Инфраструктурное развитие. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство является базовой сферой экономики, напрямую определяющей качество жизни и благополучие населения, а также условия развития всех видов экономической деятельности. Основными направлениями реформационных изменений стали: перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения, привлечение частного бизнеса, формирование института эффективного собственника. В настоящее время на территории Гатчинского муниципального района работают предприятия жилищно-коммунального хозяйства в сфере предоставления жилищных услуг (МУП «ЖКХ г. Гатчина», МУП «ПЖЭТ» г. Коммунар, МУП ЖКХ «Сиверский», ООО «Управляющая компания ЖКХ № 1» и ООО «Управляющая Компания «Возрождение» по Гатчинскому району) и в сфере предоставления коммунальных услуг (МУП «Тепловые сети» и МУП «Водоканал» г. Гатчина, МП «ЖКС» г. Коммунар, ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» по Гатчинскому району), которые обслуживают всю территорию муниципального образования.
В настоящее время разработан ряд стратегических документов федерального и регионального уровней, задающих ориентиры реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, подготовлен проект «Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года». Сфера жилищно-коммунального хозяйства включает следующие основные направления:
- осуществление деятельности, направленной на улучшение жилищных условий;
- осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг).
Вопросы развития ЖКХ, в том числе рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и проблемы обслуживания жилого фонда воспринимаются населением как самые актуальные личные проблемы.
Динамика объемов жилищного строительства характеризуется устойчивым ростом. По данным Петростата в 2014 году в Гатчинском муниципальном районе введено общей (полезной) площади 123,8 тыс. кв.м. Темп роста к 2013 году составил 96%. За отчетный период введено квартир - 1512 ед. По вводу в действие общей (полезной) площади в 2014 году Гатчинский муниципальный район занимает 3 местопо Ленинградской области.
Гатчинский муниципальный район – один из наиболее крупных динамично развивающихся в области строительства районов Ленинградской области. Строительный комплекс ГМР показывает стабильность инвестиционной активности и объемов коммерческого, промышленного и жилищного строительства. Наиболее интенсивно ведется жилищное строительство (многоквартирные жилые дома) в Гатчине, Коммунаре (малоэтажный комплекс жилой застройки), Малое Верево, Малые Колпаны, Нижняя (малоэтажный комплекс жилой застройки «Золотые Ключи», Таицкое городское поселение), Терволово, Пудость (Кивеннапа).
Уровень обеспеченности населения жилищным фондом в среднем по Гатчинскому муниципальному району достаточно высокий – 28,2 кв.м/чел. В целом по муниципальному району жилищный фонд представлен почти на 40 % индивидуальными жилыми домами, на 60 % - многоквартирными жилыми домами. Среднегодовой индекс жилищного строительства составляет 101,5 %. Уровень износа жилищного фонда немного растет (до 46 % в среднем по муниципальному району). Официально зарегистрированный ветхий и аварийный жилищный фонд в пределах допустимого: составляет 0,6 % от общей площади жилищного фонда.
Таблица 25.
