Развитие отраслей социальной сферы и гражданского общества

Вопросы развития отраслей социальной сферы, отнесенные к полномочиям местного значения муниципального района, включают в себя развитие сети учреждений образования, физической культуры и спорта, культурно-досуговой деятельности, вопросы социальной защиты населения и развития потребительского рынка.

Система образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области представлена 101 муниципальным образовательным учреждением, из них:

41 - общеобразовательная школа, 50 – дошкольных образовательных учреждений, 10 – учреждений дополнительного образования;

7 частных образовательных организаций и 7 учреждений различной организационно-правовой формы, оказывающих услуги в сфере образования.

Сеть образовательных учреждений Гатчинского муниципального района обеспечивает доступность к качественному образованию различным категориям детей и подростков, образовательное пространство района сформировано с учётом запросов населения района и ориентировано на образовательные возможности обучающихся. Ежегодно осуществляется работа по созданию оптимальных условий для реализации программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, обеспечению гарантий доступности и повышения качества образования на основе реализации идей модернизации образования.

Система дошкольного образования Гатчинского муниципального района включает 58 образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, из них: 50 – муниципальных дошкольных образовательных учреждений, 3 – общеобразовательные школы, реализующие программы дошкольного образования, 2 – начальные школы - детский сад , 2 – негосударственных дошкольных образовательных учреждения, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования (частные детские сады «Планета детства» и «Творец»), 1 – дошкольное образовательное учреждение Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в Гатчинском муниципальном районе функционируют 7 учреждений различной организационно-правовой формы, оказывающих услуги в присмотре и уходе за детьми дошкольного возраста (ИП). Негосударственные дошкольные образовательные учреждения и учреждения (ИП), оказывающие услуги в дошкольном образовании, не решают проблему снижения очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, так как посещение детьми данных учреждений является временным до получения места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Возрастающая потребность в дошкольном образовании способствовала развитию новых форм организации дошкольного образования: досуговые центры, частные группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, в том числе с использованием ресурса индивидуальных предпринимателей, группы кратковременного пребывания, семейные группы присмотра и ухода, центры социально-игровой поддержки - с дошкольными группами.

Охват детей дошкольным образованием с 2006 года увеличился с 53 % в 2006 году до 72 % в 2014 г. С 2012 года введена электронная система записи детей и комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений с использованием автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад».

В целом уровень обеспеченности населения местами в учреждениях детского дошкольного образования составляет 79,4 % от нормативного. В последние годы отмечается положительная динамика развития учреждений детского дошкольного образования, в том числе отмечается снижение очередей в детские сады, обновление возрастной структуры кадрового состава (всего 9 % пенсионных возрастов). Однако все еще сохраняются дефицит педагогических кадров и очереди в детские сады.

Материально-техническая база учреждений детского дошкольного образования характеризуется достаточно высоким уровнем обеспеченности (в среднем до 92 %), но при этом процент износа достаточно высок (до 85,2 %).

Таблица 17.

Динамика основных показателей развития учреждений детского дошкольного образования

 
Обеспеченность дошкольными учреждениями (% от норматива)
Гатчинский муниципальный район 70,5 73,5 79,4
в том числе по сельской местности 92,3 92,3 92,3 92,3 92,3
в том числе по городской местности 58,8 59,5 61,9 64,3 75,6
МО «Город Гатчина» 53,3 53,3 56,7 60,0 76,7
Наличие очереди в дошкольные учреждения на 01.09., чел.
Гатчинский муниципальный район
в том числе по сельской местности
в том числе по городской местности
МО «Город Гатчина»
Удельный вес кадров в дошкольных образовательных учреждениях 60 лет и старше, %  
Гатчинский муниципальный район  
в том числе по сельской местности  
в том числе по городской местности  
МО «Город Гатчина»  
Наличие дефицита педагогических кадров в детских дошкольных учреждениях (% от нормативов)  
Гатчинский муниципальный район 18,2% 19% 19,8% 20,5% 21,5%  
в том числе по сельской местности 20,2% 21,2% 21,8% 22,4% 23%  
в том числе по городской местности 16,1% 16,8% 17,7% 18,6% 20%  
МО «Город Гатчина» 10,7% 11% 11,9% 12,4% 13,2%  
Показатели обеспеченности учебно-материальной базы дошкольных образовательных учреждений (% от потребности)  
Гатчинский муниципальный район  
в том числе по сельской местности  
в том числе по городской местности  
МО «Город Гатчина»  
Процент износа материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений  
Гатчинский муниципальный район 93,7 93,7 93,7 89,8 85,2  
в том числе по сельской местности 46,9 44,4  
в том числе по городской местности 93,7 93,7 93,7 42,9 40,7  
МО «Город Гатчина»  

