Экономическая часть дипломного проекта
2.1 Общие положения
Экономический раздел дипломного проекта включает расчеты, необходимые для оценки эффективности инвестиций по мероприятиям технического и технологического совершенствования производства, участков, цехов и других объектов ДП.
Эффективность — это мера целесообразности принятия решения в отношении осуществления капвложений или инвестиций. Инвестиции — это совокупность долгосрочных вложений капитала в экономические объекты с целью получения прибыли, прироста капитала и других выгод. Реальные инвестиции представляют собой более широкое понятие, чем капвложения, так как включают вложения в основной капитал и вложения в оборотный капитал.
Экономическая эффективность представляет собой соотношение экономического эффекта (результат) и затрат (инвестиции), вызвавших этот эффект.
В качестве экономического эффектаиспользуют экономический результат любой предпринимательской деятельности – прибыль предприятия, а точнее тот прирост прибыли (ΔП, руб.), что получен от внедрения инновационного мероприятия. Положительная динамика прибыли возможна в двух, следующих случаях.
1. При неизменных доходах предприятия (неизменная цена, объемы реализации продукции), снижается себестоимость производства, и предприятие экономит свои средства. Годовая экономия затрат и будет представлять собой экономический эффект.
2. При улучшении потребительских свойств, повышении качества продукции, доходы от ее реализации увеличиваются (за счет увеличения цены, роста продаж) при неизменных (или менее значительно меняющихся) затратах на производство. Увеличение дохода (за минусом увеличения затрат) представляет собой экономический эффект.
Возможен, конечно, и комплексный вариант одновременного сочетания обоих источников прироста прибыли предприятия.
В качестве затрат в самом простом варианте внедрения инноваций (оборудования, технологии, методов организации труда, др.) выступают единовременные прямые капитальные затраты – И, руб. (капитальные вложения, инвестиции) на приобретение этих новых средств производства, технологии, орудий труда.
И - рассчитываются как единовременные затраты. Определение прироста прибыли производится в расчете на годовой объем производства при использовании внедряемого мероприятия. В этой связи расчет коммерческой эффективности динамическим методом, основанный на дисконтировании денежных потоков (влияние инфляционных процессов) даст тот же результат, что и расчет экономической эффективности.
Мероприятия, связанные с инвестиционной деятельностью предприятия, представляют собой процесс обоснования, выбора и реализации наиболее эффективных форм вложений капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия. Для выбора наилучшего варианта кроме показателя экономической эффективности (при одинаковом значении показателя экономической эффективности) используют сравнительный анализ по ряду других экономических (производительность труда, фондоемкости, энергоемкости, трудоемкости и др., может даже социальных аспектов), технических и прочих, отражающих все свойства проектов, показателей.
При выполнении дипломных проектов кроме выбора наилучшего варианта технического решения необходимо рассчитать срок окупаемости инвестиций.
2.2 Расчет инвестиций по проекту
Цель этого раздела экономической части ДП - рассчитать потребные для внедрения проекта инвестиции в денежном выражении, исходя из действующих на момент внедрения цен на подвижной состав, оборудование, строительно-монтажные работы и пр.
Дипломник в начале этого раздела дает краткий план расчетов:
- из каких статей затрат в его конкретном случае должны сложиться в итоге инвестиции по проекту;
- из чего (из каких составляющих) будет определяться экономический эффект после внедрения проекта в производство.
В состав инвестиций по проекту входят: стоимость необходимых для осуществления внедряемого мероприятия зданий, подвижного состава, машин, оборудования, поточных линий, установок с учетом издержек на их доставку и монтаж или на модернизацию действующего оборудования. Кроме того, необходимо учитывать стоимость всех вспомогательных механизмов, устройств, сооружений, которые необходимы для нормальной работы при внедряемом мероприятии, если их состав и стоимость изменяются при проведении рассматриваемых мероприятий в сравнении с исходным вариантом.
Для расчета суммы инвестиций составляется основной документ — спецификация оборудования, вводимого по проекту (табл.1). Подбор оборудования выполняется дипломником исходя из технологических расчетов.