Характеристика жилищного фонда
01.01. | 01.01. | 01.01. | 01.01. | 01.01. | 2015 в % к 2011 | |
Гатчинский муниципальный район | ||||||
Общая площадь жилищного фонда, тыс.кв.м | 5919,39 | 6028,37 | 6166,72 | 6245,67 | 6272,91 | 106,0 |
в том числе ИЖС | 2260,84 | 2339,68 | 2452,44 | 2460,39 | 2455,73 | 108,6 |
в том числе в многоквартирных жилых домах | 3658,55 | 3688,69 | 3714,24 | 3785,28 | 3817,18 | 104,3 |
Средний уровень жилищной обеспеченности, кв.м/чел. | 28,1 | 28,9 | 29,1 | 29,3 | 28,19 | 100,3 |
Количество граждан, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий, чел. | н/д | н/д | н/д | |||
Уровень износа жилищного фонда, % | 43,8 | 43,9 | 43,9 | 43,9 | 45,96 | 104,9 |
Аварийный жилищный фонд, тыс.кв.м | 20,5 | 20,39 | 18,3 | 22,54 | 20,03 | 97,7 |
Ветхий жилищный фонд, тыс.кв.м | 37,375 | 20,92 | 20,1 | 17,04 | 17,03 | 45,6 |
МО «Город Гатчина» | ||||||
Общая площадь жилищного фонда, тыс.кв.м | 1966,5 | 1996,5 | 1999,9 | 2051,2 | 2059,38 | 104,7 |
в том числе ИЖС | 162,5 | 163,2 | 161,9 | 161,9 | 161,9 | 99,6 |
в том числе в многоквартирных жилых домах | 1833,2 | 1889,4 | 1897,48 | 105,2 | ||
Средний уровень жилищной обеспеченности, кв.м/чел. | 21,1 | 21,2 | 20,95 | 21,3 | 21,38 | 101,3 |
Количество граждан, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий, чел. | н/д | н/д | ||||
Уровень износа жилищного фонда, % | 44,03 | 41,2 | 93,1 | |||
Аварийный жилищный фонд, тыс.кв.м | 0,755 | н/д | 1,2 | 1,2 | 2,3 | 304,6 |
Ветхий жилищный фонд, тыс.кв.м | 15,229 | н/д | н/д | н/д | н/д |
Динамика основных параметров инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения представлена далее в табл. 26.
Таблица 26.
Сравнительная характеристика показателей коммунальной инфраструктуры Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина»
Показатель, ед.измерения | Гатчинский муниципальный район | МО «Город Гатчина» | |
всего | в % от ГМР | ||
Одиночное протяжение уличной газовой сети, м | 21,6 | ||
в том числе нуждающейся в замене и ремонте, м | |||
Количество негазифицированных населенных пунктов | |||
Число источников теплоснабжения, единиц | 14,3 | ||
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, м | 285062,4 | 41,8 | |
в том числе нуждающихся в замене, м (% от общей протяженности) | (44,9 %) | 38000 (31,9 %) | 29,7 |
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, м | 35,6 | ||
в том числе нуждающихся в замене, м (% от общей протяженности) | (64,4 %) | 118570 (71 %) | 39,3 |
Одиночное протяжение уличной канализационной сети, м | 31,6 | ||
в том числе нуждающихся в замене, м (% от общей протяженности) | 340785 (70,4 %) | 207 (0,1 %) | 0,1 |
Коммунальная инфраструктура характеризуется значительным уровнем износа основных фондов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Устаревшая система коммунальной инфраструктуры Гатчинского муниципального района не позволяет обеспечивать соблюдение требований к качеству коммунальных услуг, поставляемых потребителям.
Износ основных фондов в сфере водоснабжения и водоотведения по состоянию на начало 2014 года составляет свыше 80 %, в том числе очистных сооружений канализации – более 85 %. В результате высокой степени износа оборудования и сетей практически не уменьшается количество сбоев и аварий в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которое составляет порядка 220 и 280 в год на 1000 км сетей соответственно. Одной из основных проблем остается недостаток или полное отсутствие современных очистных сооружений в городских и сельских поселениях Гатчинского муниципального района. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, не превышает 40 %.
Отсутствие заметных положительных результатов в улучшении технического состояния основных фондов и повышении эффективности функционирования системы коммунальной инфраструктуры связаны с острой нехваткой инвестиций.
В настоящее время отмечается недостаточный уровень газификации населенных пунктов Гатчинского муниципального района природным газом. По состоянию на 01.07.2014 г. уровень газификации природным газом составляет 68,7 %. В настоящее время число негазифицированных населенных пунктов на территории Гатчинского муниципального района составляет 177 из 240. Проблемы газификации во многом связаны с тем, что объекты газификации - частный сектор, небольшие населенные пункты, расположены точечно на большой территории. Это влечет за собой значительные расходы на прокладку магистральных и межпоселковых газопроводов.
С целью обеспечения рационального использования энергоресурсов на территории Гатчинского муниципального района с 2010 г. проводится работа по исполнению Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 – ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
Таблица 27.
