Тема 3.1. Процессы концентрации и кооперации в торговле
Содержание занятия
1. Значение процессов концентрации торговых организаций в отечественной торговле.
2. Горизонтальная и вертикальная интеграция крупномасштабного предпринимательства в торговле.
3. Формы объединения крупномасштабного предпринимательства на российском товарном рынке.
4. Организационно-правовые нормы и управление крупномасштабными объединениями.
Методические указания
В настоящее время отечественная торговля вышла на новый уровень интеграции: наблюдается объединение крупномасштабных торговых организаций, их кооперирование, диверсификация и конгломерация, слияние торгового, банковского и промышленного капитала. Эти процессы меняют соотношение сил на внутреннем рынке, повышают роль интеграции.
Изучение данной темы ставит цель ознакомить студентов с сущностью и значением крупномасштабных объединений.
Следует подробно рассмотреть организационные формы на внутреннем рынке, природу их образования, цели создания. Необходимо изучить, какое влияние оказывают крупные организации на развитие внутреннего рынка страны.
В мировой практике сложились крупные организационные формы соответствующих их бизнес-стратегиям. Необходимо определить, какие организации соответствуют принципам интеграции, рассмотреть особенности их организации и управления.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чём состоит сущность концентрации торгового капитала и каково его значение для товарного рынка России?
2. Рассмотрите законодательные акты, регулирующие процессы концентр-ации капитала на внутреннем рынке страны.
3. Опишите цели процессов кооперации крупных торговых структур.
4. Опишите различия в условиях создания, управления и функционирования крупномасштабных интегрированных организаций.
5. Рассмотрите совместные предприятия как формы интеграции.
Задание. Подготовьте сообщение на тему: «Процессы концентрации торгового капитала на современном этапе развития внутреннего рынка».
Тема 3.2. Роль торговых организаций в межотраслевых объединениях
Содержание занятия
1. Образование и область функционирования межотраслевых хозяйственных объединений.
2. Торговые дома как проводники коммерческо-посреднической деятельности в торговле.
3. Роль торговых домов в развитии межотраслевых торговых связей.
4. Финансово-промышленные группы и формы участия торговли в их деятельности.
Методические указания
Одним из направлений интеграции структур крупного бизнеса является образование групп для решения межотраслевых проблем. Роль этих групп в развитии рынка различна. Наиболее типичными групповыми образованиями являются торговые дома и финансово-промышленные группы.
Целью данной темы является изучение цели, условий создания, функций этих групп, а так же формы участия в их деятельности торговых структур.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каковы цели и условия образования межотраслевых добровольных объединений?
2. В чём заключается роль межотраслевых объединений в развитии внутреннего рынка страны?
3. Рассмотрите цель и условия создания объединений типа «Торговый дом».
4. Опишите права и обязанности участников Торгового дома.
5. Какую организационно-правовую форму может иметь Торговый дом?
6. Рассмотрите органы управления, модели организационного построения, основные структурные подразделения Торгового дома и их функции.
7. Дайте определение понятия «финансово-промышленная группа».
8. Какую роль играют ФПГ в развитии торговли?
9. В чём заключается роль государства в в регулировании деятельности межотраслевых объединений?
Задание. Подготовьте сообщение на тему «Роль финансово-промышленных групп в развитии внутренней торговли».
ТЕСТЫ
1. Система размещения розничной торговой сети базируется на следующих трех принципах:
а) равномерное размещение;
б) групповое размещение;
в) ступенчатое размещение;
г) локальное размещение.
2. Розничная торговая сеть определяется как:
а) имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказание торговых услуг;
б) совокупность предприятий розничной торговли, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением;
в) торговая сеть конкретной фирмы, организации, системы;
г) совокупность стационарных и нестационарных видов торговых сетей.
3. Основой розничной торговой сети является:
а) разносная и развозная торговля;
б) стационарная сеть;
в) фирменная торговая сеть производственного предприятия;
г) магазины, павильоны, киоски и палатки.
4. Формат торговли — это:
а) площадь торгового зала и количество рассчетно-кассовых узлов;
б) совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов;
в) форма обслуживания, представляемый сервис, часы работы;
г) среднее количество покупок в день.
5. Магазины формата дискаунтер стали повсеместно появляться после …
а) издания указа «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» и выхода на российские рынки иностранных сетей;
б) после кризиса 1998г.
6. Горизонтальная кооперация это:
а) объединения, слияние, кооперация или взаимодействие предприятий находящихся на одной хозяйственной ступени;
б) объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта по цепочке создания стоимости.
7. Определите последовательность формирования розничных торговых сетей в России:
а) появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, первое IPO, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление магазинов формата «продуктовый бутик»;
б) появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, первое IPO, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление магазинов формата «продуктовый бутик»;
в) появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, первое IPO, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, появление магазинов формата «продуктовый бутик».