Таблица 1 - Стоимость и наименование вводимого оборудования
№ п\п | Наименование оборудования | Кол-во | Стоимость (в т.ч. НДС) ед./ руб. | Стоимость позиции, (в т. ч. НДС) руб. |
5 = 3x4 | ||||
Итого стоимость вводимого оборудования (С об) | - | - | ... |
Стоимость монтажных работ принимается в размере 3-7 % от стоимости монтируемого оборудования (при этом в расчет стоимости монтажных работ следует включать только те позиции оборудования, которые требуют монтажа):
С монт = С об * 0,03 -:- 0,07.(1)
При проведении технического перевооружения рекомендуется учитывать остаточную стоимость (принимается по данным бухгалтерского учета предприятия) выводимого оборудования (С вывод),которая уменьшает сумму инвестиций.
При проведении строительно-монтажных работ (СМР), инвестиции в строительно-монтажные работы (С смр)дипломник может представить по своему выбору одним из двух вариантов:
- исходя из документально известной стоимости строительства (или ремонта) здания (сооружения, помещения, с учетом или без учета инженерных сетей) аналогичного или близкого по характеристикам проектируемому. Далее, пропорционально площади строительства (S, м.кв.) или строительному объему (V, м.куб.) определяется стоимость СМР проекта.
- по коммерческой смете на необходимые СМР. Для этого дипломник определяет виды строительных работ, объемы работ и рыночные расценки на их выполнение. Этот вариант удобен для определения стоимости косметических ремонтов помещений, зданий.
Сумма инвестиций по проекту составит:
И = С об + С монт + (В вывод – С вывод) + С смр, (2)
где В вывод — выручка от реализации выводимого оборудования, руб.
2.3 Расчет текущих (эксплуатационных) затрат
По дипломному проекту рассчитываются текущие (эксплуатационные) затраты, т. е. все затраты, производимые по проекту при реализации производственной деятельности в течение расчетного года.
2.3.1 Оплата труда
В этом разделе рассчитывается годовой фонд оплаты труда (ФОТ) предприятия. Расчет производится по категориям работающих:
- водители;
- ремонтные рабочие;
- административно-управленческий персонал (АУП);
- младший обслуживающий персонал (МОП).
Но прежде необходимо определить расчетную численность работников по каждой категории. Численность водителей и ремонтных рабочих должна быть определена на основе рассчитанной ранее в ДП трудоемкости и годового фонда рабочего времени рабочих. Количество АУП и МОП для новых и реконструируемых предприятий принимается исходя из предложенной в ДП организационной структуры управления предприятием.
Для каждой группы работающих, дипломник должен предложить и обосновать формы и системы оплаты труда для персонала.
Расчеты выполняются в табличной форме, отдельно для каждой категории работников, например табл.2, 3, 4.
Таблица 2 - Расчет расходов на оплату труда водителей (повременно-премиальная система оплаты)
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя | |||
По маркам автомобилей | Всего | ||||
Часовая тарифная ставка водителя | руб. | ||||
Часы работы водителей на линии | тыс.авт.-с. | ||||
Часы подготовительно-заключительного времени | ч. | ||||
Оплата за авточасы работы | тыс.руб. | ||||
Оплата подготовительно-заключительного времени | тыс.руб. | ||||
Доплаты | тыс.руб. | ||||
Премии | тыс.руб. | ||||
Надбавки | тыс.руб. | ||||
Основной фонд заработной платы водителей | тыс.руб. | ||||
Дополнительный фонд заработной платы водителей | тыс.руб. | ||||
Общий фонд заработной платы водителей | тыс.руб. | ||||
То же с учетом страховых взносов* | тыс.руб. | ||||
Среднемесячная ЗП водителей | руб./мес. |
* Здесь и далее имеются ввиду страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. При работе по обшей системе налогообложения (по налогу на прибыль) ставка страховых взносов составляет 26,0 % и дополнительно норматив отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве 0,4 %, всего 26,4 % (размеры отчислений приведены для 2011 года, в дальнейшие периоды размеры страховых взносов будут изменяться).
При работе по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) или упрошенной системе (ЕН) уплачивается размер страховых взносов в пенсионный фонд, равный 14 % и 0,4 % (минимальный) страхование от несчастных случаев на производстве (размеры отчислений приведены для 2010 года, а с 2011 года размеры отчислений изменяются).
