Особенности управления оборотным капиталом

Особенности управления оборотным капиталом определяются отраслевой принадлежностью хозяйствующих субъектов. Например, у торговых организаций высокий удельный вес товаров, у промышленных предприятий – сырья и незавершенного производства, у финансовых корпораций преобладают денежные средства и их эквиваленты. Эффективность управления оборотного капитала определяется его объемом и составом.

Оборотный капитал – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивающие как процесс производства, так и процесс обращения.

Оборотный капитал (оборотные средства) предприятия, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершает непрерывный кругооборот, при этом средства переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов. Таким образом, проходя последовательно три фазы, оборотные средства меняют свою натурально - вещественную форму.

В первой фазе (Д–Т) оборотные средства, имеющие первоначальную форму денежных средств (Д), превращаются в производственные запасы (Т), т.е. переходят из сферы обращения в сферу производства. Во второй фазе (Т...П...Т1) оборотные средства участвуют непосредственно в процессе производства и принимают форму незавершенного производства, полуфабрикатов и готовых изделий. Третья фаза кругооборота оборотных средств (Т1 – Д1) совершается вновь в сфере обращения. В результате реализации готовой продукции оборотные средства принимают снова форму денежных средств. Разница между поступившей денежной выручкой и первоначально затраченными денежными средствами (Д1 – Д) определяет величину денежных накоплений фирмы (предприятия).

Таким образом, совершая полный кругооборот (Д – Т... П...Т1- Д1), оборотный капитал функционирует на всех стадиях параллельно во времени, что обеспечивает непрерывность процесса производства и обращения. Оборотный капитал участвует только в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на весь изготовленный продукт.

Управление оборотным капиталом связано с его составом и размещением. У различных хозяйствующих субъектов состав и структура оборотных средств неодинаковы и зависят от специфики организации производственного процесса, финансового состояния и других факторов.

Типовой состав и размещение оборотного капитала представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Оборотные средства предприятия

Оборотные производственные фонды Фонды обращения
· производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, запасные части для ремонта, топливо, тара). · незавершенное производство · расходы будущих периодов · готовая продукция на складе и отгруженная, находящаяся в оформлении · товары отгруженные · денежные средства · дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения · средства в прочих расчетах

Доходность и риск в управлении оборотным капиталом.

Источники финансирования. Чистый (собственный)

Оборотный капитал

Важным элементом в структуре оборотного капитала предприятия являются краткосрочные финансовые вложения, которые отражают объем свободных денежных средств, вкладываемых хозяйствующим субъектом в ценные бумаги (либо предоставляемых в виде займа до 1 года). В этом случае доходность можно рассматривать как относительную величину, которая определяется отношением полученного дохода по ценным краткосрочным бумагам к их рыночной стоимости (фактическим затратам на приобретение ЦБ). Доход, обеспечиваемый каким - либо активом (краткосрочными финансовыми вложениями) состоит из двух частей: дохода от изменения стоимости актива и дохода в виде полученных дивидендов.

В процессе формирования краткосрочных финансовых вложений (портфельных инвестиций) учитывается следующее обстоятельство: требуемая доходность и риск изменяются в одном направлении (пропорционального друг другу). Следовательно, необходимо учитывать инвестиционные риски как один из видов финансовых рисков.

Формирование и использование оборотных активов в процессе финансово – хозяйственной деятельности предприятия сопряжено с финансовыми рисками. Финансовые риски – это вероятность потери финансовых ресурсов, или недополучения доходов (или наоборот, вероятность получения дополнительного объема прибыли). Финансовые риски влияют непосредственно на формирование структуры оборотных активов предприятия.

Управление финансовыми рисками включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на снижение исходного уровня рисков в процессе формирования оптимальной структуры текущих активов. В хозяйственной практике могут использоваться упреждающие (профилактические) методы нейтрализации финансовых рисков, одним из которых является совершенствование управления оборотными средствами предприятия, направленное на формирование оптимальной структуры. Рациональная структура текущих активов предприятия обусловлена формированием производственных запасов в пределах нормативов, незначительной долей дебиторской задолженности, наличием денежных средств на счете, обеспечивающих выполнение срочных обязательств перед кредиторами. Таким образом, структура оборотных активов существенно влияет на уровень платежеспособности предприятия.

Перечень мероприятий, направленных на предупреждение финансовых рисков может быть достаточно обширным и включать следующее:

· анализ и управление дебиторской задолженностью целью ее снижения;

· формирование оптимальных величинных запасов;

· разработку норм и нормативов оборотных средств;

· определение оптимального уровня денежных средств;

· выбор форм безналичных расчетов и другие.

