Стратегия организационных изменений
Существует два основных принципа организации экономической деятельности – стихийный порядок и иерархия.
Стихийный порядок обусловлен взаимодействием независимых сторон в ответ на некую информацию и экономические стимулы. Рынки – то место, где решения принимаются в ответ на изменяющиеся цены – основной экономический пример стихийного порядка.
Второй способ организации – иерархия, при которой отдельные действия управляются по команде центральной власти. Внутренняя структура фирм, где служащие действуют в соответствии с приказами руководителей и управляющих, – основной пример иерархии.
Для эффективного функционирования крупной корпорации необходимы прочные внутренние связи. Теория предпринимательства, основанная на системном подходе, рассматривает организацию как множество связанных между собой и определенным образом упорядоченных компонентов, которое обладает целостностью и базирует единство с внешней средой.
Понятие "организация" включает следующие элементы:
1) Цель, задачи.
2) Группировка задач для определения видов работ.
3) Группировка видов работ в соответствующих подразделениях.
4) Делегирование полномочий.
5) Создание такого организационного климата, который побуждает работников вносить максимальный вклад в дело организации.
6) Проектирование систем коммуникаций, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации.
7) Построение организационной системы, обеспечивающей внутреннюю согласованность между всеми элементами организации, чувствительность к изменениям внешней среды и способность адаптироваться к ним.
Ключевым элементом организации является ее структура, т.е. сравнительно устойчивые связи, которые существуют между элементами организации, конструкции организации, на основе которой управляется фирма.
Ни одна из рассмотренных принципиальных схем не является универсальной. Прежде чем выбрать структуру, фирма должна определить критерии, которым должна удовлетворять ее структура. Если ни одна из принципиальных схем не удовлетворяет требованиям фирмы, то нужную структуру получают либо комбинированием различных схем, либо перераспределением ответственности в какой-то структуре.
Компания "Хъюлетт-Паккард", отметившая в 1989 г. свой полувековой юбилей, входит в число крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности США.
В руках Д. Паккарда и другого основателя фирмы, Уильяма Хъюллетта, сосредоточено около 3% активов компании. Д. Паккард и в настоящее время возглавляет совет директоров корпорации, а У. Хъюлетт, покинувший в 1978 г. посты президента и главного управляющего, продолжает оставаться членом совета директоров.
Таким образом, "Хьюлетт-Паккард" относится к числу немногих крупных корпораций с персонифицированной структурой владения, при которой совладельцы выполняют управленческие функции.
В августе 1989 г., когда проблема избыточной занятости обострилась в связи с поглощением крупной компании - производителя вычислительной техники "Апполо компьютер", "Хъюлетт-Паккард" приступила к осуществлению на американских предприятиях программы "перемещения сотрудников". Кроме того, служащим фирмы, достигшим 55-летнего возраста, чей трудовой стаж на предприятии составил 15 лет и более, была предоставлена возможность досрочного выхода на пенсию.
Практически все сотрудники "Хъюлетт-Паккард" охвачены программами пенсионного обеспечения. Пенсионные фонды, образуемые в подразделениях корпорации, финансируются за счет отчислений из доходов компании. Принципы стиля "Хъюлетт-Паккард" получили дальнейшее развитие в стратегии, осуществлявшееся новым президентом и главным управляющим корпорации Джоном Янгом, занявшем эти посты в 1978 г. Янг стал руководителем корпорации в тот период, когда "Хьюлетт-Паккард" столкнулась с необходимостью поиска новых областей специализации и соответствующей структурной реорганизацией. К началу 80-х годов насыщение рынков и обострение конкуренции вынудили компанию перенести акцент на выпуск вычислительной техники.
Одним из главных направлений предпринятой Янгом реорганизации стала определенная централизация производственной и сбытовой деятельности подразделений.
В соответствии с этой новой системой управления производства была разработана иная система бухгалтерского учета. В связи с переходом от индивидуальной сборки к единым производственным линиям возникла необходимость в общей для всех системе затрат на разработку, внедрение, производство продукта, дизайн и управленческие решения.
Итак, основным направлением реорганизации систем управления корпорацией в 80-е годы стали усиления нейтралистского начала и унификации производственного режима подразделений.
В 1987–1988 гг. произошел настоящий прорыв "Хъюлетт-Паккард" на позиции одного из лидеров в производстве вычислительной технике, когда фирма внедрила на рынок миникомпьютеры и персональные компьютеры, основанные на применении RISK – процессоров и операционной системы "Юникс".
После поглощения в мае 1989 г. фирмы "Апполо" значительно укрепиласъ позиция "Хьюлетт-Паккард" и на рынке автоматизированных рабочих мест.
Переход к компьютерной специализации, усиление внимания к стандартизированной продукции обусловили определенные изменения в рыночной стратегии "Хъюлетт-Паккард".
В середине 80-х г. в корпорации началось внедрение методики маркетинга. Было усилено внимание к функционированию сбытовой сети корпорации. Продукция фирмы стала получать не только цифровые, но и собственные наименования.
В июле 1992 г. "Х-П" объявила о назначении Льюиса Платта на пост исполнительного директора вместо Джона Янга.
Новый стратегический курс, разработанный руководством корпорации во главе с Платтом, заключался в объединении трех базовых технологий, используемых "Х-П" в производстве высококачественных компьютеров, средств измерительной техники и построении компьютерных сетей для передачи данных, и создании на этой основе своего рода "секретного оружия", связанного с производством совершенно нового вида изделий. В феврале 1993 г. Платтом был создан совет с участием высших технических и коммерческих руководителей, призванный рассматривать вопросы, касающиеся освоения компанией потенциально крупных рынков. В связи с этим около одной трети общего бюджета лабораторных исследований объемом 137 млн. долл. было направлено на разработку новых изделий.
Аналитики, наблюдавшие за деятельностью "Х-П" еще десятилетия назад, когда ей удалось практически на пустом месте создать производство принтеров, позднее достигшее по объему 4,3 млрд. долл., не сомневаются в том, что эта компания, в отличие от других, располагает необходимым потенциалом для мощного рывка вперед.
Раздел 5