Таблица 3 - Расчет расходов на оплату труда ремонтных рабочих
Наименование показателей | Ед. изм. | Значение показателей |
Часовая тарифная ставка рабочего | руб. | |
- 1 разряда | ||
- 2 разряда | ||
- 3 разряда | ||
- 4 разряда | ||
- 5 разряда | ||
- 6 разряда | ||
Трудоемкость работ, выполняемых ремонтными рабочими: | тыс.чел-ч. | |
- всего, в т.ч.: | ||
- 1 разряда | ||
- 2 разряда | ||
- 3 разряда | ||
- 4 разряда | ||
- 5 разряда | ||
- 6 разряда | ||
Фонд заработной платы по тарифу | тыс. руб. | |
Доплаты | тыс. руб. | |
Надбавки | тыс. руб. |
Окончание таблицы 3
Премии | тыс. руб. | |
Основной фонд заработной платы ремонтных рабочих | тыс. руб. | |
Дополнительный фонд заработной платы ремонтных рабочих | тыс. руб. | |
Общий фонд заработной платы ремонтных рабочих | тыс. руб. | |
То же с учетом страховых взносов* | тыс. руб. | |
Среднемесячная ЗП ремонтных рабочих | руб./мес. |
Таблица 4 - Расчет расходов на оплату труда прочих категорий персонала
Категории персонала | Численность, чел. | Среднемесячная оплата, руб. | Годовой ФЗП, тыс. руб. |
Руководители | |||
Специалисты | |||
Вспомогательные рабочие | |||
МОП | |||
ИТОГО: | |||
Всего с учетом страховых взносов |
При заполнении каждой таблицы необходимо приводить формулы, на основании которых производились расчеты. Для расчёта ФОТ ремонтных рабочих необходимо распределить трудоемкость работ по ТО и ТР по разрядам работ. Для этого используют Единый Тарифно-Квалификационный Справочник (ЕТКС)[10] и уже сложившуюся на предприятии структуру распределения объемов работ по видам ремонтных воздействий. Для расчета годовых затрат АТП на перевозки расходы на оплату персонала с учетом страховых взносов учитывают по разным статьям расходов:
· заработная плата водителей - на одноименную статью;
· заработная плата ремонтных рабочих - включается в статью расходы на ТО и ТР (необходимые комментарии по этой статье даны ниже);
· заработная плата (оплата) прочих категорий персонала - включается в статью “накладные расходы”.
2.3.2 Расчет расходов на топливо для подвижного состава
Общая потребность автотранспортного предприятия в топливе по i-й марке автомобилей (Тоi):
T oi = T эi + T зi + T гi. (3)
Расход топлива на эксплуатацию автомобилей i марки (T эi) определяется в зависимости от типа подвижного состава:
а) для грузовых автомобилей, выполняющих транспортную работу, учитываемую в ткм:
T эi = T Li + T pi. (4)
б) для автомобилей-самосвалов:
T эi = T Li + T ei. (5)
в) для грузовых автомобилей, работа которых не учитывается в ткм (с почасовой оплатой):
T эi = T Li. (6)
Расход топлива на пробег по i марке (T Li )определяется по формуле:
T Li = H 100кмi * Lo i/100 . (7)
где H100кмi - норма расхода топлива на 100 км пробега по i марке автомобилей, л/100 км.
Расход топлива на транспортную работу по i марке автомобилей (Т pi) находится по формуле:
T pi =H 100ткмi* Р ткм i / 100. (8)
Норма расхода на транспортную работу (на каждые 100 ткм) - Н 100ткм - принимается по [23]. Расход топлива на ездки с грузом для самосвалов i марки (T ei) определяется умножением нормы расхода топлива на каждую ездку с грузом (0,25 л) на общее количество ездок с грузом ( n ег)
Т еi = 0,25 * n ег. (9)
Надбавка к расходу топлива на работу в зимнее время по i марке подвижного состава (T зi) определяется исходя из величины топлива на пробег и транспортную работу (ездки) и климатических особенностей района:
T зi = (T эi * Н n * М з) / (12 *100), (10)
где Hn - надбавка к расходу топлива в зимнее время, %
Нз - число зимних месяцев в году.
Расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности АТП по i марке подвижного состава (Т гi) принимается до 0,5% общего расхода топлива, потребляемого АТП по этой марке подвижного состава:
T гi = 0,005 ( Т эi + Т зi ). (11)
При определении норм расхода топлива следует учитывать специфику работы автомобилей (грузовых и самосвалов, установку на шасси автомобиля специализированных кузовов, дорожные условия и т. п.).
