Развитие отраслей социальной сферы

Основой развития социально-культурной сферы является ее поэтапное реформирование на основе системы государственных минимальных социальных стандартов, с учетом необходимости приближения минимальных социальных гарантий к уровню прожиточного минимума.

Прогноз развития социально-культурной сферы включает количественные показатели и качественную характеристику ситуации в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, санаторно-курортном обслуживании, физической культуре и спорте, культуре и искусстве, средствах массовой информации (в т.ч. в телевидении и радиовещании) и туризме.

Прогнозируемые показатели развития образования и здравоохранения должны быть увязаны с пороговыми показателями экономической безопасности страны в среднесрочном периоде, к которым относятся:

продолжительность общеобразовательной подготовки подрастающего поколения должна составлять 11 лет;

численность обучающихся за счет средств бюджета в общеобразовательных школах - 1,415 тыс. человек в расчете на 10 тыс. человек населения;

обеспеченность учреждениями общего образования - 770 мест на 1 тыс. обучающихся ;

обеспеченность населения больницами должна составить 111 коек на 10 тыс. населения, а амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 260 посещений в смену на 10 тыс. населения.

Прогнозируются финансовые показатели, входящие в состав сводного финансового баланса - размер бюджетных ассигнований, а также внебюджетных источников, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, культуру и искусство, средства массовой информации.

Расчет этих показателей должен осуществляться на основе основных макроэкономических показателях развития экономики: численность населения, темпов роста валового внутреннего продукта, рост потребительских цен, темпы роста платных услуг; а также с учетом проведенного анализа по исполнению бюджетов всех уровней, фондов обязательного медицинского страхования.

На основе минимальных социальных стандартов определяется размер консолидированных бюджетных средств, гарантированных государством по предоставлению населению социальных услуг.

В состав рыночных услуг включаются платные услуги образования, здравоохранения, культуры. В состав нерыночных услуг - услуги, оказываемые обществу в целом или отдельным домашним хозяйствам. Эти услуги могут быть оплачены из бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов или некоммерческих (общественных) организаций.

Для увеличения объема предоставляемых высококвалифицированных услуг учреждениями образования, здравоохранения, культуры, санаторно-курортными учреждениями, прогнозируется показатель платных услуг населению.

Прогноз объема платных услуг населению формируется в соответствии с «Методикой экономических оценок и расчетов показателей, характеризующих платные услуги населению», утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 апреля 1995 г. N33 и «Методики экономических оценок и досчетов показателей, характеризующих платные медицинские услуги» утвержденной 5 июля 1995 г., с учетом Общероссийского классификатора услуг населению, а также мероприятиями, предусмотренными Среднесрочной программой Правительства Российской Федерации.

Указанные показатели увязываются с мероприятиями по реформированию социально-культурной сферы, действующими законодательными актами в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства.

Развитие материально технической базы является неотъемлемой частью прогноза развития социально-культурной сферы. Оно определяется на основе инвестиционной политики в этой области и проведения анализа состояния учреждений социальной сферы. Объем инвестиций по отраслям социально-культурной сферы определяется в абсолютных показателях и в % к предыдущему году.

Кроме этих показателей, прогнозируются отраслевые показатели, характеризующие развитие данной отрасли в соответствии с конкретными задачами.

Охрана окружающей среды

Основной целью разработки прогнозов по охране окружающей среды является оценка отрицательного воздействия промышленности, сельского хозяйства и коммунального хозяйства на окружающую среду и определение мер по восстановлению и сохранению естественных функций природных комплексов, а также создание благоприятных условий для проживания населения.

Прогнозирование мероприятий по охране природы в городах обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с участием контрольных природоохранных служб на местах, в основном, путем подготовки и доведения до субъектов хозяйствования условий природоохранной деятельности и последующего обобщения соответствующих предложений предприятий и организаций. Прогнозы по охране окружающей среды, увязанные с прогнозом развития отраслей экономики и социальной сферы, представляются в Минэкономики России в целом по территории с указанием прогнозных оценок в соответствии с показателями и прилагаемыми формами раздела «Охрана окружающей среды».

Обобщающим показателем прогнозов по охране окружающей среды являются инвестиции, направляемые на осуществление природоохранных мероприятий. При их расчете определяется объем капитальных затрат за счет всех источников финансирования с выделением средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средств предприятий, организаций и других внебюджетных источников, направляемых на указанные цели. Для проведения прогнозных расчетов по этим показателям необходимо использовать отчетные данные формы Роскомстата № 18-КС

Кроме того, приводятся данные об использовании средств экологических фондов, в том числе на строительство объектов природоохранного назначения. Для проведения прогнозных расчетов по этим показателям необходимо использовать отчетные данные формы Роскомстата № 1-экофонд

К основным показателям, характеризующим эффективность природоохранной деятельности в городе, относятся показатели интенсивности негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, уменьшение которых свидетельствует об улучшении экологической обстановки.

Для водных объектов таким показателем является объем сброса загрязненных сточных вод, который исчисляется как количество промышленных, городских и сельскохозяйственных стоков (включая шахтно-рудничные и коллекторно-дренажные воды), поступающих в поверхностные водные объекты, подземные горизонты и в накопители без предварительной очистки и (или) недостаточно очищенными (не соответствующими установленным нормативам). Для атмосферного воздуха - объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения. При этом в состав вредных веществ входит общее количество всех загрязнителей, поступивших в воздушный бассейн как после прохождения пылегазоочистных установок (в результате неполного улавливания и очистки), так и без очистки (от организованных и неорганизованных источников). Для проведения прогнозных расчетов по этим показателям необходимо использовать отчетные данные по формам МПР России № 2ТП (водхоз и воздух).

Для составления прогнозов устойчивого водообеспечения населения и экономики, которое имеет важное значение также и для функционирования природных комплексов используются следующие показатели:

объем водопотребления - использование забранной из различных источников воды для хозяйственных и питьевых нужд. Сюда не включается оборотное и повторно-последовательное использование отводимых и дренажных вод;

объем оборотного и повторно-последовательного использования воды - объем воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, включая использование сточных и коллекторно-дренажных вод. Данный показатель является показателем (объемом) экономии забора воды из природных водных источников, ее рационального использования.

Наши рекомендации