Источники формирования оборотного капитала. Источники формирования оборотных средств делятся на две группы:

· собственные источники и приравненные к ним;

· заемные источники и привлеченные средства.

К первой группе относятся прибыль и дополнительно привлекаемые средства. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать обеспечение прироста потребности в оборотных средствах. Так как на первом этапе создания предприятия источником являются инвестиционные средства учредителей (собственные оборотные средства).

Дополнительно привлекаемые средства по существу не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в его обороте. К ним относятся следующие виды: минимальная переходящая задолженность по оплате труда работникам предприятия; минимальная переходящая задолженность бюджету; минимальная задолженность покупателям по залогам за возвратную тару; средства кредиторов, поступающие в виде предоплаты за продукцию (товары, услуги); переходящие остатки фонда потребления и другое.

Заемные средства покрывают временную дополнительную потребность предприятия в средствах. К ним относятся банковские (прежде всего краткосрочные) и коммерческие кредиты, инвестиционный налоговый кредит и займы.

Средства привлекаются также и в виде кредиторской задолженности, а также прочих средств (остатки фондов и резервов предприятия, временно не используемые по целевому назначению). Использование кредиторской задолженности в пределах действующих сроков оплаты счетов и обязательств правомерно, но в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины. Прочие привлеченные средства – это временно неиспользуемые средства амортизационного фонда, ремонтного фонда и других.

Ведущую роль в составе источников играют собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал). Недостаток собственных оборотных средств может быть результатом недополучения запланированной прибыли, или нерационального ее использования. Величина собственных оборотных средств определяется двумя способами:

· разница между итогом Ш раздела пассивов и I разделом активов баланса (Ш П – I А);

· разница между суммой Ш, IV разделов пассива и внеоборотными активами (Ш П + VI П - I А).

Планирование себестоимости и выручки от реализации. Классификация затрат

В процессе финансово – хозяйственной деятельности предприятия осуществляется планирование выручки от реализации продукции на год, квартал и оперативно. Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счета предприятия. Годовое и квартальное планирование выручки позволяет контролировать прибыль.

Существует два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.

1.Метод прямого счета предполагает, что план выпуска и объем реализации продукции увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации (В) можно определить по следующей формуле:

В= Р*Ц , (7.1)

где Р – объем сопоставимой реализованной продукции в натуральных единицах измерения;

Ц – цена единицы реализованной продукции.

2.Расчетный метод. В условиях гарантированного спроса объемы заказов на производимую продукцию подвержены колебаниям, которые влияют на нереализованные остатки готовой продукции. С учетом этого планируется объем выручки от реализации (В) и определяется по формуле:

В = Он + Т – Ок , (7.2)

где Он - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Ок – остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода.

На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы, зависящие от деятельности предприятия:

· В сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

· В сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

Основой для формирования цены и прибыли продукции (услуг, работ) на предприятии является себестоимость продукции, представляющая собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

На предприятии осуществляется планирование сметы затрат по экономическим элементам и калькуляции – расчета себестоимости единицы продукции. Плановая калькуляция предусматривает максимально допустимый размер затрат на производство и реализацию единицы продукции в планируемом периоде и составляется на все виды продукции, в планируемом периоде и составляется на все виды продукции, включенные в план. Плановая смета затрат на производство и реализацию продукции составляется с целью определения общей суммы затрат предприятия по экономическим элементам и взаимной увязки данного раздела с другими разделами бизнес – плана предприятия.

Основой разработки сметы затрат служит классификация затрат по экономическим элементам. Классификация затрат по различным признакам представлена на рисунке 7.1.

Состав затрат

По экономическим элементам  

¯

- материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия…); - затраты на оплату труда; - амортизация основных средств; - прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды) социального (единый социальный налог) и экономического характера и другие.  
По статьям калькуляции себестоимости

¯

- сырье и материалы; - возвратные отходы (вычитаются); - покупные изделия и полуфабрикаты; - топливо и электроэнергия на технологические цели; - основная и дополнительная зарплата производственных рабочих; - отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих; - расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования; - общепроизводственные расходы; - общехозяйственные расходы; - потери от брака; - прочие производственные расходы; - коммерческие расходы.
По способу отнесения на себестоимость продукта  

¯

Прямые: связаны с производством определенным видом продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и др.). Они прямо относятся на тот или иной объект калькуляции. Косвенные: связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на объекты калькуляции методом распределения пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.    
По способу отражения в бухгалтерском учете

