Источники финансирования отраслей социальной сферы и их характеристика.

Социальную сферу можно определить как пространство жизнедеятельности человека, в котором осуществляется физическое, социальное, культурное воспроизводство индивидов, групп и социальных общностей.

Признаки отраслей социальной сферы (С.В. Шишкин):

• предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;

• потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты;

• деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок.

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально – культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.

Культура, искусство и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.

Социальная сфера – это сложный многоотраслевой комплекс.

Розничная торговля и общественное питание. В этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.

Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из основных отраслей социальной сферы. Жилищные условия одно из главных компонентов уровня жизни населения.

Здравоохранение – наиболее важная отрасль социальной сферы. Главная цель функционирования этой отрасли – обеспечение конституционного права граждан на получение медицинской помощи, направленной на поддержание и укрепление здоровья.

Образование. Государственная политика в области образования основывается на ряде принципов. Основные из них – общедоступность системы образования и светский характер обучения в образовательных учреждениях.

Образовательная система включает:

детские дошкольные образовательные учреждения,

общеобразовательные учреждения

высшие учебные заведения.

Культура – отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры.

Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения, проживающих в разных регионах, в федеральном бюджете России на 2001г. Был впервые создан фонд компенсации, из которого финансируют федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Фонд компенсаций обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории России, предусмотренные федеральным законодательством.

Все более важную роль в финансировании социальных программ играют бюджеты субъектов РФ. Они в настоящее время финансируют все, что относится к жизнеобеспечению населения на территории. Территориальные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет, они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия.

На следующем уровне бюджетной системы – местные бюджеты. Они нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения, в настоящее время это бюджеты выживания, в первую очередь для слабозащищенных слоев населения. Местные бюджеты, как правило, не располагают возможностями свободы финансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. 9,Основные предпосылки и этапы проведения реформы государственных (муниципальных) учреждений.

Основными причинами, послужившими мотивом для проведения этой реформы послужили:

- недостаточная эффективность и низкое качество оказания ими гражданам значительной части государственных и муниципальных услуг

- неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых им из бюджетов всех уровней для обеспечения предоставления таких услуг.

В целях решения указанных проблем был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 83-ФЗ).

Федеральный закон № 83-ФЗ направлен на создания условий и стимулов для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создания условий и стимулов для органов власти всех уровней для оптимизации находящейся в их ведении сети учреждений.

Основные этапы реализации Федерального закона N 83-ФЗ. Переходный период

Согласно п. 13 ст. 33 данного закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно: устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012. При этом ряд подготовительных мероприятий по реализации ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ планируется провести уже в 2010 году. Приведем в таблице основные этапы реализации указанного закона, установленные его п. 1, 2 ст. 31.

Название мероприятия Сроки исполнения
На федеральном уровне
Утверждение Правительством РФ перечней казенных учреждений, которые создаются путем изменения типа бюджетных учреждений 01.10.2010  
Утверждение перечней недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными учреждениями учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эти цели 01.01.2011  
Принятие федеральными органами исполнительной власти решений об отнесении движимого имущества федеральных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу 01.03.2011  
Представление федеральными органами государственной власти в Федеральное казначейство утвержденных перечней бюджетных и казенных учреждений 01.11.2010  
Внесение изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений 01.06.2011  
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований
Принятие законов субъектов РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления, устанавливающих особенности переходного периода в субъекте РФ (муниципалитете), в том числе: - дату, начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ (местный бюджет) доходов, полученных казенными учреждениями субъекта РФ (муниципальными казенными учреждениями) от платных услуг; - форму финансового обеспечения бюджетных учреждений (бюджетная смета или субсидия на выполнение государственного задания); - порядок и направления использования учреждениями доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности 01.12.2010  
Принятие нормативных правовых актов, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действовавших на дату принятия этих актов, с указанием в них перечня казенных учреждений 01.12.2010  
Утверждение перечней недвижимого имущества подведомственных учреждений, закрепленного за ними учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на эти цели, в целях расчета субсидий 01.01.2011  
Принятие решений об отнесении движимого имущества бюджетного учреждения к особо ценному движимому имуществу 01.03.2011  
Внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений 01.12.2011  

10. Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). (Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671. Ее можно здесь).

Основные нормы, регламентирующие действие данного документа, прописаны в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ.

В частности, там определено, что госзадание должно содержать:

– показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

– порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

– требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно включать в себя:

– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

– порядок оказания соответствующих услуг;

– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством.

Порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 (далее – Положение № 671).

Обратите внимание: бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Это четко сказано в пункте 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Однако, если в нормативные акты, на основании которых было сформировано государственное задание, внесены изменения, госзадание может быть откорректировано.

Также в пункте 5 Положения № 671 сказано: «Изменение объема субсидии, предоставленной из федерального бюджета федеральному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия), в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания».

Финансирование госзаданий

На выполнение государственных (муниципальных) заданий средства выделяются из соответствующего бюджета. Причем если речь идет о казенном учреждении – финансирование происходит в рамках утвержденных смет.

Бюджетным и автономным учреждениям средства на выполнение госзадания выделяются в виде субсидий.

Размер субсидии на обеспечение выполнения государственного задания определяется путем суммирования следующих показателей:

– нормативные затраты на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;

– нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду).

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат утверждены приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н, № 527. (Подробно о Методических рекомендациях рассказано в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» № 1, 2011 на стр. 67.)

Важно запомнить

Бюджетные учреждения имеют право оказывать услуги (выполнять работы) в пределах установленного государственного задания за плату (конечно, если такой вариант законодательно допустим). Тогда субсидии рассчитываются с учетом планируемых поступлений.

Наши рекомендации