Коммунальная сфера | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2014 г. в % к 2009 г. |
Одиночное протяжение уличной газовой сети, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 152,1 | ||||||
МО «Город Гатчина» | 130,1 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 25,2 | 21,0 | 20,2 | 20,8 | 19,4 | 21,6 | |
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 285062,4 | 285062,4 | 285062,4 | 98,3 | |||
МО «Город Гатчина» | 84,0 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 48,9 | 49,1 | 48,4 | 41,8 | 41,8 | 41,8 | |
в том числе нуждающихся в замене, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 104,4 | ||||||
МО «Город Гатчина» | 88,3 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 35,1 | 35,5 | 32,8 | 31,2 | 31,3 | 29,7 | |
Протяженность тепловых и паровых сетей, которые были заменены и отремонтированы за отчетный год, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 155,8 | ||||||
МО «Город Гатчина» | 96,3 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 53,6 | 37,9 | 36,4 | 37,1 | 35,3 | 33,1 | |
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 156,2 | ||||||
МО «Город Гатчина» | 176,1 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 31,6 | 32,9 | 27,2 | 35,8 | 35,6 | 35,6 | |
в том числе нуждающейся в замене, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 132,7 | ||||||
МО «Город Гатчина» | 166,2 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 31,4 | 33,4 | 25,3 | 36,5 | 29,4 | 39,3 | |
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, которая заменена и отремонтирована за отчетный год, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 108,0 | ||||||
МО «Город Гатчина» | |||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 0,5 | 2,1 | 1,9 | 24,3 | 12,6 | 11,2 | |
Одиночное протяжение уличной канализационной сети, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 181,2 | ||||||
МО «Город Гатчина» | 396,0 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 15,7 | 15,7 | 11,7 | 34,3 | 34,3 | 34,3 | |
в том числе нуждающейся в замене, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 167,8 | ||||||
МО «Город Гатчина» | 474,1 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 15,9 | 15,8 | 13,2 | 40,1 | 40,0 | 45,0 | |
Одиночное протяжение уличной канализационной сети, которая заменена и отремонтирована за отчетный год, м | |||||||
Гатчинский муниципальный район | 1231,1 | 130,2 | |||||
МО «Город Гатчина» | 86,6 | ||||||
МО «Город Гатчина» в % от ГМР | 41,5 | 21,9 | 7,0 | 64,6 | 2,7 | 27,6 |
К проблемам, связанным с функционированием и развитием транспортной инфраструктуры следует отнести состояние автомобильных дорог местного значения Гатчинского муниципального района (в том числе искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства). В границах Гатчинского муниципального района протяженность федеральных автомобильных дорог составляет 111 км, региональных автомобильных дорог – 556 км, местного значения Гатчинского муниципального района 150 км.
Уровень качества жизни населения Гатчинского муниципального района напрямую зависит от состояния автомобильных дорог местного значения, как основных путей, обеспечивающих сообщение с населенными пунктами (в т.ч. доступ к ним спецтехники: пожарных машин, автомобилей скорой помощи и т.п.). Поэтому развитие дорожной сети Гатчинского муниципального района, ее обустройство, решение вопросов организации дорожного движения, своевременный ремонт, обслуживание, является важнейшей задачей в обеспечении жизнедеятельности и экономического развития Гатчинского муниципального района. Немаловажным фактором является качество предоставляемых населению услуг в сфере перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом.
Характеристика показателей объектов транспортной инфраструктуры и пассажирских перевозок по Гатчинскому муниципальному району и муниципальному образованию «Город Гатчина» в период 2012-2014 гг. приводится в таблице.
Таблица 28.