¯

- явные, принимающие форму прямых платежей поставщикам, факторов производства и промежуточных изделий. К ним относятся: зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и др. - неявные – это издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам предприятия или находящихся в собственности предприятия как юридического лица. Они не отражаются в бухгалтерской отчетности, но вполне реальны: использования помещения или транспорта, принадлежащего владельцу предприятия. Они равны возможности получения денежных платежей за это использование, но обычно не отражаются в бухгалтерской отчетности.  
По отношению к объему производства  

¯

- постоянные расходы – остаются неизменными при изменении объема производства: - амортизация; - аренда помещений; - налог на имущество; - повременная оплата труда рабочих; - зарплата и страхование административно – хозяйственного аппарата и др. - переменные расходы – изменяются пропорционально объему производства продукции; - сдельная зарплата; - сырье и материалы; - технологическое топливо, электроэнергия; - налоги и отчисления от сдельной зарплаты; - расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (исключая амортизацию) и др.

Рис. 7.1. Классификация затрат

7.6. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование и использование прибыли

Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия, представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:

· прибыль является критерием и показателем эффективной деятельности предприятия. Прибыль отражает конечный финансовый результат, на который воздействуют конъюнктура рынка, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда, организация финансового планирования, компетентность руководства и другие факторы;

· прибыль обладает стимулирующей функцией. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий должна быть достаточной для финансирования расширения финансово- хозяйственной деятельности, научно-технического и социального развития. За прибылью закрепляется статус целей, которая предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение. Прибыль – это основной источник прироста собственного капитала;

· прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней и таким образом используется для финансирования совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций.

Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития.

В российской практике употребляются определения: валовая прибыль, балансовая прибыль, прибыль к налогообложению, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и другие. Законодательно эти определения прибыли не закреплены. Поэтому в литературе существуют разные определения отдельных видов прибыли.

Представим в виде схемы процесс формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия в соответствии с формой №2 (рис.7.2).

  Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

¯ -

  Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг).  

¯=

  Валовая прибыль  

¯-

  Коммерческие и управленческие расходы  

¯=

  Прибыль (убыток) от продаж  

¯±

  Сальдо прочих доходов и расходов (% к получению и уплате; доходы от участия в других организациях; операционные и внереализационные доходы и расходы)

¯=

  Прибыль (убыток) до налогообложения  

¯-

  Текущий налог на прибыль (с учетом отложенных налоговых активов и налоговых обязательств)  

¯=

  Чистая прибыль (убыток) отчетного периода  

Рис.7.2. Схема формирования бухгалтерской прибыли

Распределение чистой прибыли – одно из важных направлений внутрифирменного планирования. Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в Уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается подразделениями экономических служб и утверждается руководителем (акционерами). В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения ( резервный, потребления, накопления и др.).

Выделяются следующие направления использования прибыли на предприятии: развитие производства (фонд накопления); социальное развитие (фонд потребления); погашение выпущенных и размещенных облигаций (выкупной фонд); покрытие убытков (резервный фонд); выплата дивидендов и другие.

7.7. Финансовое планирование на предприятии: содержание, цели, виды и методы

Финансовое планирование – это процесс, который обеспечивает взваимоувязку показателей развития предприятия.

Оно должно быть направлено на достижение следующих целей:

· определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намечаемого объема производства;

· установление возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

· обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;

· установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;

· определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;

· обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.

Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:

· обоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;

· определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;

· определение горизонта финансового планирования;

· выбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;

· разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

Цельфинансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом.

Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

Горизонт финансового планирования – это период времени, в пределах которого возможно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от 3 – 5 лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды.

В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на:

· перспективные (стратегические);

· текущие;

· оперативные.

В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, не более 3 лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.

Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов.При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия. К оперативным планам также относится кассовый план предприятия.

В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей. Нормативный методосновывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:

· федеральные;

· региональные;

· местные;

· отраслевые;

· групповые;

· внутренние (нормы и нормативы предприятий).

При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Амортизационные отчисления могут планироваться как исходя из централизованно установленных норм амортизации (федеральный норматив), так и самостоятельно определяться предприятием на основе срока полезного использования (внутренний норматив).

Балансовый методпланирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.

Расчетно-аналитический методопирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя:

Фп.пл. = Фп.отч. *I, (7.3)

где Фп.пл – планируемая величина финансового показателя;

Фп.отч – отчетное значение финансового показателя;

I – индекс изменения финансового показателя.

Методы экономико-математического моделированияпозволяют установить количественно взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими.

Экономико–математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:

Y= f ( Х1, …, Хi, … Хn), (7.4)

где Y – планируемый финансовый показатель;

Хi - i– й фактор, i =1, …, n.

Наши рекомендации