты, ответить на вопросы теста по теме семинара. В случае выбора темы доклада, рекомендованной для проведения на семинаре, целесообразно проинформировать об этом преподавателя, при необходимости – посоветоваться с ним по структуре доклада и перечню используемой литературы. Подготовка к семинару призвана обеспечивать активное участие студентов в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на данном занятии. Студенты, также, должны быть готовы к рецензированию сделанных докладов, а также к оценке того, насколько полно раскрыты вопросы семинара, и к дополнениям по обсуждаемым вопросам.

В процессе самостоятельной работы студенты используют имеющийся словарь основных терминов и вопросы для семинаров и самоконтроля полноты усвоения учебного материала.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Экономика»

(очная и очно-заочная формы обучения)

Наименование темы Форма обучения
Очная Очно-заочная
Лекции Семинары Сам. работа Лекции Семинары Сам. работа
Экономическая теория как наука
Общие закономерности экономического развития
Типы экономических систем
Рыночная экономическая система
Общие основы рыночного механизма
Предпринимательство и его формы. Фирма в смешной экономике
  Итого часов
                 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

А) при чтении лекций

Тема 1. Экономическая теория как наука

Методические указания: в данной теме следует, прежде всего, обратить внимание на эволюцию взглядов на предмет экономической теории и отсутствие единого подхода к трактовке предмета в современной науке. При рассмотрении этапов и направлений развития экономической теории рекомендуется обратиться к учебникам по истории экономических учений.

Основные понятия и категории: предмет экономической теории; экономические законы; экономические отношения; метод; анализ; синтез; индукция; дедукция; сравнение; аналогия; метод научной абстракции; экономическая модель; экономическая политика.

Задание студентам для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Дополнить материалы лекции.

3. Подготовиться к семинару.

Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-10.

Тема 2. Общие закономерности экономического развития*

Методические указания:центральными проблемами темы являются проблема рационального использования ограниченных ресурсов и проблема экономического выбора. Наибольшее внимание следует обратить на трактовку понятий «альтернативная стоимость»; «экономическая эффективность».

Основные понятия и категории: экономические блага; экономические ресурсы; производство; факторы производства; труд; земля; капитал; предпринимательские способности; альтернативнаястоимость; эффективность.

Задание студентам для самостоятельной работы:

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Дополнить материалы лекции.

3. Подготовиться к семинару.

Формируемые компетенции: ОК-5, ОК-6, ОК-10, ОК-13, ОК-16, ПК-26.

*Примечание: Занятие проводится в форме лекции вдвоем, двумя специалистами - теоретиком и практиком. Оно предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с преподавателями. Студентам необходимо быть готовыми к рассмотрению учебных вопросов с разных позиций, к уяснению проблем с теоретической и практической точек зрения. Получив мнение теоретика и практика по той или иной проблеме студентам необходимо быть готовыми к высказыванию своей позицию. Они формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции.

Наши рекомендации