8. К особенностям развития розничных сетей в РФ относятся следующие три положения:
а) слабая экспансия иностранных сетей;
б) избыток торговых площадей;
в) отсутствие товаров под собственной маркой;
г) региональная экспансия;
д) размещение акций на бирже;
е) отсутствие франчайзинга.
9. Собственные торговые марки, ориентированные на покупателей, чувствительных к цене, у которых преобладают рациональные мотивы покупки:
а) марки эконом-класса;
б) имиджевые (нишевые);
в) инновационные собственные торговые марки.
10. Самая крупная транснациональная торговая сеть — это …
а) Wal-Mart Stores, Inc.;
б) Auchan group;
в) Metro AG.
11. Риски для франчайзи:
а) использование марки, завоевавшей популярность у потребителей и репутацию;
б) вступление в апробированную бизнес-систему и использование ее конкурентных преимуществ;
в) отказ выплаты роялти;
г) ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию.
12. Выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и проч.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологичес-ких, маркетинговых) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения называется:
а) аутсорсинг;
б) концессия;
в) аутстаффинг;
г) контрактация.
13. RFM-анализ …
а) позволяет сгруппировать объекты анализа по мере однородности анализируемых параметров путем применения коэффициента вариации;
б) оценка структуры задолженности с целью выявления задолженности которую предприятие может погасить в ближайшей перспективе;
в) анализ товарного ассортимента по частоте обращений, где основными критериями сегментации являются давность и частота обращений.
14. Категорийный менеджмент — это …:
а) процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица;
б) специфическая и определяющая структура всех и каждой организаций;
в) умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
г) деловая активность, посредством которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или пользователю.
15. Мерчандайзинг — это …:
а) комплекс мер по увеличению объемов продаж;
б) подготовка товаров к продаже, а также комплекс мер, направленных на привлечение внимания покупателей с помощью эффективного размещения товаров в торговом зале, размещения рекламных проспектов и плакатов;
в) продвижение торговых марок непосредственно в торговых залах магазинов;
г) развитие популярности торговых марок путем воздействия на потребителя.
16. Для оценки эффективности использования торговой площади магазина не используют …
а) коэффициент установочной площади;
б) коэффициент экспозиционной площади;
в) коэффициент нагрузки на м2.
17. Снижение покупательной способности населения является ...
а) положительной тенденцией изменения параметров спроса;
б) отрицательной тенденцией изменения параметров спроса;
в) положительным изменением в конкурентной среде;
г) отрицательным изменением в конкурентной среде.
18. Доля товарооборота розничной сети в общем обороте розничной торговли страны падает, при этом оборот розничной торговли страны и товарооборот розничной сети растут. Возможно ли это?
а) нет не возможно, т.к. товарооборот розничной сети растет;
б) да возможно если товарооборот розничной сети растет меньшими темпами нежели оборот розничной торговли страны;
в) по представленным данным выводы сделать нельзя.
19. ФАС заинтересуется деятельностью розничной сети если:
а) ее доля на рынке превышает 25%;
б) ее доля на рынке превышает 50%.
20. Сколько кассовых узлов устанавливается в жестком дискаунте?
а) 2-6;
б) 5-16;
в) 5-10;
г) 25-40.
21. Величина города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование его территории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда –– это … факторы, учитываемые при размещении магазинов.
а) транспортные;
б) градостроительные;
в) социальные.
22. Расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения –– это … размещение.
а) равномерное;
б) групповое;
в) ступенчатое.
23. Финансовый модуль автоматизируемой системы управления розничной сетью обычно содержит компоненты:
а) «управление персоналом»;
б) «управление складом»;
в) «бухгалтерия», «работа с банками», «бюджетирование», «финансовое планирование».
24. Основой материально-технической базы розничной торговли является …
а) торговая сеть;
б) персонал;
в) информация.
25. Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением –– это … .
а) магазины;
б) торговая сеть;
в) компьютерная сеть.
26. По формам продажи различают следующие виды розничной торговой сети:
а) стационарная и нестационарная;
б) магазинная и внемагазинная;
в) розничная и мелкорозничная.
27. По местоположению торговых объектов различают следующие виды розничной торговой сети:
а) стационарная и нестационарная;
б) магазинная и внемагазинная;
в) розничная и мелкорозничная.
28. Расширение деятельности за счёт слияния или создания новых предприятий, производящих или оказывающих одни и те же услуги –– это … .
а) диверсификация;
б) вертикальная интеграция;
в) горизонтальная интеграция.
29. Какой форме организации бизнеса в розничной торговле соответствует классификационный признак «единый контроль и управление всеми магазинами, входящими в корпоративную сеть»?
а) ассоциированная торговля;
б) многофилиальные компании (корпоративные сети);
в) франчайзинг.
30. … называют такой способ её организации, при котором мелкие торговцы вступают в объединения с целью повышения своей конкурентоспособности и рентабельности бизнеса.
а) ассоциированной торговлей;
б) корпоративной сетью;
в) франчайзингом.