Общие расходы на топливо находятся перемножением общей потребности в топливе i вида на цену единицы соответствующего вида топлива. Все расчеты сводятся в табличную форму, например табл. 5.
Таблица 5 - Расчет расходов на топливо для подвижного состава
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя | |||
По маркам автомобилей | Всего | ||||
Марка топлива | |||||
Списочное количество автомобилей | ед. | ||||
Общий годовой пробег | тыс. км. | ||||
Грузооборот | тыс. т-км. | ||||
Количество ездок за год | тыс ед. | ||||
Норма расхода топлива на 100 км пробега | л/100км | ||||
Норма расхода топлива на транспортную работу | л/1000ткм | ||||
Дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом для автомобилей самосвалов | л. | ||||
Расход топлива на эксплуатацию автомобилей – всего, в т.ч. | тыс. л. | ||||
- на пробег | тыс. л. | ||||
- на транспортную работу | тыс. л. | ||||
- на ездки с грузом | тыс. л. | ||||
Надбавки – всего, в том числе: | тыс. л. | ||||
- при работе в зимнее время | тыс. л. | ||||
- при применении прицепов | тыс. л. | ||||
- для специализированного подвижного состава | тыс. л. |
Окончание таблицы 5
Внутригаражный расход топлива | тыс. л. | ||||
Общий расход топлива | тыс. л. | ||||
Стоимость одного литра топлива | руб. | ||||
Расход топлива в тоннах | тыс.т. | ||||
Общая стоимость топлива | тыс. руб. |
2.3.3 Расчет расходов на смазочные и прочие эксплуатационные материалы
Расходы на смазочные и эксплуатационные материалы принимаются и рассчитываются в виде нормируемой доли от расхода топлива. Нормы расхода масел и смазок приведены в [23].
Сводный расчет представляют в табличной форме (например, по форме табл. 7).
Таблица 7 - Расчёт расходов на смазочные, обтирочные и прочие эксплуатационные материалы
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя | |||
По маркам автомобилей | Всего | ||||
Масло для автомобилей с карбюраторным (дизельным) двигателем: - норма расхода к расходу 100л топлива | л. | ||||
- расход масла за год | тыс.л. | ||||
- цена за 1 литр | руб. | ||||
Сумма расходов по моторному маслу | тыс.руб. | ||||
Масло трансмиссионное: - норма расхода к расходу 100л топлива | л. | ||||
- для автомобилей с 1 ведущей осью | л. | ||||
- для автомобилей с несколькими ведущими осями | л. | ||||
- расход масла за год | тыс.л. | ||||
- цена за 1 литр | руб. | ||||
Сумма расходов по трансмиссионному маслу | тыс.руб. | ||||
Консистентная смазка: - норма расхода к расходу 100л топлива | кг. | ||||
- расход смазок за год | т. | ||||
- цена за 1 килограмм | руб. | ||||
Сумма расходов по консистентной смазке | тыс.руб. | ||||
Керосин: - норма расхода к расходу 100л топлива | л. | ||||
- расход керосина за год | тыс.л. | ||||
- цена за 1 литр | руб. | ||||
Сумма расходов по керосину | тыс.руб. | ||||
Обтирочные материалы: - норма расхода на один списочный автомобиль в год | кг. | ||||
- расход материалов за год | т. | ||||
- цена 1 кг. | руб. | ||||
Сумма расходов по обтирочным материалам | тыс.руб. | ||||
Прочие материалы | тыс.руб. | ||||
Сумма расходов на смазочные и пр.эксплуатационные материалы | тыс.руб. |
2.3.4 Расчет расходов на замену автомобильных шин
Расходы на автошины (С ш)определяются как общая сумма затрат по каждой марке эксплуатационного автотранспорта:
Сш = Цш * пк * Lобщ / Lшн, (12)
где пк — количество колес на автомобиле (автобусе) используемой марки без запасного, ед.;
Lобщ — пробег шин используемой марки, км;
Lшн — норма пробега используемой марки шин, км;
Цш— цена автошины используемой марки, руб.
