Основные направления налоговой политики РФ на 2014-2016 гг. (одобрены Правительством РФ 30.05.2013 г.)

Меры налогового стимулирования
Меры Описание
1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала 1. Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц 2. Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ 3. Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц
2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра   1. Важнейшее решение в области налогообложения на финансовых рынках, которое предстоит принять уже в 2013 году, должно касаться налогообложения доходов иностранных организаций, выплачиваемых российскими заемщиками с использованием компаний, специально учрежденных для эмиссии еврооблигаций в иностранных государствах. В настоящее время действует норма, согласно которой для еврооблигаций, эмиссия которых будет осуществлена с 1 января 2014 года, прекращается действие специального режима, освобождающего российскую организацию - источник процентного дохода иностранного держателя такой облигации от обязанности удержания российского налога на прибыль при выплате этого процентного дохода. 2. В настоящее время при совершении операций с ценными бумагами фактическая цена принимается для целей определения налогооблагаемой прибыли при условии, что это цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг, либо, если цена ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке, не отклоняется более чем на 20% от ее расчетной цены. 3. В соответствии с действующим порядком налогообложения прибыли организаций убыток от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными на организованном рынке, учитывается всеми категориями налогоплательщиков при определении налоговой базы по основным видам деятельности. В то же время убыток от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, учитывается налогоплательщиками, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, обособленно от основной налоговой базы и может переноситься на будущее только в рамках налоговой базы по операциям с данной категорией ценных бумаг. 4. В целях совершенствования порядка определения налоговой базы по операциям РЕПО предлагается законодательно определить понятие переквалификации операций РЕПО в операции по реализации (приобретению) ценных бумаг при ненадлежащем исполнении сделки по обратному приобретению ценных бумаг. Также следует определить, что при переквалификации операции РЕПО налогоплательщик производит корректировку ранее признанных доходов и расходов по операции РЕПО в части ценных бумаг, обязательство по которым не исполнено. Такая корректировка будет производиться в том отчетном периоде, в котором осуществляется переквалификация операции РЕПО. 5. В ближайшее время будут пересмотрены подходы к отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом   Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов, которые могут осуществляться для минимизации налоговых платежей (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.), а также отсутствием необходимости ведения некоторых регистров по фиксированным правилам в бухгалтерском учете. При этом составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета может иметь целый ряд негативных последствий.
4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях Для обеспечения адресности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль организаций предполагается введение в законодательство Российской Федерации новой категории - участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.
5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности В Кодексе следует предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.
6. Налогообложение добычи природных ресурсов   1. НДПИ, взимаемый при добыче нефти и природного газа 2. НДПИ, взимаемый при добыче твердых полезных ископаемых 3. Водный налог
7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование Предполагается продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф. При этом предполагается, что индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы за себя по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.

Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации
Меры Описание
1. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц В настоящее время подготовлен проект поправок к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", предусматривающему включение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое имущество. Проектом поправок установлено, что в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки. К объектам налогообложения по налогу на недвижимое имущество отнесены расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства, а также земельные участки, на котором располагают объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства. В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Проектом поправок предусматривается, что при определении налоговой базы применяется налоговый вычет. Налоговый вычет предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров соответствующего объекта налогообложения. Проектом поправок определены предельные налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций Важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты. Для введения налога на недвижимое имущество организаций необходимо создать условия для его введения в субъектах Российской Федерации. В этих целях необходимо, прежде всего, определить концепцию налогообложения объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, а именно: определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу. Так, в целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости. В этой связи заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимо разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.), обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость.
3. Акцизное налогообложение В части налогообложения акцизами в плановом периоде будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы, за некоторым исключением, предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах.
4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций В целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций планируется подготовить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях).  
5. Совершенствование налогового администрирования   1. Совершенствование контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.. 2. Обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок" 3. Прочие меры совершенствования налогового администрирования

Наши рекомендации