Характеристика объектов транспортной инфраструктуры и пассажирских перевозок
Территория | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, всего (км) | |||
Гатчинский муниципальный район | 777,3 | 1 205,80 | 1 248,20 |
МО «Город Гатчина» | 154,0 | 154,0 | 154,0 |
в том числе с твердым покрытием (км) | |||
Гатчинский муниципальный район | 617,6 | 1 022,30 | 1 067,70 |
МО «Город Гатчина» | 153,9 | 153,9 | 153,9 |
из них с усовершенствованным покрытием (км) | |||
Гатчинский муниципальный район | 423,8 | 376,80 | 454,40 |
МО «Город Гатчина» | 147,4 | 147,4 | 147,4 |
Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог, % | |||
Гатчинский муниципальный район | 79,0 | 85,00 | 85,50 |
МО «Город Гатчина» | 99,9 | 99,9 | 99,9 |
Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности дорог с твердым покрытием, % | |||
Гатчинский муниципальный район | 69,0 | 37,00 | 42,50 |
МО «Город Гатчина» | 95,8 | 95,8 | 95,8 |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям (км/ % от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения) | |||
Гатчинский муниципальный район | 30,26/ 3,9 | 44,60/ 3,7 | 70,50/ 5,6 |
МО «Город Гатчина» | |||
Объем финансовых ресурсов, направленных на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации мероприятий государственной программы Ленинградской области «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области», тыс.руб. | |||
Гатчинский муниципальный район | 371379,38 | 479 576,50 | 41 329,84 |
МО «Город Гатчина» | 125744,8 | 179537,5 | 2938,0 |
Протяженность отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках реализации мероприятий государственной программы Ленинградской области «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области» (км) | |||
Гатчинский муниципальный район | 14,83 | 26,81 | 8,75 |
МО «Город Гатчина» | 3,2 | 10,5 | |
Маршруты автомобильного транспорта общего пользования, обеспечивающие транспортное обслуживание населения и проходящие по территории муниципального образования, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | |||
МО «Город Гатчина» | |||
в том числе: пригородного сообщения, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | |||
МО «Город Гатчина» | |||
в том числе: городского сообщения, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | |||
МО «Город Гатчина» | |||
в том числе: межмуниципального сообщения, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | |||
МО «Город Гатчина» | |||
Парк подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, обеспечивающий транспортное обслуживание населения, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | 238,00 | 203,00 | |
МО «Город Гатчина» | |||
в том числе на маршрутах: пригородного сообщения, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | 145,00 | 71,00 | |
МО «Город Гатчина» | |||
в том числе на маршрутах: городского сообщения, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | 16,00 | 23,00 | |
МО «Город Гатчина» | |||
в том числе на маршрутах: межмуниципального сообщения, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | 77,00 | 109,00 | |
МО «Город Гатчина» | |||
Маршруты железнодорожного транспорта общего пользования пригородного сообщения, обеспечивающие транспортное обслуживание населения, проходящие по территории муниципального образования, ед. | |||
Гатчинский муниципальный район | 5,00 | 18,00 | |
МО «Город Гатчина» | |||
Доля объектов транспортной инфраструктуры, оборудованных для доступа инвалидов, от общего количества объектов инфраструктуры пригородного, городского и межмуниципального транспорта, % | |||
Гатчинский муниципальный район | 4,0 | 4,00 | 4,00 |
МО «Город Гатчина» | н/д | н/д | 3,8 |
В целом по показателям, характеризующим состояние существующих путей сообщения и качество транспортного обслуживания населения, Гатчинский муниципальный район уступает МО «Город Гатчина».
Так, технические характеристики всех автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Гатчина» доведены до нормативных показателей, в то время как протяженность автодорог Гатчинского муниципального района, не отвечающих нормативным показателям, с каждым годом всё увеличивается и составляет по состоянию на 2014 г. более 5 % от общей протяженности.
В 2014 году резко сократились объёмы финансирования из бюджета региона, выделяемые на осуществление дорожной деятельности. Как следствие – сократилось количество отремонтированных автомобильных дорог Гатчинского муниципального района по сравнению с предыдущими годами.
Сократилось общее количество маршрутов автомобильного транспорта общего пользования по Гатчинскому муниципальному району, а также существенно сократился парк подвижного состава автомобильного транспорта муниципального района и города, что свидетельствует об ухудшении уровня транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом.
