Основные направления налоговой политики РФ на 2011-2013 гг
Правительство РФ 20 мая 2010 г. одобрило основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012-13 годов, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на брифинге по итогам заседания.
Предлагаемыми к реализации мерами по конкретным видам налогов были следующими:
По налогу на прибыль организаций предусматривается сокращение возможностей минимизации налогообложения. В частности, планируется установить с 2011 года особый порядок переноса убытков при реорганизации организаций, который предусматривает ограничения по сроку и размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций; установить порядок налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей; усовершенствовать механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов; повысить с 3 миллионов до 10 миллионов рублей доходы от реализации, при получении которых организации уплачивают только квартальные, а не месячные авансовые платежи.
По налогу на добавленную стоимость (НДС) предполагается уточнить порядок оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями; уточнить порядок применения нулевой ставки при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами их экспорта и перемещения в случае поступления выручки от их реализации от третьих лиц; уточнить порядок освобождения от НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.
По акцизам предусматривается изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 годы, индексация ставок акцизов на 2013 год с учетом планируемого уровня инфляции. При этом быстрее всего будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.
По введению налога на недвижимость планируется подготовить на основании анализа результатов работ по кадастровой оценке недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 годах изменения в Налоговый кодекс РФ - постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также определить сроки такого перехода.
По налогообложению имущества - в том числе, земельных участков - предусматривается, в частности, возложить на управляющие компании обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества, в том числе, земельных участков, паевого инвестиционного фонда.
По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который взимается при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых, предлагается, в частности, оценить, целесообразно ли вводить ставку НДПИ на нефть в нулевом размере на определенный срок при добыче нефти на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа, по аналогии с месторождениями Восточной Сибири, а также изменить порядок налогообложения НДПИ природного газа, закачиваемого обратно в пласт для поддержания пластового давления.
По водному налогу предусматривается индексация размера ставок налога с учетом значительного роста тарифов на воду для потребителей.
По специальным налоговым режимам предлагается усовершенствовать упрощенную систему налогообложения на основе патента; сократить применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежание конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.
По налоговому администрированию предполагается усовершенствовать налоговый контроль за использованием трансфертных цен в целях налогообложения; ввести в законодательство о налогах и сборах институт консолидированных групп налогоплательщиков и особый порядок исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп; улучшить порядок учета налогоплательщиков; расширить электронный документооборот в налоговой сфере; ограничить применение льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избегании двойного налогообложения; упростить администрирование налогообложения физических лиц.
Алексей Кудрин отметил, что «наиболее злободневными являются вопросы налогообложения новых отраслей». Кудрин добавил, что за последние три года российские власти приняли примерно 80-90% всех имеющихся в мире ключевых инструментов налоговой поддержки инноваций. «Практически весь инструментарий налоговой поддержки инноваций мы используем», - сказал Кудрин.
Он также добавил, что в ходе обсуждения на сегодняшнем заседании Правительства поднимались вопросы о том, какие инновационные предприятия получат налоговую поддержку. По его словам, уже принято решение, что в первую очередь ее получат компании, работающие в технико-внедренческих зонах, малые внедренческие предприятия при вузах, предприятия, производящие программные продукты, работающие в сфере информационных технологий. Он добавил, что под льготы будут попадать те предприятия, которые работают в определенных «анклавах» и сосредоточены на одной территории, или в целом определенные виды деятельности, как, например, программное обеспечение.
Кудрин указал, что Минфин достаточно консервативно относится к определению критериев инновационности, и только «после полной уверенности в способности администрировать, выделять эти виды деятельности, мы можем использовать эти методы».
Кудрин добавил, что, несмотря на эти сложности, современная система налогообложения предусматривает льготы для предприятий, которые, так или иначе, внедряют элементы инновационной деятельности в свою повседневную работу. В частности, они могут использовать льготы в этой сфере через систему амортизационных премий и льгот на НИОКР.