Муниципальное управление и безопасность
Гатчинский муниципальный район наделен статусом муниципального района с 1 января 2006 путём объединения с двумя другими муниципальными образованиями — МО «город Гатчина» и МО «город Коммунар» под общим названием МО «Гатчинский муниципальный район». С 2012 года, практически сразу после своего вступления в должность, губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко объявил о старте реформы местного самоуправления в регионе, основная цель которой – повышение эффективности работы органов местного самоуправления. Одним из направлений реформы стала оптимизация работы административного аппарата, предусматривающая объединение администраций муниципальных районов и районных центров в единый орган управления. В 2014 году завершено преобразование в единую администрацию администрации Гатчинского муниципального района и МО «Город Гатчина». Процедура передачи полномочий администрации города в администрацию Гатчинского муниципального района была начата 1 марта и завершена до конца 2014 года. В настоящее время вопросы местного значения муниципального района и МО «Город Гатчина» реализует единая Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области. В результате объединения произошла консолидация функциональных обязанностей в рамках полномочий города и района, что должно привести к повышению эффективности управления, ликвидации дублирования функций на различных уровнях муниципальной власти, повышению оперативности решения вопросов напрямую с региональной властью, ответственности руководства перед населением.
Комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области ежегодно проводится «Комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области»в соответствии с порядком, определенным постановлением правительства Ленинградской области № 240 от 6 августа 2013 года. С 2014 года региональный мониторинг эффективности проводится на базе единой ГАС «Управление», обеспечивающей сбор, обработку и хранение информации, а также ее согласование, анализ и ранжирование. Комплексная оценка эффективности, на основании которой выстраивается рейтинг муниципальных образований Ленинградской области, рассчитывается по одиннадцати направлениям социально-экономического развития, состоящим из 40 показателей деятельности муниципальных образований 2-го уровня (районов и городского округа). В 2015 году впервые учитывались результаты опросов населения об оценке эффективности деятельности руководителей органов МСУ.
По итогам рейтинга 2015 года тройку победителей составляют Кингисеппский, Приозерский и Гатчинский муниципальные районы. Гатчинский муниципальный район также входил в тройку лидеров по итогам 2010 года.
Управленческие функции в сфере исполнения полномочий собственника муниципального имущества Гатчинского муниципального района Ленинградской области и МО «Город Гатчина» осуществляет Комитет по управлению имуществом Гатчинского муниципального района.
Одним из приоритетных направлений деятельности КУМИ ГМР является предоставление жителям земельных участков в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области».
Несмотря на то, что Гатчинский муниципальный район находится на втором месте в Ленинградской области по количеству предоставленных земельных участков многодетным семьям (за 2014 год предоставлено 188 земельных участков), в настоящее время подано заявлений от 452 нуждающихся многодетных семей (в том числе в МО «Город Гатчина» - 166), а в целом по 105-оз стоит на учете более 3200 семей. Главная проблема – это отсутствие инфраструктуры. Постановление Правительства Ленинградской области от 14.12.2012 № 401 (ред. от 31.10.2014) "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам поселений и городского округа Ленинградской области на решение вопросов местного значения по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года № 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области", по критериям отбора муниципальных образований для получения субсидий на создание инженерной и транспортной инфраструктуры практически исключает такую возможность.
Одним из важнейших инструментов управления развитием территории является реализация полномочий муниципального образования в сфере градостроительной деятельности. В настоящее время все поселения и муниципальный район обеспечены документами территориального планирования и градостроительного зонирования в полном объеме.
В настоящее время сформировалась эффективная практика по передаче полномочий местного значения между уровнями органов местного самоуправления муниципального района и городских и сельских поселений. В условиях реформирования местного самоуправления с 01.01.2006 на поселенческий уровень муниципальной власти возлагаются обширные полномочия по решению 34 вопросов местного значения. Существующие нормативы штатной численности органов местного самоуправления не соотносятся с объемом обязанностей, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
На современном этапе развития информатизации деятельности органов местного самоуправления для повышения эффективности реализации полномочий муниципального района осуществляется перевод муниципальных услуг в электронный формат, как составляющая электронного правительства. Для реализации этой задачи основополагающим является федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который определяет принципы и процедуру предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».
