Основные термины и понятия. €

• Предложение

• Закон предложения

• График предложения

• Величина предложения

• Неценовые факторы предложения

• Изменения в предложении

• Эластичность предложения

Основные термины и понятия. € - student2.ru Основные термины и понятия. € - student2.ru Г л а в а

Основные термины и понятия. € - student2.ru

РЫНОК И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ

РАВНОВЕСИЯ

В главах 6 и 7 мы дали характеристики двум главным действующим лицам в экономике — производителю и потребителю. В них объяснялись возможности, интересы и закономерности поведения участников обмена — каждого в отдельности. Теперь сведем их вместе и покажем, как они взаимодействуют, с помощью какого механизма им удается достигать взаимного согласия и, в конце концов, совершать обмен.

Роль такого координационного механизма выполняет рынок. Поэтому в этой главе мы намерены объяснить, как осуществляется рыночная координация, каков механизм достижения равновесия между спросом и предложением, какую роль выполняет цена, какие условия необходимы для нормального функционирования рынка, а также решить ряд других вопросов.

В этой главе объясняется суть рыночного саморегулирования и его основные функции. Уяснение этих вопросов открывает возможности и для лучшего понимания логики и задач рыночной трансформации экономики.

8.1

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНКА

Сущность рынка

Понятие "рынок" используется в разных значениях. Так, практически в каждом населенном пункте есть место, которое называют рынком: жителям известно, что там происходят регулярные встречи продавцов и покупателей. Экономисты, однако, в термин "рынок" вкладывают несколько иное содержание, не акцентируют внимание на географических координатах обмена.

Рынок — прежде всего категория обмена, его характеристика. Но этого еще мало для определения сущности рынка. Ведь обмен происходит и в централизованно-плановой экономике, но его содержание, формы, характер, порядок существенно отличаются. В централизованно-плановой экономике основные параметры обмена регламентируются государством. Такую связь рыночной никак не назовешь.




118 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

Основные термины и понятия. € - student2.ru Рынок — это способ взаимодействия экономических субъектов, основанный на ценовой системе и конкуренции. Это особый механизм координации экономических действий.

Рыночная связь, устанавливаемая между продавцом и покупателем, имеет ряд отличительных черт:

■ равноправное положение участников. Это означает, что ни продавец, ни покупатель не должны обладать возможностями внеэкономического принуждения контрагента к вступлению в отношения обмена. Конечно, сделка может принести кому большую, а кому и меньшую выгоду или даже убытки, но вступление в нее носит добровольный, свободный характер;

■ применение принципа экономической выгоды в качестве основного критерия целесообразности вступления в рыночную связь. Можно выделить три основных правила, которыми руководствуются участники обмена: 1) обмен должен приносить выгоду; 2) каждый стремится совершить сделку с возможно большей выгодой для себя; 3) лучше совершить сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от нее;

■ полная экономическая ответственность участников за свои действия. Если свобода — это одна сторона рыночного положения субъекта, то полная самоответственность — другая. Когда экономический субъект выбирает контрагента отношений без принуждения, по собственной воле, то, естественно, сам должен нести ответственность за правильность своего выбора, за всю совокупность своих действий;

Основные термины и понятия. € - student2.ru
Глава 8. Рынок и механизм достижения равновесия 119

Основные термины и понятия. € - student2.ru ■ правовые гарантии и правовая защита со стороны государства. Цивилизованное общество, как правило, закрепляет в юридических нормах основные принципы своего функционирования. Современное государство устанавливает правовые нормы отношений экономических субъектов, формирует "правила игры". Оно же и обеспечивает реальную действенность таких норм, создавая для этого контрольные и судебные органы.

Сферу обмена можно представить как движение двух встречных потоков: товаров и денег. В качестве товаров могут выступать как конечные продукты и услуги, так и ресурсы. Поэтому рынок регулирует движение конечных товаров и услуг, потребителями которых выступают домохозяйства, а производителями — предприятия, и товаров-ресурсов — труда, капитала, земли, предпринимательских способностей, которые поставляют на рынок домохозяйства, а покупают предприятия. Наглядно это можно представить схемой кругооборота товаров и денег (рис. 8.1).

Функции рынка

Уже при рассмотрении кругооборота товаров и денег можно обнаружить те функции, которые свойственны рынку:

1. Доведение конечных товаров до потребителей. Поскольку современное производство основано на разделение труда, то абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для "чужого" потребления. Именно рынок служит тем мостом, через который продукт поступает от производителя к его потребителю.

2. Обеспечение производства ресурсами. Домохозяйства, будучи собственниками (индивидуальными или объединенными) большинства трудовых ресурсов, капитала, земли и предпринимательских способностей, реализуют свое право на рынке, что приносит им соответствующие доходы. Предприятия, приобретая ресурсы, несут издержки.

3. Установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям. Поскольку производитель работает, как правило, не на заказ, а ориентируется на свои собственные.представления о том, что необходимо производить и сколько, он всегда рискует. Только после того, как товар приобретен покупателем и продавец полностью компенсировал свои издержки, он может с уверенностью сказать: "Мой выбор был правильным". Если в предположениях допущена ошибка, рынок или не принимает такое количество товара или не возмещает производителю всех затрат. Поэтому положение товаропроизводителя в обществе во многом определяется положением его товара на рынке.

120 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

Основные термины и понятия. € - student2.ru 4. Распределение ресурсов и конечных товаров. Неблагоприятное положение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать использование ресурсов на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок служит перераспределению ресурсов между производствами, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей. Рынок также является определенным порядком распределения конечных товаров. ,

5. Согласование интересов продавца и покупателя, координация их действий. Через эту функцию осуществляются все остальные. Поэтому посвятим ей весь следующий параграф.

8.2

Наши рекомендации