Управление качеством и его специальные функции
По мере усиления конкуренции на рынках сбыта развивались противоречия между внешними и внутренними целями изготовителя. С одной стороны производитель стремился к снижению производственных расходов и получению максимальной прибыли, с другой стороны, он стремился к увеличению рынка сбыта, оборота и, следовательно, к увеличению конкурентоспособности своей продукции. Но поскольку конкурентоспособность товара, как правило, определяется тем, каким видит его потребитель, то указанные противоречия все в большей степени решались в пользу последнего.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и мотивы улучшения качества прямо связаны с экономическими факторами. А это, в свою очередь, означает, что управление качеством имеет конечной целью достижение экономического эффекта и ориентировано на достижение прибыли.
В современных условиях экономически успешная деятельность предприятий строительного комплекса обеспечивается выпуском продукции, которая удовлетворяет следующим требованиям:
· Соответствие запросам потребителей
· Удовлетворяет требованиям действующих законодательных актов, СНиП, ГОСТ и ТУ
· Предлагается по конкурентоспособным ценам
· Учитывает требования безопасности и охраны окружающей среды
· Является экономически выгодной для производителя
В целях обеспечения всех вышеприведенных требований на многих фирмах и предприятиях стали разрабатываться и внедряться системы управления качеством продукции. В строительном комплексе – отдельные элементы, в основном в части соблюдения требований нормативных актов и получения экономической выгоды. Фазы развития систем управления качеством нами ранее рассмотрены. Эти фазы характеризуется последовательно разработанными моделями А. Фейгенбаума, Эттингера – Ситтига и Джурана, названные по фамилии их авторов.
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 содержание современного менеджмента качества определяется как: "Метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей, достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгодыдля всех работников организации и хозяйства в целом".
В этом определении увязываются в одно целое успех предпринимателя, выгоды для сотрудников предприятия, - наемных работников, не являющихся собственниками, - и выгоды для общественного хозяйства в целом. Практика показывает, что только при таком гармоничном согласовании интересов всех участников предпринимательской деятельности достигается устойчивый долговременный успех. То есть управление качеством неразрывно и неотделимо от управления экономической, финансовой и производственной деятельностью предприятия.
Управление качеством включает мероприятия оперативного воздействия, направленные как на непосредственное управление, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех стадиях спирали качества.
Управление качеством предусматривает осуществление следующих функций:
1. Прогнозирование потребностей потенциального потребителя и требований к функциональному и техническому уровню качества продукции
2. Планирование обеспечения и повышения качества продукции
3. Оперативное управление производственными процессами с целью обеспечения их качества
4. Разработка, внедрение и контроль мероприятий по устранению причин
неудовлетворительного хода процессов
5. Технологическое, материально – техническое и метрологическое обеспечение производства
6. Подготовка и обучение кадров
7. Меры по стимулированию повышения качества продукции
8. Информационное и правовое обеспечение систем качества
В общем виде задачи управления качеством сводятся к следующему:
· Определить правильные цели в области качества
· Достичь цели оптимально используя ресурсы
· Установить и поддерживать соответствующие отношения между людьми в процессе производства
· Обеспечить постоянное совершенствование.
Особая роль в управлении качеством принадлежит руководителю. К его главной задаче относится определить цель, стратегию и политику в области качества; организовать и обеспечить непосредственное руководство системой качества. При этом особое внимание следует уделить мотивации работников к высококачественному труду.
Методы управления качеством можно классифицировать как: организационные, социально-психологические, экономические, организационно – технологические.
Организационные методы управления качеством
Социально-психологические методы управления качеством – это совокупность способов воздействия на моральные и нравственные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества. Не случайно японцы считают, что «качество – это образ мышления, это уровень культуры».
Кружки качества –
Экономические методы управления качеством определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создания материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.
организационно – технологические методы управления качеством заключаются в осуществлении контроля за качеством продукции и в регулировании процесса для достижения заданного качества.