Налоговая система, ее структура и принципы построения

Система налоговых органов РФ

Нал-ые органы - единая централизованная система, сос-тоящая из федерального органа (ФНС России) и подве-домственных ему территориальных органов. Эта система создана с целью контроля и надзора за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты нало-гов и сборов и иных обязательных платежей, установ-ленных закон-ом.

Для выполнения этих целей НК РФ и иными норма-тивными правовыми актами инспекциям предоставлены определенные полномочия. Нал-ые органы действуют в пределах своей компетенции, кот. установлена Положе-нием о Федеральной нал-ой службе. Нал-ая служба находится в ведении Минфина России, кот. явл-ся методологическим органом в сфере применения нал-го закон-ва.

Фед-ная нал-ая служба (ФНС России) является фед-ым органом исполнительной власти, осущ-щим ф-ии по контролю и надзору за соблюдением закон-ва РФ о нало-гах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв-щий бюджет нало-гов и сборов, в случаях, предусмотренных закон-ом РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевремен-ностью внесения в соотв-щий бюджет иных обязательных платежей, а также за произв-ом и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного закон-ва РФ в пределах компетенции нал-ых органов.

ФНС явл-ся уполномоченным фед-ым органом исполнит. власти, осущ-щим гос-ую регистрацию юр. лиц, физ. лиц в качестве индив-ых предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным фед-ым органом исполнит. власти, обеспечивающим представле-ние в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деят-ть непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с др. фед-ми органами исполнит. власти, органами исполнит. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и гос-ми внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными орг-ми.

Глава ФНС РФ - Михаил Павлович Мокрецов.

Территориальные органы службы – управление по субъ-ектам Федерации, межрег-ые инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Налоговая система, ее структура и принципы построения

Нал-ая система–это совок-сть налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены уплаты и применения мер по их уплате, осущ-ние нал-го контро-ля, а также привлечение к ответственности за нарушение нал-го закон-ва.

Задачи нал-ой системы РФ:

1.Форм-ие единой налогово-правовой базы, позволяющей сформировать механизм взаимодействия всех эл-ов нал-ой системы в рамках единого нал-го пространства

2.Развитие нал-го федерализма, позволяющей обеспе-чить бюджеты всех уровней собственными нал-ми источниками доходов

3. Создание рациональной нал-ой системы

4. Снижение общего нал-го бремени

5.Совершенствование системы ответст-ти нал-щиков за нарушение нал-го закон-ва

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Фед-ми налогами и сборами признаются налоги и сборы, кот. установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Рег-ми налогами устанавливаются НК и законами субъ-ектов РФ о налогах и обязательны к уплате на террито-риях соотв-щих субъектов РФ.

Рег-ые налоги вводятся в действие и прекращают дейст-вовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении рег-ых налогов закон-ми (представите-льными) органами гос-ой власти субъектов РФ опреде-ляются: нал-ые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, нал-ые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, кот. установ-лены НК и нормативными правовыми актами представи-тельных органов муниц-ых образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соотв-щих муниц-ых образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниц-ых образований в соотв-ии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниц-ых образований о налогах.

К фед-ым налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную ст-ть; 2) акцизы; 3) налог на доходы физ. лиц; 4) налог на прибыль орг-ий; 5) налог на добычу по-лезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за Поль-зование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) гос-ая пошлина.

К рег-ым налогам относятся: 1) налог на имущ-во орг-ий; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущ-во физ. лиц.

К основным принципам нал-ния относятся: 1. Принцип законности нал-ия; 2.Принцип всеобщности и равенства нал-ия; 3.Принцип справедливости нал-ия; 4.Принцип пу-бличности нал-ия; 5.Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; 6.Принцип эк-ой обоснованности нал-ния; 7.Принцип презумпции толко-вания в пользу нал-щика (плательщика сборов) всех не-устранимых сомнений, противоречий и неясностей актов закон-ва о налогах и сборах; 8.Принцип определенности нал-ой обязанности; 9.Принцип единства эк-го прост-ранства РФ и единства нал-ой политики; 10.Принцип единства системы налогов и сборов.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Закон-во о налогах и сборах основыва-ется на признании всеобщности и равенства нал-ия. При установлении налогов учитывается фактическая способ-ность нал-щика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный хар-р и различно прим-ся исходя из соц-ых, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, нал-ые льготы в зависимости от формы собст-ти, гражданства физ. лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь эк-ое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятст-вующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, на-рушающие единое эк-ое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное переме-щение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или фин-ых средств, либо иначе ограничивать или созда-вать препятствия не запрещенной законом эк-ой деят-ти физ. лиц и орг-ций. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи не предусмотренные НК. При устано-влении налогов должны быть определены все элементы нал-ия. Акты закон-ва о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоре-чия и неясности актов закон-ва о налогах и сборах толку-ются в пользу нал-щика (плательщика сборов).

Наши рекомендации