Упрощенная система налогообложения. Упрощенная система – это специальный режим налогообложения, применять который налогоплательщики могут добровольно

Упрощенная система – это специальный режим налогообложения, применять который налогоплательщики могут добровольно. Режим предусматривает замену отдельных налогов уплатой единого налога.

Налоговым кодексом предусмотрен закрытый перечень налогов, который налогоплательщики при переходе на эту систему не уплачивают. В частности, для организаций - налог на прибыль организаций (кроме налога с дивидендов, доходов от ценных бумаг и т.п.), налог на добавленную стоимость (кроме НДС при импорте на таможне и НДС, как налоговый агент), налог на имущество организаций и единый социальный налог. При этом уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Индивидуальные предприниматели при этой системе не уплачивают налог на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, суммы налога на добавленную стоимость (кроме НДС при импорте на таможне и как налоговый агент), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). При этом уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, обязанности налоговых агентов.

Налоговым кодексом определен перечень обстоятельств, при которых организация или индивидуальный предприниматель не имеют права применять упрощенную систему налогообложения:

Самым важным является критерий по сумме выручки, который в свою очередь подразделяется на два случая:

1. В момент перехода уже действующей организации на УСН. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы (от реализации и внереализационные без учета налога на добавленную стоимость) не превысили 15 млн. руб. Для ИП такого ограничения при переходе не существует. Ограничение в 15 млн. руб. ежегодно корректируется на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый Правительством РФ на очередной календарный год с учетом уже ранее принятых коэффициентов-дефляторов. Дефлятор на 2009 г. для упрощенной системы – 1,5382 Любой налогоплательщик уже применяющий УСН не должен допускать превышения суммы выручки в 20 млн.руб.* на коэффициент-дефлятор (1,538).

Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1)организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2)страховщики; банки; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды;

профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды;

3)организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

4)нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

5)организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

6)организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

7)организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

8)организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. Учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК;

9)бюджетные учреждения; иностранные организации

В том случае, если организации и индивидуальные предприниматели переведены на систему ЕНВД по отдельным видам деятельности, то имеют право применять упрощенную систему налогообложения по другим видам деятельности. Однако, критерии по численности работников, стоимости основных средств и НМА ограничивающие применение упрощенной системы применяются ко всей организации или ИП в целом. Критерий по выручке применяется только к деятельности, которая облагается или будет облагаться по УСН.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если они не превысят критерии по выручке (20 млн.) и стоимости имущества (100 млн.). При этом если налогоплательщик превысит критерий по доходам - 20 млн., основным средствам и НМА -100 млн., средней численности - 100 чел. и нарушит другие условия по которым определяется его право применять упрощенную систему налогообложения, то он обязан перейти на общий режим. При этом доходы могут быть скорректированы на индекс-дефлятор с 2006 г. Налоговым кодексом установлены сроки, в течение которых предприятие обязано уведомить налоговый орган о том, что оно переходит на общую систему с упрощённой:

- из-за превышения критериев – в течении 15 дней,

- по собственной инициативе с начала календарного года – до 15 января.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Существует два разных способа исчисления и уплаты единого налога при УСН в зависимости от объекта:

1. Доходы

1.1. Доход * 6% (выручка от реализации и внереализационные доходы)

1.2. Патент

2. Доходы, уменьшенные на величину расходов.

Методика расчета единого налога при этих способах выглядит следующим образом:

1.1 Д * 6% – это сумма единого налога без вычета. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения способ 1.1 (доходы), по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

1.2 Патент = ВД * 6%. ВД – это сумма потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Этот способ может применяться только индивидуальными предпринимателями, которые занимаются одним из 69 видов деятельности, перечень которых приведен в налоговом кодексе и среднесписочная численность наемных работников не превышает 5 человек. Важной особенностью этого способа является то, что он может применяться только в том случае, если есть решение субъекта РФ в котором рассчитаны или определены критерии расчета суммы потенциально возможного к получением ИП годового дохода. Критерии расчета могут зависеть от особенностей вида и места деятельности. Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок (квартал, полугодие, девять месяцев) стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. При нарушении условий применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе привлечения в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) или осуществления на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации, а также при неоплате (неполной оплате) одной трети стоимости патента в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. В этом случае индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, не возвращается. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент. Необходимо отметить, что налогоплательщики могут выбирать между всеми способами, если имеют на них право. Особым исключением являются участники простого товарищества, договоров доверительного управления имуществом. Для них только – второй способ. Выбранный способ на основе патента не может изменяться в течении 3 лет. Учёт доходов и расходов ведётся в книге специальной формы, которая утверждена отдельным приказом ФНС, бухгалтерский учёт вести не обязательно, необходимо только в соответствии с требованиями бухгалтерского учёта вести учёт основных средств, кассовые операции. Кроме того, по остальным налогам (НДФЛ, транспортный, земельный и т.д.) учет и уплата проводятся в общем порядке. В Иркутской области система на основе патента не используется.