К числу положительных факторов следует отнести увеличение более чем в три раза количества маршрутов железнодорожного транспорта общего пользования пригородного сообщения по Гатчинскому муниципальному району.
По-прежнему крайне низким остается уровень обеспечения доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В целом, не смотря на значимость развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, в настоящее время наиболее острые вопросы развития инфраструктуры решаются достаточно медленными темпами. Это связано с целым рядом причин: изначально высокая степень износа основных фондов, низкий уровень обеспеченности объектами инфраструктуры особенно сельских населенных пунктов, недостаток эффективной системы финансирования данной сферы обусловили основные направления развития преимущественно путем решения накопившихся проблем, а не развития.
В блоке показателей для сравнительного анализа по оценке развития коммунальной инфраструктуры по городским и сельским поселениям представлены следующие показатели:
- Количество негазифицированных населенных пунктов;
- Характеристика сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения по следующим показателям: общая протяженность сетей, удельный вес нуждающихся в замене и удельный вес отремонтированных в 2014 году от нуждающихся в замене.
Таблица 29.
Сравнительная характеристика показателей развития коммунальной инфраструктуры по муниципальным образованиям Гатчинского муниципального района
Поселение | Количество негазифицированных населенных пунктов | Система теплоснабжения | Система водоснабжения | Система водоотведения | Система электроснабжения | ИТОГОВЫЙ рейтинг МО по основным показателям развития коммунальной инфраструктуры | |||||||||
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, метров | % нуждающихся в замене от общей протяженности | отремонтированных в % от нуждающихся в замене | Одиночное протяжение уличной водопроводной сети, метров | % нуждающихся в замене от общей протяженности | отремонтированных в % от нуждающихся в замене | Одиночное протяжение уличной канализационной сети, метров | % нуждающихся в замене от общей протяженности | отремонтированных в % от нуждающихся в замене | Одиночное протяжение уличной линии электропередачи, метров | % нуждающихся в замене от общей протяженности | отремонтированных в % от нуждающихся в замене | ||||
Сусанинское | 88,6 | 14,0 | 50,2 | 0,5 | 54,1 | 2,9 | 17,9 | 20,0 | |||||||
Сиверское | 59,1 | 17,7 | 81,9 | 0,2 | 61,3 | 1,2 | 3,5 | 63,1 | |||||||
Вырицкое | 64,9 | 17,5 | 74,8 | 34,2 | - | 27,5 | 10,7 | ||||||||
Рождественское | 29,5 | 52,2 | 46,9 | 20,8 | 44,1 | 4,2 | |||||||||
Таицкое | 56,7 | 4,2 | 0,1 | 9,1 | 5,7 | ||||||||||
Сяськелевское | 27,6 | 80,9 | 0,4 | 65,4 | 36,1 | 4,6 | |||||||||
Елизаветинское | 47,5 | 10,4 | 99,8 | 0,1 | 75,2 | 0,01 | 4,3 | 8,0 | |||||||
Гатчинское | 31,9 | 10,4 | 0,5 | 92,2 | 0,1 | 39,9 | 1,2 | ||||||||
Большеколпанское | 30,5 | 66,8 | 0,1 | 49,0 | 45,8 | 2,5 | |||||||||
Новосветское | 74,3 | 3,4 | 68,5 | 0,6 | 75,0 | 0,1 | 39,7 | 2,5 | |||||||
Дружногорское | 8 940 | 69,9 | 5 753 | 81,7 | 0,02 | 6 618 | 55,9 | - | 35,4 | 11,6 | |||||
Коммунарское | 97,0 | 1,9 | 79,0 | 79,7 | 0,5 | 685,1 | |||||||||
Войсковицкое | 9 280 | 83,8 | 14 148 | 78,5 | 0,2 | 8 456 | 74,5 | 0,1 | 14 500 | 34,5 | 6,0 | ||||
Кобринское | 84,3 | 7,5 | 94,3 | 0,3 | 61,3 | 0,2 | 43,3 | 4,3 | |||||||
Веревское | 71,5 | 42,6 | 74,3 | 44,2 | |||||||||||
Пудомягское | 37,5 | 66,6 | 0,1 | 47,1 | |||||||||||
Пудостьское | 78,2 | 1,8 | 94,2 | 0,03 | 77,6 | 33,7 | 2,7 | ||||||||
ВСЕГО | 51,2 | 7,3 | 70,8 | 0,3 | 74,7 | 0,5 | 26,5 | 6,1 | |||||||
Окружающая среда
Экологическая обстановка в Гатчинском муниципальном районе в частности в течение последних нескольких лет остается на уровне умеренно напряженной.
