Виды защиты налогоплательщиком своих интересов
Защита прав налогоплательщиков — это допустимые законодательством способы оспаривания неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ различают два способа защиты прав налогоплательщиков:
1) административный; 2) судебный.
Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусматривает подачу жалобы соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Порядок административной защиты регулируется ст. 138-141 НК РФ.
В ст. 139 НК РФ оговариваются порядок и сроки подачи жалобы. Налогоплательщик имеет право подать жалобу в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен только при наличии уважительной причины (например, тяжелой болезни, форс-мажорных обстоятельств). До принятия решения по этой жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления налогоплательщика. Однако при этом налогоплательщик теряет право на повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу).
Срок рассмотрения жалобы — не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы налоговым органом (должностным лицом) в течение месяца принимается одно из следующих решений:
1. оставить жалобу без удовлетворения;
2. отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
3. отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4. изменить решение или вынести новое решение.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме налогоплательщику или иному обязанному лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НК РФ).
Преимущества административного способа — относительная простота процедуры обращения, быстрое рассмотрение жалобы, отсутствие пошлины, возможность уяснить точку зрения налогового органа по существу дела.
Основной недостаток административной защиты заключается в большой вероятности принятия субъективных решений вышестоящим налоговым органом или его должностными лицами.
Установленный административный порядок рассмотрения не лишает права лица обжаловать акты ненормативного характера, действия и бездействие налоговых органов и их должностных лиц в судебном порядке. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ), а также не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (п. 1 ст. 141 НК РФ).
Судебный способ защиты предусматривает подачу жалобы (искового заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и судебное разрешение разногласий в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, иными федеральными законами.
Право налогоплательщиков на судебное разбирательство возникших разногласий закреплено в ст. 137-138 Кодекса.
Споры юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
Налогоплательщик может обратиться в суд и предъявить следующие виды исков',
1.о признании недействительным ненормативного акта налогового органа;
2.о признании недействительным нормативного акта налогового органа;
3.о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
4.о признании поручения не подлежащим исполнению;
5.о возврате из бюджета уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
6.о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
Результатом судебного разбирательства является исполнение судебных решений, которое производится на основании положений Федерального закона от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Специфика исполнения судебных решений по налоговым спорам отражена в НК РФ. Так, согласно п. 5 ст. 79 НК сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяца после вынесения судебного решения.
Преимущества судебного разрешения конфликтов проявляются в четкой определенности всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством и относительной объективности рассмотрения спора. Кроме того, имеется возможность по некоторым видам исков запретить налоговому органу списывать недоимку и пени до решения вопроса по существу, а также получить исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.
К недостатку судебной защиты можно отнести достаточно высокие расходы, связанные с ведением судебного процесса.
Особый способ судебной защиты прав налогоплательщика — обращение в Конституционный Суд РФ. Однако такое право возникает у налогоплательщика только после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.