Вопрос 34. . Налоговая система: сущность, структура, принципы построения

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Налоги — сложная и многофункциональная катего­рия. В процессе своего развития они прошли путь от простейших натуральных податей до целостной налоговой системы. В целом утвердилось определение налогов (сбо­ров, пошлин и других платежей) как обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, которые осуществляют налогоплательщики в соот­ветствии с законодательством. Совокупность взимаемых в государстве налогов (сборов, пошлин и других платежей), форм и методов их построения, организаций, контролирую­щих этот процесс, образуют налоговую систему. Она имеет такую же структуру, как и бюджетная система страны.

Основополагающие принципы налогообложения, желательные в любой экономической системе, сформули­рованы еще А.Смитом, а на их основе сложились две основные концепции налогообложения. Первая связана принципом выгоды от получения благ. Согласно ей раз­ные люди должны облагаться налогами по-разному, пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства. Вторая основана на концепции платежеспособности, согласно которой тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от дохода и уровня благосостояния.

В практике налогообложения рыночных государств используется одновременно оба подхода. Если какие-то услуги обеспечиваются органами местной или центральной власти специально в интересах определенных групп, то применяется первый принцип. Эксплуатация дорог местно­го значения обычно оплачивается местными жителями и т.п.

Итак, налоговая система включает разнообразные налоги, каждый из которых ориентирован на решение кон­кретных задач. Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные налоги, различающиеся по объектам налогообложения, механизму расчетов и взима­ния, по роли в формировании доходов бюджета.

Прямые налоги взимаются с конкретного физическо­го и юридического лица. Это налоги на доходы и имуще­ство: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпорации (фирм); на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу; на собственность, вклю­чая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, они включаются в цену товара, и их оплачивает покупатель этих товаров и услуг (независимо от уровня дохода). Косвенные налоги подразделяются на три группы: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины. Важней­шее место среди них занимают акцизы, которыми в зави­симости от особенностей той или иной страны облагаются различные товары массового спроса, услуги транспорта, связи, коммунальные услуги и т.д. Акцизы подразделяют­ся на специфические, которые устанавливаются на отдель­ные потребительские группы (как правило, неэластичного ценового спроса) и универсальные, которые устанавлива­ются на все товары, поступающие в оборот. К последним относят налог с продаж, налог на добавленную стоимость. В последнем случае налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавлен­ная на данном этапе производственной деятельности. В последнее время универсальные акцизы рассматриваются как самостоятельный вид косвенных налогов.

Фискальной монополией облагаются те товары, про­изводство или сбыт которых монополизированы государ­ством. В зависимости от специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия, винно-водочные напит­ки, соль и т.д. Особенность акцизов и фискальных моно­полий заключается в том, что их размеры не связаны с издержками производства товаров и услуг, они устанавли­ваются в зависимости от целей налогообложения и потреб­ностей доходной части бюджета.

Таможенные пошлины как вид косвенного налога представляют собой денежный сбор с товаров, имуще­ства, ценностей, перевозимых через государственную гра­ницу. Они подразделяются на вывозные, ввозные, тран­зитные пошлины. Наиболее важную роль играют пошли­ны, взимаемые при импорте иностранных товаров. С их помощью государство может эффективно ограничивать импорт каких-либо товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Очевидно, что косвенные налоги выражают фис­кальные интересы государства, но их разумное примене­ние может положительно воздействовать на процессы це­нообразования, структуру потребления.

В зарубежной практике налогообложения косвен­ные налоги всегда считались предпочтительнее прямых в силу преимуществ и для налогоплательщика, и для госу­дарства. Для налогоплательщика они предпочтительнее чисто психологически — облагаются налогом расходы, а не доходы. Для государства использование косвенных на­логов предпочтительнее потому, что от них труднее укло­ниться; с ними связано меньше экономических наруше­ний; они повышают заинтересованность в росте доходов.

В то же время рост косвенных налогов имеет и недостатки, наиболее важными среди которых являются: их инфляционный и регрессивный характер; сокращение потребления каких-либо товаров с высокой ценовой элас­тичностью спроса и соответственно поступлений в бюджет; сокращение чистой прибыли у фирм при высокой эластич­ности предложения, что вызывает сокращение инвестиций.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение, например, отчисление в дорожные фонды, на социальное страхование и др.

Нормой налогообложения является налоговая став­ка, или размер налога на единицу объекта налога (доход, стоимость товара, имущество, добавленная стоимость и т.д.). Различают пропорциональные, прогрессивные, регрессив­ные, твердые налоговые ставки.