Экологическое состояние Гатчинского муниципального района в целом благоприятное с небольшими проблемными вопросами. Основной экологической проблемой является увеличение уровня техногенного загрязнения, связанного с использованием устаревшего оборудования и технологий отдельными предприятиями.
Загрязнение атмосферного воздуха муниципального района характеризуется средними показателями по области. За последние годы отмечено увеличение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников Гатчинского района, что может быть связано с увеличением количества предприятий, а также с использованием устаревшего оборудования и технологий отдельными предприятиями района. Основные источники загрязняющих веществ: предприятия птицепрома, иные крупные предприятия, а также автотранспорт. Кроме того, на территории Гатчинского муниципального района находится станция подземного хранения газа, на которую приходится значительный объем выбросов метана (почти 80% общих выбросов метана в Ленинградской области).
Основными показателями в пробах воздуха, несоответствующими санитарным нормам являются: содержание пыли, концентрация диоксидов серы и азота, оксида углерода.
Качество воды поверхностных водных объектов (основных рек района) классифицируются, как загрязненные. В значительной степени это обусловлено тем, что на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях района происходит сброс значительных объемов недостаточно очищенных сточных вод. В то же время повышенная концентрация в речных водах железа, марганца и отчасти тяжелых металлов имеет природный характер и связана с тем, что в питании рек участвуют болотные воды.
Основными факторами загрязнения подземных вод (источников водоснабжения) являются неочищенные сточные воды населенных пунктов и поверхностные стоки. Отсутствует единая система ливневой канализации и очистка ливневых вод. Ливневые сточные воды собираются только с территории многоэтажной застройки г. Гатчина и сбрасываются в р. Ижору и р. Колпанскую без очистки ― очистные сооружения на выпусках ливневых стоков отсутствуют.
Основными источниками загрязнения являются объекты коммунального хозяйства, промпредприятия, сельскохозяйственные объекты, неочищенные дождевые и талые воды с неблагоустроенных территорий, загрязняющие вещества из атмосферного воздуха.
Качество воды централизованных систем водоснабжения, в основном, отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». В отдельных населенных пунктах наблюдается превышение содержания железа в воде – Вырица, Сиверский, Пудомяги, Большие Колпаны, необходима очистка воды из подземных источников на станциях обезжелезивания.
В целом почвы сельскохозяйственных угодий в муниципальном районе загрязнены незначительно и безопасны для возделывания сельскохозяйственных культур.
Одним из основных вопросов, решение которых отнесено к полномочиям муниципальных образований, остается санитарная очистка территории. В летний период существенный вклад в образование твердых бытовых отходов (ТБО) вносят сезонное население и рекреанты, что отражается на общем объеме образования ТБО.
Сбор и удаление отходов в населенных пунктах осуществляется лицензированными организациями с помощью спецавтотранспорта. Вывоз производится на санкционированные полигоны. На территории муниципального района расположены 2 полигона ТБО: ООО «Новый Свет-Эко» площадью 43 га и мощностью 901275,2 т/год (Новосветское сельское поселение) и полигон «Экомониторинг» мощностью 25500 т/год (Сиверское городское поселение). Полигон «Новый Свет-Эко» принимает большую долю отходов Санкт-Петербурга. Полигон «Экомониторинг» в 2014 году был исключен из ГРОРО в связи с истечением срока действия лицензии.
Расположенный в муниципальном районе лицензированный полигон, отвечающий современным нормам, принимает и вполне справляется с объемом отходов, вывозимым из населенных пунктов муниципального района.