В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие электронного правительства в Ленинградской области на 2011-2015 гг.» реализуется направление по предоставлению услуг населению в электронном виде, в основе которого – развитие Муниципальной Информационной Системы.
В Ленинградской области в настоящее время созданы условия для использования предусмотренных законом форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Важной формой привлечения граждан к участию в осуществлении местного самоуправления по месту непосредственного проживания является институт старост сельских населенных пунктов, не регламентированный напрямую законом, но предусмотренный муниципальными нормативными правовыми документами, которые разработаны на основе типового положения подготовленного комитетом по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области. Наиболее широко институт старост сельских населенных пунктов на территории Ленинградской области применяется в Гатчинском муниципальном районе (по состоянию на 01.02.2015 количество сельских старост, председателей уличных и домовых комитетов в Гатчинском муниципальном районе насчитывает 218 чел., из них 186 старост и 32 председателя уличных и домовых комитета). Многолетняя практика работы органов местного самоуправления доказала востребованность тесного взаимодействия органов власти на местах и сельских старост, которая регулируется областным законом от 14.12.2012 №95-оз «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления». В сельских поселениях Гатчинского муниципального района, где хорошо зарекомендовал себя институт старост, принято решение сохранить эффективно работающую систему старост, уличных и домовых комитетов. При содействии Организационного отдела Администрации ГМР организована работа Совета старост, который ежеквартально проводит свои заседания, а 2 раза в год проводится общее собрание старост населенных пунктов Гатчинского муниципального района для оказания содействия в решении задач и активного взаимодействия органов местного самоуправления со старостами населенных пунктов, эффективного обмена мнениями о реализации положений областного закона. Недостатком общественного самоуправления в данной схеме является отсутствие надлежащей правовой базы на местном уровне и отсутствие компетентных лиц.
Необходимо отметить такую форму участия граждан в осуществлении местного самоуправления как территориальное общественное самоуправление (ТОС). В Гатчинском муниципальном районе были попытки внедрения практики формирование ТОС в МО «Город Гатчина», но в связи с широким распространением института старост населенных пунктов, данная форма местного самоуправления не прижилась.
Активно работает Совет директоров промышленных предприятий Гатчинского муниципального района, в состав которого входит более 80 руководителей предприятий. Это добровольное, открытое общественное и политическое объединение руководителей малого, среднего и крупного бизнеса, которое осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, имеет большое значение в распространении положительного опыта ведения бизнеса, кооперирования видов деятельности.
Одним из важных направлений в составе вопросов местного значения муниципального района является обеспечение условий безопасной жизнедеятельности населения и развития территории муниципального района. Реализация планов по развитию муниципального района во многом зависит от ритмичной и безаварийной работы объектов экономики, безопасности жизнедеятельности населения на территории. Для противодействия угрозам безопасности, требуется совершенствование защиты населения и территории района от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 г. №396 «О государственной программе Ленинградской области «Безопасность Ленинградской области», Паспортом безопасности территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, материалами СТП Гатчинского муниципального района Ленинградской области, генеральными планами муниципальных образований, территория Гатчинского района подвержена опасностям и угрозам природного и техногенного характера.
Гатчинский муниципальный район является одним из муниципальных образований Ленинградской области, на территории которого находится наибольшее количество населенных пунктов, расположенных вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений пожарной охраны, 57 населенных пунктов Гатчинского муниципального района находятся в зоне высокой пожарной опасности в летний период. В «Перечень населенных пунктов Ленинградской области, подверженных угрозе лесных пожаров» вошли 54 сельских населенных пункта и три городских: Гатчина, Дружная Горка и Вырица. Всего в данный перечень попали населенные пункты 15 поселений из 17 (кроме Коммунарского и Сиверского городских поселений). Данные обстоятельства обуславливают необходимость совершенствования добровольной пожарной охраны для организации эффективной профилактики и борьбы с пожарами. Необходимы целенаправленные скоординированные действия органов исполнительной власти, муниципальных образований, объединений, предприятий и организаций Ленинградской области.