2. Доходы, уменьшенные на величину расходов.(Доходы – Расходы) * 15% – сумма единого налогаДоходы х 1% сумма минимального налога.Сумму единого налога надо сравнить с суммой минимального налога и в бюджетную систему должна быть уплачена та сумма, которая больше. Состав расходов строго ограничен НК. К основным можно отнести:1) расходы на приобретение основных средств2) расходы на приобретение нематериальных активов;3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числепринятое в лизинг) имущество;5) материальные расходы;6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;7) расходы на обязательное страхование работников и имущества;8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам) и подлежащим включению в состав расходов (т.е. товары проданы, сырье списано и т.д.);9) проценты за кредит и услуги кредитных организаций;10) расходы на пожарную безопасность и иные услуги охранной деятельности;11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров;12) расходы на служебный транспорт и компенсации на использование личного в служебных целях транспорта в пределах норм;13) расходы на командировки ( проезд, найм жилья, суточные и .п.п.);14) плата нотариусу за документы в пределах тарифов;15) расходы на аудиторские услуги;16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности по законодательству;17) расходы на канцелярские товары;18) расходы на оплату услуг связи;19) расходы, связанные с приобретением программ для ЭВМ и т.п.20) расходы на рекламу;21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшейреализации, а так же расходы на их хранение, транспортировку;24) выплата комиссионных, вознаграждений по договорам поручения;25) гарантийный ремонт и обслуживание26) расходы на подтверждение соответствий стандартам27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета;30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, наличие которых обязательно для получения лицензии31) судебные расходы и арбитражные сборы;32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);33) расходы на подготовку и переподготовку кадров;34) расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества.Существенным дополнением к составу расходов является то, что расходы на сырье и материалы принимаются в расходы в том случае, если они оприходованы и оплачены (независимо от списания). Однако, расходы на товары приобретенные для дальнейшей реализации учитываются в обычном порядке. Если основные средства были приобретены до перехода предприятием на упрощенную систему налогообложения, то НК определён особый ускоренный порядок включения таких затрат в состав расходов при упрощённой системе в зависимости от срока полезного использования. В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 и уплатить дополнительную сумму налога и пени.При применении объекта налогообложения по способу 2 (Доход – Расход), необходимо обратить внимание, что налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. Налогоплательщик, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения. Налогоплательщики, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Налоговый период - год, отчётный период - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В соответствии с этим и установлены сроки уплаты налога и подачи налоговых деклараций. Сроки уплаты: Организации. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, т.е. до 31марта. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Декларация за квартал (полугодие, 9 месяцев) должна быть представлена не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Контрольные вопросы:1. Какими законодательными актами регулируется применение упрощенной системы на территории того или иного субъекта РФ?2. Каковы основные критерии, ограничивающие применение упрощенной системы субъектами хозяйствования?3. Сколько существует способов уплаты единого налога, и какова методика его расчета при каждом способе?

Примеры решения заданий

Задача 1

Рассчитать суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организацией, которая занимается оптовой торговлей при упрощенной системе налогообложения за налоговый период (1 способ - 6%).

№ п\п Показатели Сумма, тыс.р.
Объем отгруженной продукции
Выручка от реализации продукции
Фонд оплаты труда наемных работников

В связи с тем, что при упрощенной системе применяется кассовый метод, в доходах для расчета единого налога будет учитываться сумма фактически полученных денежных средств, т.е. 12000000 р.. Сумма единого налога без учета вычета составит 12000000*6%=720000 р. Отчисления на пенсионное страхование наемных работников составят 500000*14%=70000 р. В учебных целях принимается, что сумма дохода каждого сотрудника не превышает 280000 р. в год и облагается по максимальной ставке. Таким образом, сумма возможного вычета 70000 р. Эту сумму необходимо сравнить с суммой составляющей 50% от суммы единого налога без вычета, 720000*50%=360000 р. Для расчета фактической суммы вычета будет учтена та сумма, которая меньше, т.е. 71800. Сумма единого налога, подлежащая уплате: 720000р.-70000 р.= 650000 р. НСПЗ: 500000*0,2%=1000 р. Таким образом, подлежит уплате организацией: 650000р. единого налога, 70000р.отчислений на пенсионное страхование наемных работников и 1000 р.отчислений в ФСС на обязательное страхование НСПЗ.

Задача 2

Рассчитать суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организацией, которая занимается оптовой торговлей при упрощенной системе налогообложения за налоговый период. (2 способ Доходы – Расходы).

№ п\п Показатели Сумма, тыс.р.
Объем отгруженной продукции
Выручка от реализации продукции
Аванс, который был получен от покупателей
Аванс, который был уплачен поставщику «Т»
Фонд оплаты труда наемных работников
Объем поступивших от поставщика «М» товаров для дальнейшей реализации
Оплата поставщику «М» за товары, приобретенные для дальнейшей реализации

Решение данной задачи лучше проводить по операциям, определяя суммы, которые будут учтены в составе доходов и в составе расходов для расчета единого налога.

Операция 1. Эта сумма учитываться не будет, т.к. применяется кассовый метод.

Операция 2. Сумма поступившей выручки будет учтена в составе доходов.

Операция 3. Сумма полученного аванса будет учтена в составе доходов.

Операция 4. Сумма уплаченного аванса в составе расходов не учитывается, т.к. товар еще не поступил на предприятие.

Операция 5. Сумма фонда оплаты труда учитывается в составе расходов. Суммы отчислений на пенсионное страхование работников, в ФСС на НСПЗ так же будут учитываться в составе расходов. 5000000р.*14%=700000р. – ПС, 5000000*0,2%=10000р.- НСПЗ.

Операции 6 и 7. Эти операции надо рассматривать одновременно т.к. в них идет речь об одной и той же партии товаров. В данном случае в составе расходов будет учтена та сумма, которая меньше между 6 и 7 операциями.

Таким образом, в составе доходы будут составлять 2000000р.+1200000р.= 13200000р. Расходы 5000000р.+ 700000р.+ 10000р++6500000р.=12210000р. Сумма единого налога: (13200000р.- 12210000р).*15%=148500р. Эту сумму необходимо сравнить с суммой минимального налога: 13200000*1%=132000р. Сумма единого налога больше суммы минимального налога и именно она подлежит уплате. Итак, предприятие обязано уплатить: 148500р.- единый налог, 700000р.-отчислений на пенсионное страхование, 10000р.- НСПЗ.

Наши рекомендации