Особый товар — рабочая сила
Единство и противоположность конкретного и абстрактного труда. В книге «К критике политической экономии» Маркс, пользуясь диалектическим методом, впервые обосновал положение, которое, как он полагал, разрешает противоречия, с которыми столкнулись А. Смит и Д. Рикардо в их попытках развить анализ труда как мерила и единственного источника ценности. За двуединством товара как вещной полезности (потребительной ценности) и свойства обмениваться на другую вещь (меновой ценности) Маркс увидел двойственный характер труда, воплощённого в товаре, — труда одновременно конкретного и абстрактного. Противоположностью конкретного труда, придающего полезной вещи особую целесообразную форму, отличную от других полезных вещей, является абстрактный труд как расходование мускульной, нервной, умственной энергии человека в течение определённого времени.
В системе общественного разделения труда отдельные производители создают разнообразные продукты, которые обмениваются в определённых пропорциях. В силу общественного разделения труда качественно отличные друг от друга виды конкретных работ не могут оставаться частным делом обособленных товаропроизводителей, но их признание как общественно необходимых совершается косвенным путем через соизмерение количества застывшей в товарах энергии абстрактного труда. «Приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому, люди приравнивают свои различные виды труда один к другому. Они не сознают этого, но они это делают». Меновая ценность — внешнее проявление ценности, выражение абстрактного общественно-необходимого труда, затраченного на производство данной потребительной ценности; ценность (стоимость) — отношение между людьми, прикрытое вещной оболочкой конкретных товаров.
Деньги и всеобщая формула капитала. Учение о двойственном характере труда позволило Марксу начать в «Капитале» анализ системы буржуазных производственных отношений с анализа товара как «экономической клеточки», в которой содержатся все противоречия капиталистического общества. Особое место среди товаров занимают деньги. Деньги — результат исторического процесса развёртывания обмена от простой, случайной, отдельной формы ценности до формы всеобщего эквивалента, когда различные товары обмениваются на один и тот же универсальный товар, на роль которого более всего в силу природных свойств подходят благородные металлы (золото и серебро). Они и закрепляются в роли носителей денежной формы ценности, а их потребительная ценность становится двоякой: они остаются товарами, удовлетворявшими эстетические, культовые, гигиенические потребности людей, но приобретают «вторую природу» — «форму непосредственной обмениваемости».
На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал. Всеобщая формула капитала: Д — Т — Д’ (приращение величины денег, пускаемых в товарный оборот). Настаивая на предпосылке эквивалентности товарного обмена, Маркс формулирует диалектический парадокс: прибавочная ценность (приращение величины денег) не может возникнуть из товарного обращения, ибо оно знает лишь обмен эквивалентов, не может возникнуть и из надбавки к цене, ибо в массовом масштабе потери и выигрыши продавцов уравновесились бы. Но прибавочная ценность не может возникнуть и вне процесса обращения!
Особый товар рабочая сила. Чтобы получить прибавочную ценность, «владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная ценность которого обладала бы оригинальным свойством быть источником ценности» — товар, процесс потребления которого одновременно был бы процессом созидания ценности. И такой товар существует — рабочая сила человека, «свободного» в двояком смысле : 1) от всяких стеснений и ограничений, мешающих вольному найму; 2) от земли и всех других средств производства, что вынуждает существовать продажей своей рабочей силы. Потребление рабочей силы есть процесс наёмного труда, создающего ценность. Эта ценность больше, чем ценность самой рабочей силы, определяемая общественно-необходимым рабочим временем для её производства, т.е. стоимостью средств поддержания жизни рабочего и его семьи. Купив рабочую силу, капиталист может потреблять ее, напр., 12 часов в день; между тем рабочий в течение 6 часов (необходимое рабочее время) может создавать продукт, продажа которого окупает содержание рабочего; тогда следующие 6 часов (прибавочное рабочее время) он будет создавать уже прибавочный продукт, стоимость которого (прибавочная ценность) присваивается капиталистом. Следовательно, капитал — это самовозрастающая ценность, которая за счет эксплуатации (от франц. exploitation — «извлечения выгоды из») наёмного труда приносит прибавочную ценность.
В учении о двойственном характере труда и потребительной ценности особого товара рабочая сила слились все главные подходы К. Маркса к анализу экономических категорий: естественно-исторический («экономическая клеточка», закон ценности — обмена по эквивалентным опредмеченным затратам трудовой энергии; эволюция формы ценности до денежной), диалектический, классовый. В дальнейшем анализе категорию капитал Маркс трактовал как фетишизированное денежной оболочкой производственное отношение между классом владельцев средств производства и произведённых продуктов — капиталистами, буржуазией — и классом неимущих владельцев рабочей силы — пролетариатом.