Управление финансовыми рисками

Приведенные выше примеры доказывают необходимость учета фак­тора риска и управления им на макроэкономическом уровне. При ста­бильной экономике возможна регуляция риска, создание эффективных "портфелей риска", т.е. набора взаимоподстраховывающих решений, ко­торые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций.

При нестабильной экономике целесообразно подготавливать населе­ние к насыщенным риском ситуациям. Используя механизм "раннего опо­вещения" о возможном неблагополучном исходе дела, можно способство­вать морально-психологической готовности идти на риск. Это повышает поисковую активность людей и доверие к принятым решениям.

На мезоуровне (уровень фирмы, предприятия, учреждения) существует свой механизм управления рисками (риск-менеджмент). Для снижения рисков предпринимателям приходится использовать различные способы разделения риска, такие, как страхование, хеджирование, объе­динение.

Страхование предполагает покупку страховой защиты, перекладыва­ние риска на страховую компанию или распределение рисков через ком­пании взаимного страхования.

Объединение — разделение риска с компаньонами — по форме мо­жет быть партнерством или корпорацией. Это позволяет объединить ка­питалы при организации дела и разделить риск. Такие предприниматели, как венчурные капиталисты вкладывают капитал с большим риском. Они специализируются на поиске предпринимателей с хорошими идеями, но с недостаточными средствами.

Хеджирование— это социально полезная спекулятивная операция, использующая рынки срочных контрактов — на срок, при котором риск, вызванный изменением цен на ресурсы, товары, валюту перекладывается предпринимателем за плату на спекулянта, брокера.

Каждый из способов объединения и распределения рисков привносит свой специфический риск, например, обусловленный недобросовестно­стью или несостоятельностью компаньона.

Наконец, существуют различные формы контроля риска на микро­экономическом уровне, т.е. финансовый контроль на уровне домашнего хозяйства. Прежде всего это разнообразные варианты сбереженческого поведения. Наибольшая часть сбережений в Америке, по данным Дж.Катона, осуществляется людьми в возрасте от 40 до 60 лет со средним достатком. Побудительными причинами увеличения доли сбережения в соотношении потребление/сбережение являются уход в отставку, уволь­нение и "подушка" на случай заболеваний, безработицы, несчастных слу­чаев. Сбережения не являются слабой тенью, отбрасываемой затратами. Люди активно решают, сколько денег направлять на сбережения под влиянием привычек, оценок, эмоций. Мотивы сбережения не менее мощ­ные, чем мотивы потребления. К тому же у американцев развито отвра­щение к долгам; долг воспринимается ими как вид риска.

Наиболее распространенная форма экономической защиты — соци­альное страхование, в котором находит отражение современная ценность будущих выгод. Для большинства американцев — это главная форма сбе­режения, за счет нее происходит снижение личных сбережений.

Приведем примеры исследований, посвященных степени осознанно­сти экономического риска в будущем на уровне семьи. Дж.Катона и Ф.Каган обследовали две группы семей: в одну входили семьи, охвачен­ные пенсионными программами, в другую — те, которые обходятся без этого[41]. Первые сберегали больше своих доходов, чем вторые. Каган объ­ясняет это эффектом осознания (охват пенсионной программой усилива­ет осознание потребностей, которые возникнут с уходом на пенсию). Катона прибегает к теории градиента цели в психологии (чем ближе вы на­ходитесь к цели, тем сильнее активизируете свои усилия). Как показали экспериментальные исследования, за несколько месяцев до выхода на пенсию темпы сбережений резко возрастают, что подтверждает связь ме­жду пенсионным и самостоятельным накоплениями.

Психологические исследования, имеющие отношение к ценным бумагам

Интерес психологов к исследованиям проблем финансов объясняется практическими потребностями, в частности потребностями рынков ценных бумаг в прогнозировании колебаний курсов и котировок. Неэффективность экономических концепций движения ценных бумаг на фондовых биржах связана с тем, что фондовый рынок представляет собой одну из наиболее психологизированных сфер современных экономических отношений. Курс ценной бумаги помимо чисто экономических параметров— величины ка­питала фирмы, величины номинала ценной бумаги — содержит весомую долю психологических составляющих — доверие к фирме, намерения про­давца или покупателя, мотивы приобретения финансового инструмента, различное восприятие будущих ценовых пропорций и тенденций на рынке ценных бумаг. Американскими учеными были формализованы некоторые психологические моменты колебаний курсов ценных бумаг.

Наши рекомендации