История возникновения франчайзинга
Понятие франчайзинга
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи имеет право использовать бренд в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).
Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга[1]:
§ франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;
§ франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
§ франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.
История возникновения франчайзинга
Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах. В зависимости от фонетических особенностей языков производные слова от «franchise» имеют различное звучание, например, франчайзор, франчайзер и др.
Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.
На момент организации первой в мире полноценной франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайза (дилера) обслуживать машины.
Стимулом к развитию франчайзинга послужило принятие законодательства, регулирующего товарные знаки. В 1870 году в США вышел закон, регулирующий регистрацию товарных знаков, однако закон был признан противоречащим Конституции и регистрация не осуществлялась до выхода нового закона 1881года. В 1875 году в Британии был принят закон о товарных знаках, предоставляющий владельцу зарегистрированного знака монопольное право на его использование и привлечение к суду лиц, неправомерно использующих знак. После принятия закона знаки подлежали публикации, что давало возможность проверки на схожесть используемых знаков. В 1888 году, появилось законодательство, регулирующее товарные знаки в Японии, в 1894 году- в Германии. В 1891 году было подписано Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков.
Современный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство. Разработанный аптекарем в 1886г. рецепт и его продажа в 1900 привела к мощному толчку в развитии франчайзинга и система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой “Coca Cola”. Rexall Drugstores (аптеки) - 1902г., Western Auto - 1909г., Ben Franklin (магазины) - 1920г., A&W established “walk up” (пиво), Howard Johnson (мороженое) - 1938г. и другие компании вышли на рынок с использованием концепций франчайзинга и к 50-м годам XIX века в США насчитывалось около 100 компаний.
В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.
Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер — франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 50х годах прошлого века.
В США франчайзинг зарекомендовал себя как эффективный метод распределения продукции и услуг, а принятый в 1946 году Закон о товарных знаках способствовал дальнейшему развитию франчайзинга в США.
В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса. Также в середине 50-х годов на рынок вышли такие известные в настоящее время в мире компании как Baskin-Robbins(мороженое), Duraclean (уборка и чистка ковров), McDonald’s и к 60-м годам в США насчитывалось более 900 компаний с 200 тысячами франчайзи. Оценкам американских специалистов франчайзинговый сектор с 1975 по 1990 год возрос на 300 процентов.
Сегодня франчайзинг получил развитие во-многих отраслях хозяйства.
Франчайзинг признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике.
В России франчайзинг получил известность с приходом на рынок таких крупных компаний как «Pizza Hut», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola», Columbia sportswear company и других хорошо известных в мире компаний. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственных магазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «ДубльГИС», фирма 1С.
Следует отметить, что существующая система экономики и отсутствие правового регулирования этого направления не позволило развивать этот формат в России до 1996 года.
В 1996 году вступила в действие II часть Гражданского Кодекса РФ, в которой появилась глава «Коммерческая концессия». Несмотря на то, что многие специалисты и участники франчайзингового сектора считают ее крайне неудачной, можно признать ее началом правового регулирования франчайзинга в России.