Круг объектов права государственной собственности неограничен
1) В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность государства. Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно к ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны; имущество Вооруженных Сил; объекты оборонного производства; объекты ядерной энергетики; расщепляющие материалы; ядовитые и наркотические вещества; другие объекты и имущества. Данный перечень объектов исключительной государственной собственности не является исчерпывающим. Он может дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты.
2) «Достояние народов» - имущество, установление права собственности на которое вообще невозможно (оно не может быть объектом права собственности). Государство как юридический собственник (фактическим собственником государственного имущества является народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает лишь компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим). К объектам достояния народа относятся например, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, особо охраняемые природные территории, особо ценные объекты национального наследия России.
3) Земля и природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную собственность.
4) Имущество, находящееся за рубежом.Его правовой статус определяется прежде всего требованием об иммунитете государственного имущества, находящегося за рубежом. Иммунитет имущества государства означает, что без согласия компетентных органов соответствующего государства не может быть обращено взыскание на имущество, обеспечен иск за счет имущества, находящегося за рубежом, либо предприняты иные меры, действия, связанные с ограничением права собственности,
Находящееся в собственности РФ, а также в собственности субъектов РФ имущество подразделяется на две части:
1) «распределенное» государственное имущество - имущество закрепленное за государственными юридическими лицами на ограниченных вещных правах: праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, поскольку предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника – государства.
2) «нераспределенное» государственное имущество (казна) - имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями образует соответственно государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Казна состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного имущества.
Имущество, составляющее государственную собственность, подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъекта РФ), который ведется Министерством государственного имущества РФ.
Содержание права государственной собственности
Подобно праву собственности юридических и физических лиц право государственной собственности в субъективном смысле включает в себя три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
Право владения государства, субъектов РФ означает, что в их охраняемом законом обладании находятся принадлежащие им материальные ценности независимо от того, ведают ли имуществом государственные органы или части его переданы государственным предприятиям или учреждениям в хозяйственное ведение или оперативное управление. Право владения связано с возможностью осуществлять учет общенародного имущества и его охрану.
Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из общенародных имущественных ценностей максимальную выгоду в интересах всего народа РФ, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Право распоряжениясостоит в возможности определять юридическую судьбу общенародного имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.
Хотя государство, субъекты РФ распоряжаются своим имуществом в установленных ими же самими пределах, однако их правомочия по распоряжению все же не беспредельны, а имеют свои, очерченные в законодательном порядке границы.
Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления. Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества.
Субъекты муниципальной собственности
1) городские и сельские поселения,
2) другие муниципальные образования,
Т.Е. - население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.
Муниципальную собственность составляют следующие объекты:
1) средства местного бюджета,
2) муниципальные внебюджетные фонды,
3) имущество органов местного самоуправления,
4) муниципальные земли и другие природные ресурсы, которые находятся в муниципальной собственности,
5) муниципальные предприятия и организации,
6) муниципальные банки,
7) другие финансово-кредитные организации,
8) муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения,
9) другие объекты.
Закон определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (например, муниципальные учреждения образования, культуры, спорта).
Специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения соответствующих территорий.
Передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность возможна только с согласия ОМСУ или по решению суда
Право хозяйственного ведения - право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом (ст. 294 ГК РФ).
Особенности данного права:
1) Субъект - только ЮЛ: государственные и муниципальные предприятия, кроме казенных;
2) Объект:
а) предприятия, как имущественные комплексы, а также входящие в состав этих комплексов любые виды имущества, предназначенного для деятельности предприятий: здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права (ст. 132 ГК),
б) вещи, приобретенные унитарным предприятием в процессе своей деятельности — плоды, продукция и доходы (п. 2 ст. 299), получаемые им от ведения разрешенной собственником предпринимательской деятельности. Имущество, входящее в состав объектов права хозяйственного ведения, группируется по различным фондам (основные, оборотные, специальные).
3) Собственник всего имущества (в т.ч. приобретенного на собственные доходы) – органы гос. или муниц. управления.
4) Содержание ПХВ - субъект владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом в пределах, установленных Гражданским кодексом:
а) не вправе распоряжаться переданным ему имуществом без согласия собственника;
б) остальным имуществом вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
5) ПХВ следует за своим объектом, независимо от изменения субъекта права собственности на него (п. 1 ст. 300 ГК)
6) Имеет абсолютную защиту, в т.ч. и от собственника (п. 4 ст. 216, ст. 305).
Унитарное предприятие самостоятельно отвечает по обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника этого имущества (п. 5 ст. 113 ГК). Собственник имущества, также не отвечает по обязательствам последнего. Исключение предусмотрено в п. 3 ст. 56 ГК, устанавливающем, что в случаях несостоятельности предприятия, обусловленной указаниями собственника его имущества, на последнего может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия.