Пропорциональная налоговая ставка означает установ­ление одинакового процента к объекту налога независимо от его величины. По этим ставкам взимается большинство прямых и косвенных налогов.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание ве­личины ставки по мере роста доходов. Таким образом налогоплательщик уплачивает в виде налога не только боль­шую абсолютную сумму дохода, но и его большую долю. Прогрессивными ставками облагаются, как правило, ин­дивидуальные доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение величи­ны ставки по мере роста дохода. Таким образом, в виде налога изымается все меньшая доля дохода по мере его увеличения. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, которые устанавливаются в абсо­лютной сумме на единицу обложения (например, на авто­мобиль, тонну нефти) независимо от ее цены.

Если налоговая система является двухуровневой, то налоги подразделяются на две группы: налоги центральных и налоги местных органов власти. Если налоговая система трехуровневая, то налоги делятся на три группы. Напри­мер, в Российской Федерации различают налоги: феде­ральные; республик, краев, областей в составе Федера­ции; местные.

Соотношение рассмотренных групп налогов в значи­тельной степени зависит от роли региональных и местных органов власти в социально-экономических процессах, но общая долгосрочная тенденция такова: все большая доля со­вокупных налоговых поступлений направляется в бюджета центрального правительства в ущерб местным бюджетам.

Определение налогов выдвигает фискальную функ­цию — устойчивое формирование доходов бюджетов всех уровней — в качестве главной. Однако за последние 15— 20 лет значение и роль налогов вышли далеко за пределы этой функции. Заметное развитие получили социальная и регулирующая функции, о чем свидетельствует увеличе­ние доли налоговых изъятии в объеме ВНП (ВВП). В развитых странах она варьирует от 36—38 до 50% ВВП.

Социальная функция налогов состоит в том, чтобы сгладить неравенство в доходах отдельных социальных групп и тем самым способствовать социальной стабильности в обществе. Инструментами реализации этой функции явля­ются: система прогрессивного налогообложения личных до­ходов и доходов корпораций; социальные взносы; предо­ставление налоговых льгот многодетным семьям, пересе­ленцам из-за границы на свою историческую родину, сту­дентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Со­циальную и одновременно регулирующую направленность имеют: льготы мелким и средним предпринимателям, впер­вые начинающим бизнес, фермерам; скидки с личных доходов и прибылей, направляемых на жилищное строительство, покупку, реконструкцию садового домика, дачи, загородного дома; освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы и др.

Регулирующая функция налогов заключается в том, чтобы создать общие и селективные стимулы у хозяйствую­щих субъектов к действиям, соответствующим целям госу­дарственного регулирования экономики. Она реализуется с помощью изменения системы налогообложения, опреде­ления налоговых ставок и их дифференциации, предостав­ления или отмены налоговых льгот, скидок, отсрочки пла­тежа налога и т.д.

Снижение ставок налогов в краткосрочном периоде может обернуться потерями государственного бюджета. Однако в долгосрочной перспективе поступления увеличи­ваются за счет расширения базы налогообложения. Сни­жение налогов на прибыль корпораций вызывает рост объе­мов сбережений и инвестиций, что обеспечивает рост эко­номики. Уменьшение подоходного налога стимулирует за­нятость населения.

Обоснование зависимости между уровнем налоговых ставок на прибыль, заработную плату и объемами государ­ственных доходов принадлежит американскому экономис­ту А.Лафферу. Кривая, иллюстрирующая эту зависимость, называется кривой Лаффера (рис. 30). На рисунке t — средний уровень налоговых ставок в процентах, Y— сред­негодовой долгосрочный показатель объема государствен­ных доходов.

t   100%   tB     tA     tC        
YB YA Y    
B
A
C
Рис.30 t - средний уровень налоговых ставок в процентах; Y – среднегодовой долгосрочный показатель объема госу-дарственных доходов

Если допустить, что уровень налогообложения равен нулю, то государство лишится соответствующих доходов. Когда же оно намеревается отобрать всю прибыль, эконо­мический процесс также останавливается и бюджет остает­ся без доходов. Предположим, что реально существующие налоговые ставки находятся на отметке tB, поток налого­вых поступлений измеряется величиной YB. Снижение на­логовых ставок, например до уровня tA, может вызвать временное сокращение доходов бюджета, но в долгосроч­ной перспективе обернется ростом доходов государства (YA) вследствие роста сбережений, инвестиций, занятости и соответственно доходов, подлежащих налогообложению.

Эту возможность увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок назвали эффектом Лаффера. Выявилось существование оптимального уровня нало­гообложения (tA), позволяющего обеспечить максимум на­логовых поступлений (YA).

Не вдаваясь в подробный критический анализ этой теории, отметим следующее: эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов; помимо налоговых ставок на инвестиции вли­яет множество факторов, важное место среди которы х за­нимают особенности цикла, соотношение спроса на про­дукцию компаний, динамика их прибыли и др. Это в конечном счете подтвердили и налоговые реформы. Но несмотря на это, налоги заняли видное место среди прочих инструментов государственного регулирования экономики.

[1] Ликвидное средство, значит легко реализуемое.

Наши рекомендации