Таблица 8 - Расчёт расходов замену шин
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя | |||
По маркам автомобилей | Всего | ||||
Общий годовой пробег автомобилей | тыс км. | ||||
Цена каждой автошины | тыс. руб. |
2.3.5 Расчет амортизационных отчислений на полное восстановление подвижного состава и других объектов основных средств
Амортизационные отчисления рассчитываются для того, чтобы быть учтенными в себестоимости производства транспортных услуг по проекту, и, кроме того, для определения суммы финансовых источников для окупаемости инвестиционного проекта.
Расчет амортизационных отчислений (З аi) производится линейным методом. При этом необходимо произвести группировку всех объектов основных фондов, находящихся на бухгалтерском балансе предприятия в соответствии с классификатором основных средств (Постановление Правительства РФ №1 от 01.01.02)
З аi = Н аi * Цi / 100 (13)
Н аi = (1 / Т п.исп.i ) * 100% (14)
где Н аi – годовая норма амортизации по i – объекту основных средств, %
Цi - первоначальная стоимость единицы i – объекта основных средств, руб.
Т п.исп.i = срок полезного использования i – объекта основных средств, лет.
Результаты расчета представить в таблице по форме табл. 9.
Таблица 9 - Расчёт амортизационных отчислений на полное восстановление подвижного состава и других основных средств
Марка, (модель) автомобиля | Кол. ед. подвижного состава | Первоначальная стоимость п/с, руб. | Срок полезного использования п/с, лет | Годовая норма амортизации, % | Сумма аммор-тизации на полное восста-новление п/с, тыс. руб. |
Итого: |
2.3.6 Расчет расходов на ТО и ремонт
Эта статья расходов включает расходы на ремонтные материалы, агрегаты и запасные части для подвижного состава (расчет выполняется в таблице по форме табл. 10) и расходы на оплату ремонтных рабочих с учётом страховых взносов (итог расчёта в табл. 3).
Таблица 10 - Расчет расходов на запасные части и ремонтные материалы для подвижного состава
Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателя | |||
По маркам автомобилей | Всего | ||||
Общий годовой пробег автомобилей | тыс. км. | ||||
Нормативы расхода на ТО и ТР на 1000 км пробега: | руб./1000 км. | ||||
- запасных частей | |||||
- ремонтных материалов | |||||
Сумма расходов за год: | тыс. руб. | ||||
- на запасные части | |||||
- на ремонтные материалы | |||||
Всего: |
При заполнении табл. 10 расчет ведется по следующим формулам:
Зз.чi = (Н з.чi * L oi) / 1000, (15)
З мi = Н мi * L oi / 1000, (16)
где З з.чi и З мi – расходы за год соответственно по запасным частям и ремонтным материалам по i-й марке автомобилей, руб;
Н з.чi и Н мi - нормативы расходов соответственно на запасные части и ремонтные материалы по i-й марке автомобилей, руб/1000 км
При определении расходов на запасные части предварительно производится корректировка нормы расхода на запасные части в соответствии с “Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта” [25] в зависимости от условий эксплуатации (К1), модификации подвижного состава и организации его работы (К2), природно-климатических условий (К3). Результирующий корректирующий коэффициент К равен:
К = К1 * К2 * К3.
(17)
2.3.7 Расчет накладных расходов
Перечень основных статей накладных расходов, учитываемых в расчетах текущих затрат предприятия, представлен в табл. 11. Содержание составляющих накладных расходов и порядок их расчета обсуждаются с преподавателем - консультантом по экономической части ДП.
Таблица 11 - Расчет накладных расходов
Наименование показателя | Ед. | Значение показателя |
Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ – всего, в т.ч. | тыс.руб. | |
- за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ | тыс.руб. | |
Платежи по обязательному страхованию имущества компаний учитываемого в составе производственных фондов | тыс.руб. | |
Расходы на оплату по процентов по получаемым кредитам – всего, в т.ч.: | тыс.руб. | |
- платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством | тыс.руб. | |
Расходы на командировки – всего, в т.ч. | тыс.руб. | |
- по установленным законодательством нормам | тыс.руб. | |
Расходы на подготовку и переподготовку кадров | тыс.руб. | |
Плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану | тыс.руб. | |
Оплата услуг связи, вычислительных центров, банков | тыс.руб. | |
Расходы на оплату труда руководителей, специалистов, служащих, МОП, подсобных рабочих, с учетом страховых взносов. | тыс.руб. | |
Аммортизация зданий, сооружений прочих (кроме подвижного состава) основных фондов | тыс.руб. | |
Расходы на лицензирование деятельности | тыс.руб. | |
Плата за аренду | тыс.руб. | |
Прочие расходы (водо-электро-теплоснабжение0 | тыс.руб. | |
Всего расходов: | тыс.руб. | |
- в т.ч. для целей налогообложения прибыли | тыс.руб. |
2.3.8 Расчет налогов, относимых на себестоимость
Перечень налогов и сборов предприятия, рассчитываемых в ДП, обсуждается и уточняется с преподавателем – консультантом. Примерный перечень приведен в табл. 12.
