История возникновения фандрайзинга

Фандрайзинг(fund raising) означает собирание, «добывание» денежных средств.

История.Термин «фандрайзинг» был заимствован из США, где он используется уже многие десятилетия, преимущественно в области привлечения финансирования в, так называемый, третий сектор.

Третий сектор -США, развивающийся с конца XIX в. – начала XX в. и функционирующий наряду с частным и государственным сектором, объединяет некоммерческие негосударственные организации, для которых основной целью деятельности является не получение прибыли, а решение различных социальных задач.

80-е гг.XX в. -В связи с сокращением бюджетного финансирования социально-культурной сферы фандрайзинг стал ориентироваться на:

- активную диверсификацию источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных и местных властей; - разработку новых форм привлеченного финансирования некоммерческих организаций, помимо традиционных пожертвований, грантов, благотворительных, спонсорских и членских взносов.

Множественность и разнообразие привлеченных источников финансирования некоммерческих организаций привели к необходимости планирования и контроля над процессом привлечения средств, а также к введению такого понятия, как фандрайзинговая кампания (FR-кампания) - комплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию.

Фандрайзеры -Специалисты, предоставляющие услуги в области привлечения средств.

Задачами фандрайзера являются:

- анализ рынка доноров;

-определение совместных интересов доноров и некоммерческих организаций;

- разработка системы стимулов для доноров;

-нахождение источников привлеченных средств;

-непосредственная организация фандрайзинговой

кампании.

«Фандрайзинг» в России.

В России термин «фандрайзинг» стал активно использоваться с начала 1990-х гг., преимущественно государственными некоммерческими организациями для покрытия дефицита финансовых средств.

Особенности России.Несмотря на то, что фандрайзинг в США преимущественно ориентирован на поддержку негосударственных некоммерческих организаций, в России, где третий сектор находится только в процессе становления, фандрайзинг нашел новые сферы применения.

51% некоммерческих организаций РФ функционирует в форме государственных и муниципальных учреждений. Это привело к тому, что фандрайзинг используется для диверсификации структуры финансирования государственных некоммерческих организаций и создания альтернативы бюджетным источникам финансирования.

Организацию фандрайзинговой кампании можно разделить на четыре этапа.

Этапы Фандрайзинга Составляющие этапа
1. Планирование (поквартальное, годовое, на 3-5 лет) 1.1. Разработка содержательной программы привлечения средств (за 3 – 12 мес. до начала FR-кампании): - планирование основных направлений деятельности некоммерческой организации; - определение краткосрочных и долгосрочных проектов; - прогнозирование благотворителей, спонсоров, членов. 1.2. Определение расходов некоммерческой организации на предстоящий период. 1.3. Определение источников покрытия расходов некоммерческих организаций. 1.4. Выбор видов фандрайзинга.
2. Реализация 2.1. Выбор методов проведения фандрайзинга 2.2. Установление ответственности за проведение FR-кампании. 2.3. Выделение средств на реализацию FR-кампании.
3. Контроль 3.1. Осуществление контроля над ходом реализации FR-кампании (например, со стороны финансовых служб). 3.2. Корректировка планов с учетом произошедших изменений.
4. Анализ 4.1. Определение эффективности этапа планирования. 4.2. Анализ эффективности этапа реализации. 4.3. Оценка эффективности конечных результатов.

Выделяются два основных вида фандрайзинга.

Первый – проектный.Здесь задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств для реализации проектов. Проектный фандрайзинг является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой некоммерческой организации, так и для финансирующей стороны.Второй – оперативный.Привлеченные средства направляются на покрытие текущих расходов. Это наименее эффективная форма привлечения средств, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Как правило, оперативный фандрайзинг применяется некоторыми организациями, находящимися в критическом финансовом положении.

Методы реализации фандрайзинговой кампании:

Метод FR-кампании Описание
1.Телефандрайзинг   2. Почтовой фандрайзинг   3.Индивидуальный фандрайзинг   4.Солофандрайзинг   5. Событийный фандрайзинг Обращение к потенциальным спонсорам и благотворителям по телефону и факсу.   Обращение к потенциальным спонсорам и благотворителям по почте.   Персональное обращение к спонсорам в личной беседе.     Приобщение поддержки влиятельных, известных лиц.   Проведение различных мероприятий: аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и др.

Проведение фандрайзинга в российских учреждениях культуры происходит в условиях дефицита управленческих кадров.

Создаваемые в организационной структуре учреждений культуры отделы развития, маркетинга, общества друзей, службы гостеприимства и связей с общественностью не имеют возможности выполнять заявленные функции из-за нехватки кадров.

Налоговое стимулирование в рамках фандрайзинга.Одной из актуальных проблем развития фандрайзинга является отсутствие эффективных мер налогового стимулирования лиц, выделяющих благотворительные и спонсорские средства.

Наши рекомендации