Налоговая система и принципы ее построения

Налоговая система является определяющей составной экономической системы. Она обеспечивает финансовую базу государства и выступает орудием ее экономической политики. В условиях рынка бюджетные поступления обусловлены результатами деятельности предпринимательских структур. Задачей государства является формирование таких условий, показателей и ставок налогообложения, которые давали бы ему возможность выполнять свои функции. В хозяйственном кодексе Украины говорится, что «система налогообложения строится по принципам экономической целесообразности, социальной справедливости, сочетания интересов общества, государства, территориальных громад, субъектов хозяйствования и граждан» [1, с.15]. Она должна учитывать уровень развития экономики, внешнюю и внутреннюю политику, традиции народа, быть согласованной с налоговыми системами других стран.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим условиям. В ее основе лежат определенные принципы, основными из которых являются следующие.

Принцип обязательности уплаты налогов. Предусматривает ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

Принцип равенства субъектов налогообложения и недопущения каких-либо видов налоговой дискриминации. Это обеспечивается одинаковым подходом к субъектам хозяйствования в отношении обязательств по оплате налогов. Это означает также исключение двойного налогообложения.

Принцип экономической обоснованности – предусматривает установление налогов на основе реальных показателей состояния национальной экономики и финансовых возможностей ее субъектов. Как показывает мировой опыт, главный принцип налогообложения состоит в том, что налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в осуществлении хозяйственной деятельности. Иными словами, уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщиков. Но поскольку возможности налогоплательщиков (юридических и физических лиц) не одинаковы, применяется подход (принцип) социальной справедливости.

Принцип социальной справедливости предполагает установление дифференцированного и прогрессивного налогообложения, а также необлагаемого минимума.

Принцип стабильности означает неизменность налогов и их ставок, а также налоговых льгот, по крайней мере, в течение бюджетного года. Налоги, как известно, являются одним из основных источников доходной части бюджета, обеспечивают финансовые расходы государства, поэтому правила налогообложения не должны изменяться в течение года.

Принцип компетенции означает возможность установления и упразднения (отмены) налогов, а также налоговых льгот только Верховной Радой Украины. Например, с 1 января 2004 года решением Верховной Рады Украины ликвидирован гостиничный сбор.

Принцип доступности налогового законодательства.Это обеспечивается открытостью норм налогового законодательства для плательщиков налогов.

Функции и виды налогов

С помощью налогов государство предъявляет единые, законодательно закрепленные требования к предприятиям, организациям, учреждениям и иным юридическим и физическим лицам, осуществляющим производственно-коммерческую деятельность на территории страны с целью эффективного ведения хозяйства.

Важнейшими чертами налогов являются обязательность уплаты, принудительность, отсутствие, как правило, у плательщика выбора, установление ответственности за уклонение от уплаты налогов,безвозмездность, то есть направленность средств от налогоплательщика государству без встречных обязательств со стороны государства.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

· фискальную – обеспечение финансирования государственных расходов;

· социальную– поддержание социального равновесия в обществе посредством изменения доходов отдельных социальных групп населения с целью сглаживания неравенства в их уровне;

· регулирующую – воздействие на социально-экономические процессы, происходящие в обществе, воздействие на воспроизводство – стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса.

С целью решения экономических и социальных задач государства законы, которыми регулируется налогообложение субъектов хозяйствования, должны предусматривать оптимальное сочетание фискальной и стимулирующей функций налогообложения.

Регулирующая функция налогов реализуется благодаря установлению и изменению системы налогов, дифференциации налоговых ставок и предоставлению налоговых льгот.

В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» в Украине установлены и действуют общегосударственные и местные налоги и сборы.

Общегосударственные – это установленные Верховной Радой Украины налоги и сборы, взимаемые на всей территории государства. Они зачисляются в государственный и местный бюджеты в соответствии с законодательно установленной пропорцией распределения средств.

Местные – это налоги и сборы, взимаемые на соответствующей территории государства и зачисляемые в местный бюджет.

Перечень местных налогов и сборов также определен законом «О системе налогообложения». В настоящее время он включает 2 налога (налог с рекламы и коммунальный налог) и 13 сборов.

Местные органы власти на сессии соответствующего Совета народных депутатов принимают решение и утверждают перечень местных налогов и сборов, действующих на данной территории.

В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые – это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К ним относятся: налог на прибыль предприятий, налог на недвижимое имущество и др.

Косвенные– это налоги на товары и услуги, включаемые в цену (НДС, акцизный сбор), в т.ч. и относимые на себестоимость.

Таблица 1

Наши рекомендации