Управление качеством и его специальные функции

По мере усиления конкуренции на рынках сбыта развивались противоречия между внешними и внутренними целями изготовителя. С одной стороны производитель стремился к снижению производственных расходов и получению максимальной прибыли, с другой стороны, он стремился к увеличению рынка сбыта, оборота и, следовательно, к увеличению конкурентоспособности своей продукции. Но поскольку конкурентоспособность товара, как правило, определяется тем, каким видит его потребитель, то указанные противоречия все в большей степени решались в пользу последнего.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и мотивы улучшения качества прямо связаны с экономическими факторами. А это, в свою очередь, означает, что управление качеством имеет конечной целью достижение экономического эффекта и ориентировано на достижение прибыли.

В современных условиях экономически успешная деятельность предприятий строительного комплекса обеспечивается выпуском продукции, которая удовлетворяет следующим требованиям:

· Соответствие запросам потребителей

· Удовлетворяет требованиям действующих законодательных актов, СНиП, ГОСТ и ТУ

· Предлагается по конкурентоспособным ценам

· Учитывает требования безопасности и охраны окружающей среды

· Является экономически выгодной для производителя

В целях обеспечения всех вышеприведенных требований на многих фирмах и предприятиях стали разрабатываться и внедряться системы управления качеством продукции. В строительном комплексе – отдельные элементы, в основном в части соблюдения требований нормативных актов и получения экономической выгоды. Фазы развития систем управления качеством нами ранее рассмотрены. Эти фазы характеризуется последовательно разработанными моделями А. Фейгенбаума, Эттингера – Ситтига и Джурана, названные по фамилии их авторов.

В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 содержание современного менеджмента качества определяется как: "Метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей, достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгодыдля всех работников организации и хозяйства в целом".

В этом определении увязываются в одно целое успех предпринимателя, выгоды для сотрудников предприятия, - наемных работников, не являющихся собственниками, - и выгоды для общественного хозяйства в целом. Практика показывает, что только при таком гармоничном согласовании интересов всех участников предпринимательской деятельности достигается устойчивый долговременный успех. То есть управление качеством неразрывно и неотделимо от управления экономической, финансовой и производственной деятельностью предприятия.

Управление качеством включает мероприятия оперативного воздействия, направленные как на непосредственное управление, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех стадиях спирали качества.

Управление качеством предусматривает осуществление следующих функций:

1. Прогнозирование потребностей потенциального потребителя и требований к функциональному и техническому уровню качества продукции

2. Планирование обеспечения и повышения качества продукции

3. Оперативное управление производственными процессами с целью обеспечения их качества

4. Разработка, внедрение и контроль мероприятий по устранению причин

неудовлетворительного хода процессов

5. Технологическое, материально – техническое и метрологическое обеспечение производства

6. Подготовка и обучение кадров

7. Меры по стимулированию повышения качества продукции

8. Информационное и правовое обеспечение систем качества

В общем виде задачи управления качеством сводятся к следующему:

· Определить правильные цели в области качества

· Достичь цели оптимально используя ресурсы

· Установить и поддерживать соответствующие отношения между людьми в процессе производства

· Обеспечить постоянное совершенствование.

Особая роль в управлении качеством принадлежит руководителю. К его главной задаче относится определить цель, стратегию и политику в области качества; организовать и обеспечить непосредственное руководство системой качества. При этом особое внимание следует уделить мотивации работников к высококачественному труду.

Методы управления качеством можно классифицировать как: организационные, социально-психологические, экономические, организационно – технологические.

Организационные методы управления качеством

управление качеством и его специальные функции - student2.ru

Социально-психологические методы управления качеством – это совокупность способов воздействия на моральные и нравственные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. Не случайно японцы считают, что «качество – это образ мышления, это уровень культуры».

Кружки качества –

Экономические методы управления качеством определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создания материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.

организационно – технологические методы управления качеством заключаются в осуществлении контроля за качеством продукции и в регулировании процесса для достижения заданного качества.

Наши рекомендации