Развитие аграрного предпринимательства во 2-ой половине XIX в
Аграрные преобразования 1861 г. открыли путь новым социально-экономическим отношениям. Реформы позволили сломать феодальные отношения не только на селе, но и во всем народном хозяйстве в целом, сформировать новые социальные группы, характерные для рыночной экономики. Предприниматели получили свободу в своих действиях, возможности для самореализации. Реформа открыла перспективу для свободного развития производительных сил страны, для развития деловой и предпринимательской активности, в том числе и в новой сфере - аграрного предпринимательства в России. Оно становится возможным в условиях частной собственности на землю, т.е. напрямую зависит от форм землевладения. В пореформенной России основными были три: государственная, общинная и частная. К традиционным частным владельцам земли - дворянам, купцам и духовенству прибавились реальные и потенциальные собственники – крестьяне.
Однако, пережитки крепостничества, сохранившиеся после 1861 г., тормозили развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Поскольку власть помещика в деревне больше не существовала, а на крестьян возлагалась новая обязанность – уплата государству выкупных платежей, ставка делалась на создание сельских обществ с «мирским» общественным управлением. Основу общины составляла общинная собственность на землю. Члены общины наделялись землей по уравнительному принципу землепользования, по числу душ мужского пола в семье. Община, с ее частыми уравнительными переделами земли, со строгим соблюдением традиций, задерживала земледелие на примитивном традиционном уровне.
Главной проблемой было отсутствие средств у большинства крестьянских хозяйств, которые можно было бы использовать для улучшения обработки земли, так как почти весь доход уходил на выплату налогов и высоких выкупных платежей. К тому же сама общинная система землепользования с частыми переделами земли препятствовала появлению стимулов к улучшению ее обработки, вела к стагнации сельскохозяйственного производства. Тем не менее, правительство упорно придерживалось курса на сохранение общины, прежде всего, из фискальных соображений, а также боязни слишком быстрой и непредсказуемой «пролетаризацией» крестьян со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Не способствовала росту аграрного предпринимательства и проблема малоземелья, спровоцированная реформой 1861 г. и резко обострившаяся к концу XIX века, когда количество крестьян почти удвоилось, а количество земли осталось прежним.
Предпринимательство «сверху» со стороны помещиков также развивалось медленно и с большими деформациями. Реформа 1861 г. по идее должна была способствовать развитию капитализма в сельском хозяйстве по так называемому «прусскому пути», т.е. с упором на развитие крупных помещичьих хозяйств, перешедших на товарные рельсы. Тем более помещики, сохранив значительную часть своих земель, получили неплохой стартовый капитал за счет выкупных платежей. Однако в большинстве случаев этого не произошло. Большинство помещиков не смогли перестроиться и перейти к капиталистическим методам ведения хозяйства. Причины видятся в следующем. С одной стороны, На момент проведения реформы помещики слишком много задолжали государству. При осуществлении расчетов все эти долги были учтены и пошли в зачет выкупных платежей. В результате до 50% помещиков никакого стартового капитала не получили и лишь избавились от долгов. С другой стороны, из-за недостаточного количества земли, которое получили крестьяне, они были вынуждены брать землю у помещика в аренду, а из-за отсутствия необходимых денежных средств оплата аренды осуществлялась в основном не деньгами, а отработками крестьян в хозяйстве помещика. По сути, это была та же барщина, но в новых условиях. Производительность труда при отработках была крайне низкой, зато денег крестьянам платить было не нужно. Большинство помещиков это вполне устраивало. Отсюда рутинные методы ведения помещичьих хозяйств и низкие темпы их развития.
Некоторым исключением можно считать создание и деятельность в южнорусском регионе и на Украине так называемых экономий, т.е. крупных имений до нескольких тысяч десятин, ориентированных на товарное производство и зарубежный рынок. Хозяйства экономий были основаны на применении передовой сельскохозяйственной техники и наемном труде. Специализировались они на выращивании пшеницы, картофеля и, особенно, сахарной свеклы. Во многом благодаря именно их деятельности в 1860-1890-х гг. сборы зерна увеличились в 1,7 раза, картофеля – в 2,5 раза, сахарной свеклы – в 20 раз. Тем не менее экономии были исключением из правил и составляли явное меньшинство среди помещичьих хозяйств.
