Налоговая система РФ, ее структура и принципы построения

Налоговая система – система общественных отношений в сфере налогообложения, урегулированных нормами права, основанная на определенных принципах.

Основные признаки НС:

- Обязательным участником налоговых отношений является государство.

- Перераспределительный характер отношений

- Безэквивалентность отношений

Налоговая система должна решать следующие основные задачи:

-максимально способствовать пополнению бюджета, не ослабляя стимул к расширению потенциала общества.

-Стимулировать рост экономики, являясь предсказуемым элементом государственного регулирования

-Не вызывать недовольства налогоплательщика и не ослаблять авторитет государственной власти

Существуют следующие элементы налоговой системы:

-Налоги и сборы

-Субъекты налогообложения

-Права, обязанности и ответственность налогоплательщика и налогового кодекса.

-Принципы организации и функционирования налоговой системы

-Формы и методы налогового контроля

-Ответственность за нарушения налогового законодательства.

Структура налоговой системы может быть представлена тремя под системами:

-Налоговые отношения.

-Подсистема налогового законодательства

-Информационная подсистема.

Налоговое законодательство – совокупность нормативов и правовых актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. В России к основным элементам налогового законодательства относятся налоговый кодекс, таможенный кодекс, кодекс об административном правонарушении, уголовный кодекс, федеральные законы, постановления правительства и инструкции федеральной налоговой службы.

Принципы построения налоговой системы России следующие:

-Единство налоговой политики

-Множественность налога

-Единство системы налоговых сборов

-Стабильность налоговой системы.

Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации. Нормативные правовые акты о налогах и сборах. Действие во времени актов законодательства о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Элементы налогообложения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения- реализация товаров (работ, услуг) имущество , прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с особенной частью НК РФ;

Налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая и порядок ее определения как для федеральных налогов так и для региональных и местных налогов устанавливается на федеральном уровне в НК РФ;

Налоговый период – под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка -представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ;

Порядок исчисления налога- налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях , предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента;

Порядок и сроки уплаты налога -уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке в установленные сроки, а также может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу авансовыми платежами.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

В акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборампризнаются предоставляемые отдельными категориями налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ, по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах, по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах)

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Наши рекомендации