Налог на прибыль предприятий
Налог на прибыль является, пожалуй, основным налогом в финансовых взаимоотношениях государства и предприятий. Прибыль, подлежащая обложению, формируется как разница между выручкой и издержками предприятия. Выручка может быть получена в результате реализации произведенной продукции и от так называемых внереализационных мероприятий (например, получение платы от сдачи в аренду производственных помещений).
Прибыль является основным источником средств для развития предприятий. Взимание с прибыли налога в принципе уменьшает потенциал расширения предприятия. Поэтому очень важно определить такие ставки налога на прибыль, чтобы они не подрывали интерес
350 Раздел III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
экономических субъектов к повышению эффективности хозяйственной деятельности, к расширению ее масштабов. В разных странах действуют отличающиеся системы обложения прибыли. Если рассматривать ставки, то они редко составляют менее 30 % и более 50 %. Они могут быть и пропорциональными и прогрессивными. В последнем случае ставки изменяются в зависимости от величины полученной прибыли. Используются также разнообразные способы установления налоговых скидок.
В Украине в первой половине 90-х годов применение этого налога отличалось большой нестабильностью. Так, в 1991 г. его ставка для большинства предприятий составляла 35 %. В 1992 г. вместо налога на прибыль был введен налог на валовой доход — он определялся как разница между выручкой и издержками, в которые не включалась заработная плата, т. е. издержки предприятия по привлечению рабочей силы, — со ставкой 18 %. В 1993 г. вначале применялся налог на прибыль, который вскоре был заменен налогом на валовой доход. В 1994 г. ставка этого налога составляла 22 %. С 1995 г. в Украине применяется налог на прибыль со ставкой 30 %. Очевидно, что уже одна лишь нестабильность налоговой системы способна отрицательно влиять на деятельность субъектов хозяйствования, снижать степень их деловой активности.
Налоги на потребление
Налоги на потребление (косвенные налоги) составляют важный источник государственных доходов в Украине и многих других странах. Напомним, что эти налоги включаются в цену реализации товаров и услуг и оплачиваются в момент их приобретения.
К косвенным налогам относятся:
а) индивидуальные акцизы, которые взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам. Традиционно индивидуальные акцизы применяются на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые другие товары массового потребления;
б) универсальные акцизы (налог с оборота), которые взимаются со стоимости проданных товаров и услуг, взятых в широком ассортименте. От индивидуальных акцизов они отличаются охватом облагаемых товаров и услуг и применением, как правило, единой ставки налога. В настоящее время этот налог не имеет широкого распространения в мире;
в) налог на добавленную стоимость. Появление и широкое использование этого налога стало одним из наиболее заметных явлений в развитии налоговых систем в последние десятилетия. Идея применения налога на добавленную стоимость принадлежит М. Лоре, предложившему
Глава 22. Налоговая система и ее функции 351
в 1954 г. заменить им налог с оборота. В настоящее время этот налог применяется во многих странах, прежде всего европейских, и в том числе в Украине, где он введен в 1992 г. вместо налога с оборота.
Добавленная стоимость, на которую рассчитывается налог, определяется как разница между выручкой предприятия и стоимостью его затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков. Иными словами, это стоимость, добавленная предприятием к стоимости исходных материалов в результате их определенной переработки, доработки или другого хозяйственного использования. Этот налог применяется там, где создается добавленная стоимость. Плательщиком налога является покупатель продукции, ее продавец выступает в роли сборщика налога — посредника между плательщиком и государством. Как правило, ставки налога на добавленную стоимость дифференцируются по различным товарным группам. Обычно минимальные ставки применяются для товаров и услуг первой необходимости. Это позволяет уменьшить регрессивные проявления данного налога.
В Украине, однако, в 1992-1999 гг. использовалась только одна, общая для всех облагаемых товаров и услуг, ставка (в последние годы 20%). Следует заметить, что отсутствие дифференциации, высокая ставка налога являются факторами, существенно влияющими на спрос, предложение, цены товаров, прибыльность предприятий, уровни реальных доходов. Преимущества этого налога, отмечаемые специалистами, — возможность за счет широкой базы налогообложения использовать невысокие ставки и, тем самым, очень ограниченно влиять на положение отдельных экономических субъектов, наличие больших трудностей для желающих обойти налог и др.,"— могут оказаться менее значимыми, чем те проблемы, которые может принести неэффективно построенная система его взимания, отсутствие ее гибкой реакции на изменения макроэкономических условий.