Развитие системы общего образования Гатчинского муниципального района осуществлялось в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию долгосрочных целевых программ, мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», Комплексов мер по модернизации общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В системе образования Гатчинского муниципального района функционирует 41 муниципальное общеобразовательное учреждение. В том числе:

· начальные общеобразовательные учреждения – 4 (включая 2 учреждения -начальная школа/детский сад);

· основные общеобразовательные учреждения – 6;

· средние общеобразовательные учреждения – 31, в том числе: 1 лицей, 2 гимназии, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Соотношение городских и сельских школ составляет: 19 городских и 22 сельских. 59% общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности малокомплектны: имеют контингент обучающихся менее 200 человек, особенно малочисленный контингент обучающихся в Белогорской начальной школе – детский сад и Минской начальной школе – детский сад. Качество образовательных результатов школьников, обучающихся в малокомплектных школах, остаются низкими и ограничивают возможности выпускников в получении дальнейшего профессионального образования, что делает их неконкурентоспособными на рынке труда.

С целью решения данной задачи - обеспечения доступности качественного общего образования, соответствующего современным потребностями общества - осуществляются мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений, реализующих технологию дистанционного обучения и имеющих соответствующий ресурс. МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 1» является региональной инновационной площадкой «Базовая школа – центр дистанционного обучения». Учреждение имеет доступ к региональному информационно-образовательному ресурсу, в нем в рамках модернизации созданы условия, позволяющие обеспечить доступ к данному ресурсу обучающихся школ - сетевых партнеров в муниципальной образовательной сети. Организовано обучение обучающихся по программам общего и дополнительного образования, включая детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, с использованием электронного и дистанционного обучения. В районе созданы условия для обучения 17 детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет реализовать право на получение качественного образования 100% детей этой категории от общего числа детей-инвалидов, которым данная технология обучения показана.

Число обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет более 17 тысяч, из них: 70,6 % обучаются в городских, 29,4 % - в сельских школах. В Гатчинском муниципальном районе сохраняется тенденция увеличения количества школьников в г.Гатчина и г.Коммунар, уменьшение - в сельских поселениях, что должно учитываться при развитии сети общеобразовательных учреждений на территории Гатчинского муниципального района.

Мониторинг результатов обучения, осуществляемый комитетом по образованию Гатчинского муниципального района, позволяет сделать вывод, что уровень успеваемости на протяжении многих лет остаётся стабильным. Процент обучающихся, освоивших учебные программы, соответствует 99,6%. О качестве предоставляемых образовательных услуг общеобразовательными учреждениями района свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ по основным предметам и предметам по выбору выше среднеобластных показателей.

Уровень обеспеченности населения местами в общеобразовательных учреждениях достаточно высок: составляет 92,5 % от нормативного. Возрастная структура кадрового состава включает до 21 % пенсионных возрастов, отмечается небольшой рост дефицита педагогических кадров.

За последние три года существенно обновлена материально-техническая база образовательных учреждений, однако в целом по району она характеризуется низким уровнем обеспеченности материально-техническим оснащением (в среднем на 7,5 % от необходимого уровня, в сельской местности – 2,5 %), процент износа в среднем составляет 92 %.

Таблица 18.