На территории Гатчинского района находится комплекс гидротехнических сооружений Оредежского каскада, состоящий из пяти бывших малых ГЭС (Даймищенской (Чикинской), Рождественской, Сиверской, Белогорской и Вырицкой), при аварии на которых, может произойти затопление (подтопление) части территории района, объектов обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктуры, производственных территорий. Так же, учитывая большой приток в летнее время отдыхающих на территорию района из города Санкт-Петербурга, актуальны проблемы обеспечения безопасного отдыха людей на водных объектах района.
Бюджетная система
Бюджетная система Гатчинского муниципального района состоит из районного бюджета и бюджетов семнадцати муниципальных образований. Современная система управления муниципальными финансами в Гатчинском муниципальном районе сложилась в результате проведенной работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению его прозрачности и открытости, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета района. Процесс реформирования на муниципальном уровне осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Для совершенствования и развития бюджетной системы был реализован план мероприятий по обеспечению роста доходов, оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики муниципального района на период до 2016 года, утвержденный постановлением администрации Гатчинского муниципального района от 28.12.2013 № 5339.
Начиная с 1 июля 2012 года формирование и исполнение бюджета Гатчинского муниципального района осуществляется в условиях новых форм финансового обеспечения оказания муниципальных услуг, которые заключаются в переходе от сметного финансирования к предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Формирование муниципальных заданий и установление прямой зависимости объема субсидии на исполнение муниципального задания от результатов деятельности учреждений приводит к усилению внутреннего контроля в учреждениях и, как следствие, обеспечивает повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Переход к формированию бюджета на основе программно-целевых принципов предъявляет дополнительные требования к его устойчивости, гарантированному обеспечению финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, в том числе в долгосрочной перспективе. В современных условиях данный процесс, включающий также повышение качества управления муниципальными финансами и совершенствование механизмов управления муниципальным долгом, происходит в условиях постоянного реформирования бюджетной и налоговой политики на федеральном и региональном уровнях.
В настоящее время в Гатчинском муниципальном районе осуществляется внедрение комплексной системы автоматизации исполнения бюджета и управления бюджетным процессом – Автоматизированный Центр Контроля исполнения бюджета» («АЦК-Финансы»), направленной на обеспечение централизации финансовых процессов в муниципальных образованиях, которая достигается сосредоточением абсолютно всей первичной, производной и отчетной финансовой информации в финансовом органе. На территории Гатчинского муниципального района находится 190 учреждений, обслуживаемых комитетом финансов. Учреждения финансируются из районного бюджета (бюджетов поселений), 79 из них используют удаленные автоматизированные рабочие места управления бюджетом. Количество on-line рабочих мест ИС УБП составляет 111.
Наличие дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района обусловлена преимущественно неравномерностью размещения производительных сил на территории Гатчинского муниципального района. Более 55% налоговых доходов в общей сумме налоговых доходов всех поселений приходятся на г.Гатчина и г.Коммунар. Одной из главных задач является эффективное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов городских и сельских поселений с помощью межбюджетных трансфертов (дотаций).
Индекс налогового потенциала рассчитывается как отношение налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены муниципальным образованием исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по муниципальным образованиям одного уровня. Наиболее высокое значение показателя у Вырицкого, Большеколпанского, Гатчинского и Коммунарского поселений, наиболее низкое – в Дружногорском, Елизаветинском и Рождественском.
Таблица 30.