31. Распространение крупных фирм в другие отрасли, которые являются последовательными ступенями производства по отношению к основной отрасли –– это …
а) вертикальная интеграция;
б) диверсификация;
в) горизонтальная интеграция.
32. Фирма, владеющая в нескольких странах производственными, торговыми и другими приносящими доход активами –– это … .
а) торговый комплекс;
б) межотраслевая диверсификация;
в) транснациональная компания.
33. Стратегия … ориентирована на создание преимуществ на основе уникальности, максимального разнообразия и высокого качества продукции.
а) стратегия диверсификации;
б) стратегия лидерства в низких издержках;
в) дифференциации.
34. По договору … одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.
а) коммерческой концессии;
б) купли-продажи;
в) поставки.
35. Система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке –– это … .
а) франчайзинг;
б) аренда;
в) лизинг.
36. Продукция, выпускаемая под маркой и по заказу конкретной розничной сети –– это …. Часто носит название самой розничной компании («Рамстор», IKEA), но может иметь и собственное имя («Ромашкино» у «Перекрестка», Elenberg – у «Эльдорадо»).
а) private Label (собственная или частная торговая марка);
б) товарный знак;
в) упаковка.
37. У одной сети … существовать несколько собственных торговых марок для разных категорий товаров или разных групп потребителей.
а) может;
б) не может;
в) правильного ответа нет.
38. Под аутсорсингом понимают выполнение отдельных функций (произ-водственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и т.п.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, произ-водственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, распола-гающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.
а) аутсорсингом;
б) аутстаффингом;
в) арендой.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
1. Сущность процессов кооперации в торговле и их объективная необходимость.
2. Сущность, общность и различия процессов интеграции, концентрации, кооперации.
3. Интеграционные процессы на уровне объединений, предприятий и внутри фирм.
4. Роль малого предпринимательства в развитии торговли.
5. Факторы, обуславливающие создание объединений предприятий малого бизнеса.
6. Коммерческие и некоммерческие объединения, их сущность и условия образования в торговле.
7. Ассоциативные формы организации малых торговых предприятий, их разнообразие и роль в структуризации торговой сети.
8. Кооперативы как форма добровольного объединения предпринимателей в торговле. Виды и цели их создания, юридический статус.
9. Направления совместной деятельности членов кооператива и ее эффективность.
10. Права и обязанности членов кооперативов.
11. Формы управления кооперативами и ответственность их членов за результаты деятельности объединения.
12. Закупочные кооперативы предприятий малого бизнеса: цели создания, организационные особенности хозяйственно-экономическая деятельность, управление
13. Кооперация розничных торговцев: цели и сущность объединения, управление объединением.
14. Кооперация корпоративных структур: виды, цели, задачи.
15. Сбытовая кооперация корпоративных структур: создание совместных торговых представительств, взаимное использование сбытовых сетей, заключение соглашений картельного типа.
16. Цели и условия создания добровольных цепей, их отличительные особенности от ритейловых сетей.
17. Горизонтальные и вертикальные добровольные цепи.
18. Основные направления деятельности объединений, образованных в форме добровольных цепей.
19. Оптово-розничные объединения: цели их создания, направление деятельности, управление.
20. Обязательства членов оптово-розничных объединений, их права и обязанности.
21. Франчайзинг — как форма объединения малого бизнеса в торговле.
22. Сущность франчайзинга, его организационные основы.
23. Формы оплаты услуг франчайзинга.
24. Права и обязанности франчайзера и франчайзи.
25. Франшиза как вид соглашения. Стандарты франчайзинга.
26. Коммерческие интересы участников контрактного соглашения по типу франчайзинга.
27. Концентрационные процессы в сфере крупного торгового капитала и причины, их вызывающие.
28. Группирование крупных объединений, их сущность и отличительные признаки.
29. Крупномасштабные торговые корпорации и объединения малого бизнеса: их борьба за сегменты рынка.
30. Сущность и принципы межотраслевой интеграции, роль и место торговли в ней.
31. Объединения типа «Торговый дом». Цель их образования и характер деятельности.
32. Организационная сущность и юридический статус объединения по типу «Торговый дом» и его участники.
33. Финансово-промышленные группы (ФПГ), задачи их образования, область деятельности. Роль торгового капитала в ФПГ.
34. Ответственность членов Финансово-промышленной группы за результаты ее деятельности.
35. Роль государства в регулировании деятельности финансово-промышленной группы.
36. Глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.
37. Уровни интеграции: полная, частичная, минимальная.
38. Органический рост и интеграция как пути развития организации: сущность, преимущества и недостатки.
39. Внутренняя интеграция: сущность и цели.
40. Особенности трактовки терминов «слияние», и «поглощение» в России и за рубежом.
41. Сущность и цели образования стратегических альянсов.
42. Структура и динамика рынка сделок слияния и поглощения.
43. Холдинг как вид объединения организаций.