Динамика основных показателей развития учреждений основного образования

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Обеспеченность общеобразовательными учреждениями (% от нормативов)
Гатчинский муниципальный район 87,5 90,0 90,0 90,0 92,5
в том числе по сельской местности 95,0 97,5 97,5 97,5
в том числе по городской местности 92,5 92,5 92,5 92,5 92,5
МО «Город Гатчина» 70,0 70,0 70,0 70,0 70,0
Удельный вес кадров в общеобразовательных учреждениях 60 лет и старше, %
Гатчинский муниципальный район н/д
в том числе по сельской местности н/д
в том числе по городской местности н/д
МО «Город Гатчина» н/д
Наличие дефицита педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях (% от нормативов)
Гатчинский муниципальный район 6% 6,2% 6,5% 6,5% 6,9%
в том числе по сельской местности 6,3% 6,6% 6,8% 6,8% 7,1%
в том числе по городской местности 5,7% 5,8% 6,1% 6,2% 6,7%
МО «Город Гатчина» 3,8% 3,8% 4,0% 4,1% 4,3%
Показатели обеспеченности учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений (% от потребности)
Гатчинский муниципальный район 9,8 9,8 9,8 9,8 7,5
в том числе по сельской местности 2,4 2,4 2,4 2,4 2,5
в том числе по городской местности 7,4 7,4 7,4 7,4 5,0
МО «Город Гатчина» 18,2 18,2 18,2 18,2 20,0
Процент износа материально-технической базы общеобразовательных учреждений
Гатчинский муниципальный район 90,2 90,2 90,2 90,2 92,5
в том числе по сельской местности 56,1 56,1 56,1 56,1 57,5
в том числе по городской местности 34,1 34,1 34,1 34,1 35,0
МО «Город Гатчина» 72,7 72,7 72,7 72,7 80,0

В системе дополнительного образования Гатчинского муниципального района функционирует 9 образовательных учреждений дополнительного образования, на базе которых обучаются 11 575 человек по программам дополнительного образования, что составляет 71 % от общего числа обучающихся. 56 % детей и подростков занимается в детско-юношеских спортивных школах. 61% всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования занимаются в кружках и секциях на базе общеобразовательных учреждений. Наиболее востребованы в районе образовательные программы дополнительного образования спортивной направленности (51%) и художественного творчества (18%). В объединениях социально-педагогической, естественно-научной и культурологической направленностей занимаются 14,5 %, охват детей техническим творчеством составляет 11 %. Занятость детей и подростков услугами дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений во второй половине дня составляет более 50% обучающихся от общего количество школьников.

В учреждениях дополнительного образования творческой и спортивной направленности реализуются программы для одарённых детей, а также для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Охват детей услугами дополнительного образования в среднем по муниципальному району составляет 73 %. Возрастная структура кадрового состава характеризуется высокой долей пенсионных возрастов (31 %), при этом уровень дефицита педагогических кадров оценивается в 12,5 %.

Уровень износа материально-технической базы учреждений дополнительного образования составляет до 75 %, при этом 54,5 % учреждений не имеют собственных зданий (аренда помещений).

Таблица 19.

Динамика основных показателей развития учреждений дополнительного образования

  2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Охват детей услугами дополнительного образования (% от детей школьного возраста)
Гатчинский муниципальный район
в том числе по сельской местности
в том числе по городской местности
МО «Город Гатчина»
Удельный вес кадров в учреждениях дополнительного образования 60 лет и старше, %
Гатчинский муниципальный район
в том числе по сельской местности
в том числе по городской местности
МО «Город Гатчина»
Наличие дефицита педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования (% от нормативов)
Гатчинский муниципальный район 11,6% 11,8% 12% 12,3% 12,5%
в том числе по сельской местности 11,3% 11,5% 11,7% 11,8% 12%
в том числе по городской местности 11,8% 12% 12,4% 12,7% 13%
МО «Город Гатчина» 7,9% 7,9% 8,3% 8,4% 8,6%
Уровень износа материально-технической базы, %
Гатчинский муниципальный район* 75% 75% 75% 75% 5 - 75%
в том числе по сельской местности 2-50% 2-50% 2-50% 2-50% 2-50%
в том числе по городской местности 3 -100% 3 -100% 3-100% 3 -100% 3 -100%
МО «Город Гатчина» 2- 100% 2-100% 2- 100% 2-100% 2 - 100 %
*Данные даны с учетом, что 54,5 % учреждений не имеют собственных зданий (аренда помещений); 5 - учреждений имеют здания

Динамика нормативного уровня обеспеченности населения объектами спорта и физической культуры носит положительный характер, не смотря на сохранение дефицита по всем видам спортивных сооружений. Спортивные залы имеются во всех муниципальных образованиях района, но в ряде случаев они расположены в приспособленных помещениях (Елизаветинское, Кобринское, Пудостьское, Сяськелевское сельские поселения). Плоскостные сооружения, как в большинстве районов страны, имеются повсеместно, плавательные бассейны – только в двух городских и одном сельском поселениях.