Основными проблемами обращения с отходами производства и потребления на территории района являются:
- несанкционированные свалки, возникающие в основном в летний сезон вокруг садоводческих, огороднических и дачных хозяйств, а также вдоль автомобильных и железных дорог;
- отсутствие селективного сбора отходов потребления и производства на местах их первоначального образования.
Промышленные отходы предприятий вывозятся по договорам на СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор», ртутьсодержащие отходы (перегоревшие, отработанные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие лампы) по договорам направляются в специализированные организации на утилизацию (ООО «Экологическое предприятие «Меркурий», ЗАО «ПЭКОП» и др.). На предприятиях проводится временное хранение этих отходов в специально оборудованных местах, в соответствии с разработанными проектами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Все еще сохраняется проблема размещения населением большей части люминесцентных ламп в местах сбора твердых бытовых отходов.
Радиационная обстановка на большей части муниципального района характеризуется низкими значениями мощности экспозиционной дозы гамма-излучения и содержаниями радиоактивных элементов. Уровень гамма-фона определяется природными (загрязнение почв природными радионуклидами из подстилающих почвообразующих пород с повышенной природной радиоактивностью) и (незначительно) техногенными источниками (обилие радиационно-опасных объектов, возможность трансграничного загрязнения и загрязнения при транзите грузов, несанкционированного размещения отходов, в результате поверхностного перераспределения чернобыльских выпадений и т.д.). В границах Гатчинского муниципального района имеют место территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате прошлых радиационных аварий и инцидентов. В зону «чернобыльского следа» попала крайняя юго-западная часть муниципального района.
Северная часть муниципального района является потенциально радоноопасной. Именно здесь на поверхность выходят или располагаются в непосредственной близости от земной поверхности диктионемовые сланцы – горные породы с содержанием урана выше фонового. Находясь в пределах развития зон тектонических нарушений и других неоднородностей в геологическом строении эманации радона существенно выше.
Являясь радиоактивным, газ проникает через трещины почв земных пород, а потом – в строительные конструкции. Распадаясь на радионуклиды, радон повышает риск нераковых заболеваний верхних дыхательных путей и сердечнососудистых заболеваний и становится причиной онкологических заболеваний. До 70 % радиоактивного облучения, получаемого человеком в течение жизни, дает именно радон. Радон скапливается, прежде всего, в плохо проветриваемых помещениях на первых этажах домов - подвалах, в подземных переходах. Учитывая опасность его воздействия на организм человека необходимо проведение исследований и обеззараживания в очагах накопления ядовитого газа.
В целом на экологическую ситуацию на территории Гатчинского муниципального района оказывают влияние следующие факторы:
§ Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются автомобильный транспорт и промышленные предприятия.
§ Водные объекты загрязняются ливневыми стоками, сбрасывающимися без очистки, а также недостаточно очищенными сточными водами от объектов коммунального хозяйства, промпредприятий, сельскохозяйственных объектов.
§ Бактериологическое состояние не защищенных или недостаточно защищенных горизонтов подземных вод неблагополучное. Наиболее используемый ордовикский водоносный горизонт в целях питьевого водоснабжения слабо защищен от поверхностного загрязнения. Требуется мониторинг потенциальных источников загрязнения в зонах санитарной охраны скважин, предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты, систематические наблюдения за химическим и бактериологическим состоянием подземных вод.
§ В настоящее время в Гатчинском муниципальном районе проблема утилизации отходов производства и потребления решена не в полной мере. В результате отсутствия системы раздельного сбора на полигон твердых бытовых отходов попадает ценное вторичное сырье, в том числе древесные остатки, металлолом, макулатура и другое.
§ Сохраняется проблема образования несанкционированных свалок и навалов мусора, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.
§ Радиационный фон муниципального района на протяжении последних лет находится на стабильном уровне.
§ Северная часть муниципального района является потенциально радоноопасной. Необходимо обязательное выполнение радонозащитных мероприятий при новом строительстве и их выполнение по мере возможности в существующих общественных и жилых зданиях в пределах зон повышенной концентрации радона в почвах.