Элементы налоговой системы и их взаимосвязь. Основные направления налоговой политики РФ

Налоги – это индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Материальная основа налогов – это реальная сумма денежных средств общества, мобилизуемая государством, это часть стоимости, присвоенная принудительно в форме налогов превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей взимаемых в установленном порядке. Такое определение было установлено в законе от 27 декабря 1991 года №2118 об основах налоговой системы.

В настоящее время законом, регулирующим налоговую систему, является налоговый кодекс РФ.

Перечень установленных налогов является исчерпывающим и подлежит расширению только на основании изменений внесенных в закон о налоговой системе РФ.

В широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. В состав этой системы включаются не только налоговые платежи, в связи с уплатой которых возникают указанные отношения, но также налогооблагающие субъекты, т.е. лица в пользу которых уплачиваются налоги.

Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, налогоплательщики, налоговые агенты, органы внутренних дел и другие. Все эти элементы пребывают в постоянной и неразрывной связи.

Согласно законодательству РФ налоговая система является трех уровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов, т.е. федеральный, региональный и местный.

В соответствии со статьей 13 НКРФ как федеральные налоги и сборы установлено:

- НДС;

- акцизы;

- НДФЛ;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- гос. пошлина.

Федеральные налоги на территории всего государства взимаются по единым правилам. При этом они могут полностью поступить в федеральный бюджет или могут распределяться только в другие бюджеты (региональный и местный) например НДФЛ.

К региональным относится:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Региональные налоги также устанавливаются и вводятся НКРФ, однако они обязательны к уплате только на территориях Республик в составе РФ. Краев и областей только в том случае если субъектами Федерации приняты соответствующие законы. При этом субъекты РФ могут определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов и предусматривать налоговые льготы.

Местными признаются налоги, которые также установлены НКРФ или федеральным законом о налогах на имущество физических лиц и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

При установлении местных налогов муниципальные образования могут устанавливать налоговые льготы, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (в пределах установленных НК).

К местным относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

В налоговой системе также присутствуют специальные налоговые режимы (а)единый с/х-й; б)упрощен-я система налогоооблож-я для субъектов малого предпринимательства; в)система налогооблож-я в виже единого налога на вмененный доход для отдельных видов деят-ти; г)система налогоооблож-я при исполнении соглаш-й о разделе продукций). Сущность этих режимов заключается в том, что единый налог заменяет для организаций налог на прибыль, налог на имущество организаций и НДС.

Для индивидуальных предпринимателей заменяет НДФЛ, НДС и налог на имущество физических лиц (если это имущество используется для получения предпринимательского дохода).

Налоговые органы России представлены федеральной налоговой службой с ее структурными подразделениями, входящими в состав министерства финансов РФ.

С момента ведения части второй НКРФ налоговая политика направлена на оптимизацию налоговой нагрузки на бизнес. При этом налоговая политика направлена на улучшение налогового контроля с целью максимизации сбора налогов.

Правительством России определены основные направления налоговой политики:

1) по всем налогам и сборам предусматривается упростить налоговый учет;

2) по налогу на имущество организаций с 2013 года не входит в состав облагаемого имущества: машины, оборудование, транспортные средства, вводимые в действие с 2013 года.

3) в 2013 году планировалось ввести налог на недвижимость. Его не ввели, следовательно, это планируется на 2014 год. При его введении налоговая база будет определяться исходя из кадастровой стоимости имущества организаций и физических лиц.

Налог на недвижимость введут после завершения кадастровой оценки капитального строительства. Будут предусмотрены налоговые вычеты в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров;

4) рассматривается вопрос изменений по НДФЛ, предполагается освободить от налогообложения некоторые социально-значимые выплаты физическим лицам (гранты, выплаты безработным гражданам, суммы оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и другие);

5) кроме того планируется скорректировать порядок предоставления имущественного вычета по расходам на строительство и приобретение жилья.

Предлагается предоставлять имущественный вычет родителям, приобретающим за свой счет имущество в долевую собственность несовершеннолетними детьми;

6) с 2015 года должны ускориться темпы роста акцизов на алкоголь и табак;

7) кроме прочих мер предусматривающих увеличение бюджета планируется подготовить предложение по совершенствованию механизма налогообложения добычей некоторых видов полезных ископаемых. В частности правительство РФ одобрило увеличение ставок НДПИ для производителей природного газа;

8) в 2013 году из состава УСН выведена патентная система налогообложения для предпринимателей. По мере расширения применения патентной системы к 2018 году ЕНВД предполагается отменить;

9) налоговый контроль. Планируется:

а) ввести обязательную досудебную процедуру для всех налоговых споров;

б) увеличить срок подачи апелляционной жалобы на невступившие в силу решения налогового органа с 10 дней до 1 месяца;

в) предоставить возможность кассационного обжалования вступивших в силу решений налогового органа;

г) обязать банки предоставлять налоговым органам информацию о вкладах и счетах неявляющихся предпринимателями, а также депозитов компаний и предпринимателей.

Наши рекомендации