Наибольший дефицит спортивных сооружений, в сравнении с нормативно необходимым, наблюдается в следующих городских и сельских поселениях: Вырицкое, Коммунарское, Сиверское, Таицкое, Веревское, Кобринское, Пудомягское, Сусанинское, где пропускная способность спортсооружений в 10 и более раз ниже норматива. Уровень обеспеченности площадью спортивных залов в Веревском, Кобринском, Пудомягском, Сусанинском сельских поселениях недотягивает до 20 % от нормативного.

Обеспеченность учреждений физической культуры и спорта материально-технической базой составляет 50 % от действующих нормативов, уровень износа материально-технической базы учреждений физ.культуры и спорта составляет 30 %.

Таблица 20.

Спортивные сооружения и их характеристики

Показатель Ед. измерения Гатчинский муниципальный район, всего МО «Город Гатчина»
2008 г. 2014 г. 2008 г. 2014 г.
Спортивные залы объектов
м2 площади пола
Плоскостные сооружения объектов
м2
Плавательные бассейны объектов
м2 зеркала воды
Единовременная пропускная способность чел.

Таблица 21.

Фактическая и нормативная обеспеченность населения Гатчинского муниципального района спортивными сооружениями в 2014 г. по «Методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры»

Показатель Гатчинский муниципальный район, всего МО «Город Гатчина»
Фактическая Нормативная на 246,223 тыс.чел. % от норматива Фактическая Нормативная на 96,334 тыс.чел. % от норматива
Единовременная пропускная способность спортсооружений, тыс. чел 5,73 46,78 12,24 2,33 18,3 12,7
Спортивные залы, площадь пола, тыс. м2 21,0 86,18 24,4 9,4 33,72 27,9
Плавательные бассейны, площадь зеркала воды, м2 18467* 8,1 7225* 12,1
Плоскостные сооружения, тыс. м2 203,6 480,13 42,4 55,8 187,85 29,7

*Примечание: нормативный показатель 750 м2 зеркала воды на 10 тысяч населения на срок до 2050 г.

Таблица 22.

Характеристика кадрового состава и материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта

  Общая численность кадров Обеспеченность учреждений физ.культуры и спорта материально-технической базой (% от действующих нормативов) Процент износа материально-технической базы учреждений физ.культуры и спорта (% от действующих нормативов)
01.01. 2015 2015 в % к 2011
Гатчинский муниципальный район 117,2 50% 30%
В том числе по сельской местности 118,3 10% 5%
В том числе по городской местности 134,7 10% 5%
МО «Город Гатчина» 109,6 30 % 20%

На территории Гатчинского муниципального района функционирует 39муниципальныхучреждений культурно-досугового типа (юридические лица), из них:

- 19 учреждений культурно-досугового типа (с 12-ю сельскими домами культуры и клубами и 30-ю библиотеками);

- 2библиотечных системы (с 7-ю филиалами);

- 1межпоселенческая библиотека;

- 1 городская библиотека;

- 9 бюджетных муниципальных учреждений дополнительного образования детей (из них – 1 детская художественная школа, 5 школ искусств, 3 детских музыкальных школы);

- 3музея;

- 1 кинотеатр;

- 1 МКУ «Сервисная служба»;

- 1 МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений культуры».

В целом, динамика развития учреждений клубного типа характеризуется небольшим снижением проектной вместимости. При этом, уровень обеспеченности учреждений материально-технической базой растет и в настоящее время составляет 75 %. Невысокие показатели нормативной обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа обусловлены следующими факторами:

- сохранение недостаточно современного метода оценки норматива (оцениваются только посадочные места в зрительских залах) при активном развитии коммерческих современных форм досугово-развлекательных учреждений, не учитываемых в данном показателе;

- опережающие темпы роста численности населения (особенно заметен по городской местности) по отношению к темпам развития сети учреждений культурно-досугового типа;

- территориальная близость Санкт-Петербурга и высокий уровень развития транспортных пассажирских связей обусловили возможности для получения жителями Гатчинского муниципального района услуг культурно-досугового комплекса в Санкт-Петербурге.

Тем не менее, показатели развития учреждений культурно-досугового типа играют важное значение в создании условий развития сферы досуга и отдыха как местного населения (уровень жизни), так и туристов и рекреантов («отдыхающие выходного дня»).