По общему правилу, право хозяйственного ведения возникает с момента передачи (получения) соответствующей вещи (п. 1 ст. 299), а в отношении недвижимой вещи - с момента государственной регистрации перехода данного права (п. 1 ст. 131).
С закреплением вещи в хозяйственном ведении собственник лишается возможности распорядиться ею посредством передачи в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законом основаниям (п. 3 ст. 1013 ГК).
Правомочия собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении:
1) создание предприятия, определение предмета и цели его деятельности, назначение руководителя предприятия;
2) реорганизация и ликвидация предприятия;
3) решать вопросы распоряжения (любыми способами, в том числе и не влекущими отчуждения) унитарным предприятием недвижимыми вещами (п. 2 ст. 295);
4) контроль за сохранностью и использованием данного имущества;
5) получение части прибыли от использования имущества.
6) решать вопросы дарения унитарным предприятием вещей, принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения, как движимых, так и недвижимых, кроме обычных подарков небольшой стоимости (п. 1 ст. 576).
Право хозяйственного ведения прекращается:
- по основаниям прекращения права собственности;
- в случае правомерного изъятия имущества по решению собственника.
Право оперативного управления – право казенного предприятия, учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).
Особенности данного права:
1) Субъект
а) казенные предприятия (коммерческие организации)
б) учреждения (некоммерческие учреждения, не обязательно публичное);
2) Объект – все виды имущества, закрепленного за собственником, при этом он имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
3) Право оперативного управления имеет целевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества;
4) Содержание ПОУ - субъект в отношении, закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения.
а) Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества,
б) Учреждение вообще не вправе распоряжаться переданным ему имуществом.
5) Собственник имущества, находящегося на праве оперативного управления, вправе:
а) осуществлять все полномочия собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении;
б) изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
6) Собственник несет субсидиарную ответственность по долгам казенных предприятий и учреждений.
7) ПОУ имеет абсолютную защиту, в том числе против собственника (п. 4 ст. 216 и ст. 305);
8) с закреплением вещи в оперативном управлении собственник лишается возможности распорядиться ею посредством передачи в доверительное управление (п. 3 ст. 1013).
Особенности права оперативного управления казенного предприятия:
1. казенное предприятие вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться произведенной им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 297, п. 1 ст. 576 ГК);
2. собственником имущества казенного предприятия определяется порядок распределения его доходов (п. 2 ст. 297);
3. казенное предприятие не имеет имущества, забронированного от взыскания кредиторов (п. 5 ст. 115);
4. переход права собственности на имущество, закрепленное за казенным предприятием, лишает последнее статуса казенного, а значит, влечет прекращение права оперативного управления (см. ст. 115 и 300).
Особенности права оперативного управления учреждения:
1. частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1, ст. 298), Исключение. Доходы, полученные в результате хозяйственной и иной деятельности, допускаемой учредительными документами, и имущество, приобретенное учреждением за счет этих доходов (п. 2 ст. 298 ГК).
2. практически все имущество учреждения, кроме денежных средств, забронировано от взыскания кредиторов (п. 2 ст. 120; п. 2 ст. 298), т.е. понятие о недостаточности имущества, влечет субсидиарную ответственность собственника учреждения,
3. учреждение может быть субъектом не только права оперативного управления, но и права хозяйственного ведения в отношении доходов, полученных от разрешенной учредительными документами предпринимательской деятельности и приобретенного за счет этих доходов имущества (учитываются на отдельном балансе) (п. 2 ст. 298, п. 2 ст. 299);
4. переход права собственности на имущество, закрепленное за учреждением, не влечет прекращения права оперативного управления учреждения (п. 2 ст. 300).
Право оперативного управления возникает в момент передачи имущества, если иное не установлено законом или собственником, а прекращается по общим основаниям, а также по решению собственника в случаях правомерного изъятия имущества.
2. Кредитный договор (понятие, характеристика, стороны, содержание, форма, права и обязанности сторон). Ответственность сторон по кредитному договору.
Понятие.
Кредитный договор - это соглашение, в силу которого банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Характеристика.
- консенсуальный;
- возмездный;
- двусторонний.
Содержание
Существенное условие - предмет -денежные средства (национальная или иностранная валюта), но не вещи, определяемые родовыми признаками, т.е. сумма кредита
Срок:
1) «до востребования»,
2) на определенный срок:
а) краткосрочные (до одного года)
б) долгосрочные (более года).
Досрочное исполнение заемщиком обязанности по возврату суммы кредита допускается с согласия кредитора.
Субъекты:
1. кредитор - лицо, предоставляющее денежные средства заемщику, м/б только банк или иная кредитная организация, имеющие лицензию ЦБ РФ на совершение кредитных сделок),
2. заемщик – любое лицо (ФЛ, ЮЛ, ППО), получающее денежные средства для предпринимательских или потребительских целей.
Форма.
Под страхом ничтожности только письменная.