Таблица 12 - Налоги, включаемые в расходы, связанные с оказанием услуг и сведения, необходимые для их расчета
Наименование налога | Объект налогообложения | Налоговая база | Ставка налога (тарифа) | Налоговый период (отчетный период) |
1. Транспортный налог | Транспортные средства | Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах | Устанавливается экономическими субъектами Российской Федерации. Приведены в таблице 2 | Календарный год |
2. Налог на землю | Земельные участки | Кадастровая стоимость земельных участков | Устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Приведены в таблице 3 | Календарный год |
3. Страховые взносы | Объект – выплаты и иные вознаграждения начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг | База для начисления страховых взносов – сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц | Расчётный период - календарный год | |
-в пенсионный фонд | 26% | |||
- в фонд социального страхования РФ | 2,9% | |||
- в федеральный фонд ОМС | 2,1% | |||
- в территориальный фонд ОМС | 3 % | |||
4**Налог на имущество организаций | Для российских организаций движимое и недвижимое имущество (включая имущество переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета | Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по остаточной стоимости. | 2,2% | Календарный год |
* Плательщики страховых взносов – лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
** В соответствии с главой 25 НК РФ отмеченные налоги и сборы включаются в состав расходов, учитываемых при определении величины прибыли, полученной (планируемой к получению) налогоплательщиком.
2.3.9 Полные годовые эксплуатационные (текущие) затраты
Результаты выполненных расчетов по разделу и планируемые значения составляющих текущих издержек предприятия (годовой себестоимости перевозок) заносятся в таблицу аналогичную табл. 13.
Таблица 13 – Полные годовые расходы на перевозки
Статьи расходов | Сумма расходов | ||
Всего | В т.ч. по маркам автомобилей | ||
1 марка | 2 марка | ||
Расходы на заработную плату водителей с учетом страховых взносов | |||
Расходы на топливо для подвижного состава | |||
Расходы на смазочные и прочие эксплуатационные материалы | |||
Расходы на замену автошин | |||
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава | |||
Расходы на ТО и ТР подвижного состава | |||
Накладные расходы | |||
Налоги и сборы включаемые в текущие расходы |
2.3.10 Расчет величины запасов собственных оборотных средств
При расчете потребности предприятия в запасах собственных оборотных средств следует воспользоваться таблицей аналогичной табл. 14. Расчет ведется по формуле:
ОС кi = З обi * Н обi / Дк, (18)
где ОС кi - планируемая потребность компании в i - элементе собственных оборотных средств, руб;
З обi - планируемые общие затраты за год по i - элементу собственных оборотных средств, руб;
Н обi - продолжительность запаса по i - элементу собственных оборотных средств, дни;
Дк – календарные дни в году, 365 дней.
Дни запаса для расчета можно принять следующими:
- топливо для автомобилей - 4 дня
- смазочные, обтирочные и прочие эксплуатационные материалы - 10-15 дней
- запасные части для автомобилей - 20-30 дней
- ремонтные материалы - 20-30 дней
- малоценный и быстро изнашивающийся инвентарь - 250 дней
- спецодежда - 100 дней
- топливо для котельной - 80 дней.
Потребность в фонде оборотных агрегатов принимается в размере 1-3% от стоимости комплектов агрегатов, необходимых на весь парк подвижного состава. Стоимость комплектов агрегатов для расчета можно принять в размере 55% от стоимости автомобилей.
Потребность в прочих собственных средствах принимается равной 10% от общей потребности в собственных оборотных средствах.
Таблица 14 - Расчёт потребности предприятия в собственных оборотных средствах