Однако, несмотря на все эти негативные моменты, в 1880-1890-е гг. рыночные отношения стали более активно проникать в аграрный сектор. Можно выделить несколько признаков этого процесса: увеличение социальной дифференциации крестьянства, усиление ориентации специализированных хозяйств и регионов на рынок, развитие кооперации.
Основными формами аграрного предпринимательства становится аренда и кооперация. Причиной появления крестьянской аренды, как уже говорилось выше, стало крестьянское малоземелье. Чтобы прокормить семью крестьяне расширяли площади землепользования. И способом такого расширения явилась аренда. Основная масса арендаторов из-за бедности не могла снимать значительные участки на длительный срок. Поэтому особенностью России становится мелкая краткосрочная (на один год) крестьянская аренда. Это приводило к нещадной эксплуатации земли, нежеланию повышать ее плодородие.
В пореформенной России существовало три типа крестьянской аренды: единоличная (арендатор – одна семья) занимала 32% площади арендуемой земли, товарищеская (несколько хозяев) – 34,5%, общественная или общинная (вся деревня) – 33,5%.
Преобладание тех или иных видов крестьянской аренды в России определялось природно-климатическими условиями, количеством и качеством земли, плотностью населения, уровня агрокультуры, целями съемки земли, способами оплаты и т.д. Одними из распространенных видов крестьянской аренды были: надельная, вненадельная, продовольственная, трудовая, натуральная, денежная, отработочная, испольная, издольная.
Неравномерность распространения арендного фонда, его непостоянство, высокие арендные цены, тенденция к спекуляции землей различными посредниками, преобладание натуральных форм арендной платы и соответственно слабое развитие денежной ее формы (признака капитализма с его рыночной экономикой), превалирование продовольственной съемки (земля арендуется не ради извлечения дохода, а для обеспечения семьи продовольствием). Все эти своеобразные особенности пореформенной России должны бы были заставить правительство более активно регулировать и направлять аграрное предпринимательство. Но нежелание и боязнь затронуть интересы помещиков вело к значительному отставанию развития аграрного капитализма в России.
Появившаяся в Европе идея создания таких объединений, в которых существует коллективный товарищеский труд, а весь продукт этого труда составляет общую собственность, нашла благоприятную почву для применения в России с ее вековыми традициями общинного и артельного труда. Так еще одной стороной аграрного предпринимательства в России становится сельскохозяйственная кооперация. Кооперация (от лат. cooperatio – сотрудничество) – коллективное объединение в области производства и обмена.
Идеи кооперации в соединении с народническими довольно скоро были распространены российской интеллигенцией в деревне, прежде сего, через деятельность земств. Первый устав сельскохозяйственного кооператива, разработанный Святославом Лугининым, был утвержден 22 октября 1865 г. В следующем году в с. Рождествено Костромской губернии состоялось общее собрание первого в России сельскохозяйственного кооператива.
Пропагандисты кооперативного движения в России А.И. Васильчиков, В.А. Черкасский, А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский видели именно в распространении кооперации, основанной на принципах свободного предпринимательства, дальнейший успешный путь развития российской деревни. В Санкт-Петербурге было учреждено отделение Комитета о сельских судно-сберегательных и промышленных товариществах под эгидой Московского императорского общества сельского хозяйства. Члены общества стремились убедить богатых и образованных людей содействовать развитию аграрных кооперативов. Многие губернские и уездные земства в ответ на призыв выделили от 6 до 20 тыс. руб. на кооперативные цели. Министерство финансов выступило с предложением ежегодно выделять по 15 тыс. руб. на нужды кооперативов.
Сами же крестьяне, как и к любому новшеству, относились к этим идеям с недоверием. Крестьянская бедность, малочисленность «полных хозяев» на земле и недоверие к любому новшеству тормозили кооперацию российской деревни. Чаще всего вдохновителями создания кооперативных обществ, товариществ и артелей была земская интеллигенция. Ее представители приложили немало усилий, чтобы преодолеть косность крестьянского сознания, а самое главное низкий уровень образования и культуры.
Наиболее популярными среди крестьян были следующие виды кооперативов: судно-сберегательные товарищества, кредитные товарищества, сбытовые артели, сельскохозяйственные товарищества, товарищеские лавки. К концу XIX в. в России существовала значительная сеть подобных объединений – 1550 кооперативов разных видов.