Показатели обеспеченности кадровым потенциалом также характеризуются высоким уровнем кадров в возрасте старше 60 лет (около 30 %), не смотря на снижение дефицита кадров, он все еще составляет более 10 %.

Таблица 23.

Динамика основных показателей развития учреждений культурно-досугового комплекса

Территория 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
УЧРЕЖДЕНИЯ КЛУБНОГО ТИПА
Количество посадочных мест в учреждениях клубного типа (в % от нормативного)
Гатчинский муниципальный район (41,2 %) (38 %) (37,5 %)
в т.ч. по сельской местности (10,2-29,3 %) (21,5-61,9 %) (21,4-61,4 %)
в т.ч. по городской местности (45,8 %) (22,7 %) (22,2 %)
в т.ч. МО «Город Гатчина» (6,3 %) (10,2 %) (10,1 %)
Уровень обеспеченности учреждений материально-технической базой (%)
Гатчинский муниципальный район
в т.ч. по сельской местности
в т.ч. по городской местности
в т.ч. МО «Город Гатчина»
Процент износа материально-технической базы
Гатчинский муниципальный район
в т.ч. по сельской местности
в т.ч. по городской местности
в т.ч. МО «Город Гатчина»
Уровень удовлетворенности потребителями услуг в культурно-досуговой сфере качеством предоставляемых услуг
Гатчинский муниципальный район
в т.ч. по сельской местности
в т.ч. по городской местности
в т.ч. МО «Город Гатчина»
БИБЛИОТЕКИ
Книжный фонд
Гатчинский муниципальный район
в т.ч. по сельской местности
в т.ч. по городской местности
в т.ч. МО «Город Гатчина»
Показатели обеспеченности библиотек материально-технической базой (% от действующих нормативов)
Гатчинский муниципальный район
в т.ч. по сельской местности
в т.ч. по городской местности
в т.ч. МО «Город Гатчина»
Процент износа материально-технической базы
Гатчинский муниципальный район
в т.ч. по сельской местности
в т.ч. по городской местности
в т.ч. МО «Город Гатчина»
Уровень удовлетворенности потребителями услуг в культурно-досуговой сфере качеством предоставляемых услуг, %
Гатчинский муниципальный район 70-80 70-80 70-80 70-80 70-80
в т.ч. по сельской местности 70-80 70-80 70-80 70-80 70-80
в т.ч. по городской местности 70-80 70-80 70-80 70-80 70-80
в т.ч. МО «Город Гатчина» 70-80 70-80 70-80 90-92 90-92
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Количество кадров в учреждениях культуры
Гатчинский муниципальный район
в т.ч. по сельской местности
в т.ч. по городской местности
в т.ч. МО «Город Гатчина»
Удельный вес кадров в учреждениях старше 60 лет, %
Гатчинский муниципальный район 31,7 39,1 32,5
в т.ч. по сельской местности 29,4
в т.ч. по городской местности
в т.ч. МО «Город Гатчина» 41,6
Наличие дефицита кадров (% от потребности)
Гатчинский муниципальный район 16,3 15,4 14,5 13,9 12,9
в т.ч. по сельской местности 20,8 17,5 16,6 15,8
в т.ч. по городской местности 11,8 10,8 11,5 11,3 10,1
в т.ч. МО «Город Гатчина» 3,3 1,5 2,3 1,5

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Обеспечением гарантированных, минимально достаточных условий жизни для наиболее уязвимых слоев населения остается социальное обслуживание пожилых людей, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении. В Гатчинском муниципальном районе проживают более 57 тысяч граждан пожилого возраста, что составляет 24 % от общего количества населения Гатчинского района и более 20 тысяч инвалидов, что составляет 9 % от общего количества населения.

В настоящее время социальные услуги в Гатчинском муниципальном районе предоставляют 2 муниципальные учреждения социального обслуживания населения: МБУ «Центр социального обслуживания граждан» и МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Дарина». Действующая система социальной поддержки населения отличается дифференцированным подходом к различным группам получателей помощи в зависимости от категории получателя, жизненной ситуации, материального благополучия, приоритетов государственной политики. Получателями различных социальных выплат, компенсаций и льгот являются 63,9 тыс. чел. (26,4 % населения муниципального района). Количество граждан отдельных категорий, получивших различные меры социальной поддержки в виде социальных выплат в Гатчинском районе
в 2013 году составило 63971 человек.

