Тема 11. Упрощенная система налогообложения
1. Общая характеристика упрощенной системы
налогообложения
2. Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения
и условия перехода на упрощенную систему налогообложения
3. Порядок и условия начала и прекращения применения
упрощенной системы налогообложения
4. Объект налогообложения. Порядок определения и признания
доходов и расходов
5. Порядок определения налоговой базы. Налоговый и отчетный
периоды. Налоговые ставки
6. Порядок исчисления и уплаты налога
7. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего
режима налогообложения на упрощенную систему
и с упрощенной системы налогообложения
на общий режим налогообложения
Общая характеристика упрощенной системы
Налогообложения
Упрощенная система налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ и соответствующими законами субъекта РФ и может применяться организациями и индивидуальными предпринима-телями. Они переходят на эту систему или возвращаются к общему режиму налогообложения добровольно: организации и индиви-дуальные предприниматели имеют право выбора между упрощенной системой и общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.
Упрощенную систему налогообложения вправе применять не только организации и индивидуальные предприниматели, которые подпадают под определение субъектов малого предпринимательства, но и все остальные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении соответствующих ограничений.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, доля не превышает 25%, где средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
промышленность - 100 человек;
строительство - 100 человек;
транспорт - 100 человек;
сельское хозяйство - 60 человек;
научно-техническая сфера - 60 человек;
оптовая торговля - 50 человек;
розничная торговля и бытовое обслуживание населения -
30 человек;
остальные отрасли и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
На упрощенную систему налогообложения могут перейти организации любых форм собственности, в том числе некоммерческие организации, осуществляющие предприниматель-скую деятельность.
При переходе на упрощенную систему налогообложения организации освобождаются от уплаты следующего налога:
- на прибыль;
- на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежа-щего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- на имущество организаций;
- единого социального.
Уплата перечисленных налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности). Индивидуальный предприниматель, получивший доход как физическое лицо, например, при продаже имущества, не участвующего в предпринимательской деятельности (личная квартира, жилой дом и т. п.), является плательщиком налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке;
- налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единого социального налога с доходов, полученных от предпри-нимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц.
Уплата перечисленных налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает налогоплательщиков от уплаты следующих федеральных налогов и сборов:
- акцизов;
- государственной пошлины;
- таможенных пошлин;
- водного налога;
- сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- налога на добычу полезных ископаемых.
Также переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает от уплаты транспортного налога и от уплаты земельного налога.
Кроме уплаты перечисленных налогов и сборов организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя и за наемных работников. Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, который устанавливается в расчете на месяц исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством России. Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа осуществляется индивидуальными предпринимателями независимо от того, получены в конкретном месяце доходы или нет.
Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Тем самым они, в частности, обязаны:
- использовать в своей деятельности контрольно-кассовую технику;
- оформлять первичную учетную документацию по учету денеж-ных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин;
- осуществлять ведение кассовых операций;
- вести первичный учет кассовых операций по унифицированным формам;
- вести и своевременно представлять статистическую отчетность.
Применение организациями и индивидуальными предпринима-телями упрощенной системы налогообложения не освобождает
их от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.