Наименование муниципального образования | Численность населения по состоянию на 01.01.2013г., чел. | ВСЕГО налоговые доходы на 01.01.2014, тыс.руб. | Индекс налогового потенциала (без Дотации из ОФФПП[5]) | Налоговые доходы с дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности | Индекс налогового потенциала после предоставления дотации |
Вырицкое | 15 098,00 | 57 425,10 | 1,2632 | 57 425,10 | 1,1068 |
Большеколпанское | 9 567,00 | 35 731,80 | 1,2404 | 35 731,80 | 1,0869 |
Гатчинское | 95 384,00 | 329 094,60 | 1,1458 | 329 094,60 | 1,004 |
Коммунарское | 21 099,00 | 71 837,20 | 1,1307 | 71 837,20 | 0,9908 |
Таицкое | 6 496,00 | 18 289,20 | 0,935 | 21 738,00 | 0,9738 |
Сяськелевское | 5 113,00 | 13 653,50 | 0,8868 | 17 110,00 | 0,9738 |
Сусанинское | 8 070,00 | 21 398,40 | 0,8806 | 27 005,20 | 0,9738 |
Веревское | 6 823,00 | 17 680,00 | 0,8606 | 22 832,20 | 0,9738 |
Войсковицкое | 6 994,00 | 17 837,90 | 0,847 | 23 404,50 | 0,9738 |
Сиверское | 19 388,00 | 48 970,30 | 0,8388 | 64 879,30 | 0,9738 |
Новосветское | 8 162,00 | 19 359,50 | 0,7877 | 27 313,00 | 0,9738 |
Пудостьское | 9 391,00 | 20 539,90 | 0,7264 | 31 425,70 | 0,9738 |
Пудомягское | 6 149,00 | 13 337,20 | 0,7203 | 20 576,80 | 0,9738 |
Кобринское | 6 074,00 | 12 054,70 | 0,6591 | 20 325,80 | 0,9738 |
Дружногорское | 6 120,00 | 10 704,50 | 0,5809 | 20 479,80 | 0,9738 |
Елизаветинское | 5 748,00 | 9 964,90 | 0,5757 | 19 234,90 | 0,9738 |
Рождественское | 5 944,00 | 9 665,90 | 0,5401 | 19 890,80 | 0,9738 |
Итого по поселениям | 241 620,0 | 727 544,6 | 1,000 | 830 304,7 | 1,0000 |
Эффективность бюджетной политики также характеризуется уровнем бюджетной обеспеченности, которая в соответствии с «Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений» является объектом выравнивания в процессе межбюджетного регулирования. Данный показатель рассчитан как отношение собственных налоговых и неналоговых доходов на одного жителя.
Таблица 31.
Бюджетная обеспеченность муниципальных образований
Поселение | 2010 г. | 2013 г. | 2013 в % к 2010 г. | ||
руб./чел. | место | руб./чел. | место | ||
Гатчинское | 4925,2 | 6167,5 | 125,2 | ||
Коммунарское | 5152,3 | н/д | |||
Вырицкое | 4718,4 | 4778,0 | 101,3 | ||
Веревское | 3298,6 | 4638,8 | 140,6 | ||
Пудостьское | 3058,5 | 4530,4 | 148,1 | ||
Таицкое | 7790,4 | 3989,5 | 51,2 | ||
Пудомягское | 2876,2 | 3980,7 | 138,4 | ||
Большеколпанское | 3756,2 | 3653,5 | 97,3 | ||
Войсковицкое | 3312,1 | 3591,2 | 108,4 | ||
Сиверское | 3354,5 | 3465,0 | 103,3 | ||
Новосветское | 3010,7 | 3391,7 | 112,7 | ||
Сяськелевское | 2091,2 | 3380,5 | 161,7 | ||
Сусанинское | 1972,2 | 3171,7 | 160,8 | ||
Кобринское | 2399,4 | 3072,4 | 128,0 | ||
Дружногорское | 1883,8 | 3051,8 | 162,0 | ||
Елизаветинское | 2709,3 | 3023,2 | 111,6 | ||
Рождественское | 1972,0 | 2466,2 | 125,1 |
Изменения структуры доходов и расходов бюджета представлена в виде диаграмм.