Сеть предприятий потребительского рынка Гатчинского муниципального района представлена предприятиями розничной и оптовой торговли, предприятиями общественного питания и бытового обслуживания.

По состоянию на 01.01.2015 на территории Гатчинского муниципального района осуществляют деятельность 2893 предприятия розничной торговли, 37 предприятий оптовой торговли, 234 предприятия общественного питания и 530 предприятий бытового обслуживания.

Развитие отраслей социальной сферы и гражданского общества - student2.ru
На территории района функционируют 29 торгово-развлекательных комплексов и центров.

В Гатчинском районе продолжают развиваться торговые сетевые структуры, количество которых на 01.01.2015 составляет: 102 сети в 233 объектах розничной торговли и 9 сетей в 11 предприятиях общественного питания.

В 57 населенных пунктах городских и сельских поселений осуществляется обслуживание населения продовольственными и непродовольственными товарами 23 автомагазинами.

Розничную торговлю осуществляют 2033 хозяйствующих субъекта, в том числе 525 юридических лиц и 1508 индивидуальных предпринимателей. Численность работающих в сфере розничной торговли составляет 9837 человек.

Таблица 24.

Обеспеченность муниципальных образований услугами учреждений торговли

  Учреждения торговли, площадь торгового зала Оборот розничной торговли в 2014 г.
Всего, кв.м В % от общей по ГМР В расчете на 1000 населения, кв.м % от норматива[4] млн. руб. Тыс.руб./ чел.
Гатчинский муниципальный район 657,0 167,0 8621,6 35,3
в том числе:            
сельские поселения 18,9 381,7 97,1 945,6 11,9
городские поселения 81,1 789,8 200,8 46,6
в том числе МО "Город Гатчина" 47,8 800,9 203,6 6672,3 69,6

Предприятия общественного питания района представляют 195 хозяйствующих субъектов, в том числе 103 юридических лиц и 92 индивидуальных предпринимателей. Численность работающих в предприятиях общественного питания составляет 1484 человека.

Предприятия бытового обслуживания Гатчинского района представляют 481 хозяйствующих субъектов, в том числе 98 юридических лиц и 383 индивидуальных предпринимателей. Численность работающих в предприятиях бытового обслуживания составляет 2131 человек.

Оборот розничной торговли на душу населения по МО «Город Гатчина» в 2014 году составил 19771,6 рублей в месяц (в 2013 году – 18397,6 рублей в месяц). В целом по Гатчинскому муниципальному району оборот розничной торговли на душу населения по оперативным данным составляет - 9947 рублей в месяц. Данный низкий показатель можно объяснить тем, что не во всех населенных пунктах Гатчинского района имеются объекты торговли, т. е население приобретает товары в близлежащих поселениях (в основном в городских поселениях - Гатчина, Коммунар, Сиверская). Состояние потребительского рынка МО «Город Гатчина» характеризуется, как стабильное с высоким уровнем насыщенности по всем товарным группам.

В целом по основным направлениям развития социальной инфраструктуры отмечаются сохранение проблем материально-технической базы, кадрового потенциала. Необходимо отметить, что в сфере детского дошкольного образования данные проблемы носят наименее острый характер и практически решены, что обусловлено особым вниманием к данному типу учреждений образования на уровне государственной власти, эффективной реализацией «Дорожных карт», направленных на решение данных проблем.

Высокий удельный вес кадров предпенсионных возрастов и в возрастах старше 60 лет повышает риски роста кадрового дефицита в среднесрочной перспективе.

В последние годы активную поддержку получает развитие социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющие деятель­ность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. ФЗ «О некоммерческих организациях». Основы деятельности данных организаций заложены Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Рос­сийской Федерации по вопросу поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций». По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области по состоянию на 24 июня 2015 года на территории Гатчинского муниципального района зарегистрированы 242 некоммерческие организации, из них 116 общественных организаций, 40 религиозных организаций, 19 автономных некоммерческих организаций, 16 некоммерческих партнерств, 2 казачьих обществ, 9 отделений политических партий, 23 некоммерческих фонда, 7 общественных движений, 9 общественных фондов. Непосредственно с администрацией Гатчинского муниципального района активно взаимодействуют более 30 из них. Более 40 инициативных групп по всему Гатчинскому муниципальному району действуют без регистрации в качестве юридического лица.

Наши рекомендации